Система оценки достижений
планируемых предметных результатов освоения
учебного предмета
«Литература»
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023
Оценка устных ответов
.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка выразительного чтения художественных произведений
Выразительное чтение художественных произведений (эпических, лирических, драматических) и их фрагментов оценивается следующим образом.
Отметка «5» ставится, если:
ученик читает четко, внятно, соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха;
ученик владеет умением «читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет
«шестью рычагами» выразительного чтения (громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее);
ученик воссоздает чувства в чтении – «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные.
Отметка «4» ставится, если
текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1–2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки;
в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения.
Отметка «3» ставится, если:
текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3–5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются;
текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально.
Критерии оценивания пересказа
Отметка «5» ставится, если
содержание ответа полностью соответствует теме и заданию;
фактические ошибки отсутствуют;
содержание излагается последовательно;
ответ отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
достигнуто стилевое единство и выразительность речи.
Отметка «4» ставится, если
содержание ответа в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);
содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
стиль речи отличается единством и достаточной выразительностью
Отметка «3» ставится, если
в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
в ответе достигнута достоверность в главном, но имеются незначительные фактические неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль речи не отличается единством и недостаточно выразителен.
Отметка «2» ставится, если
ответ не соответствует теме и заданию;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях ответа, отсутствует связь между ними, ответ не соответствует плану;
крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
нарушено стилевое единство речи.
Критерии оценивании письменных работ по литературе
учитывается:
Отметка «5» ставится, если
содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
ответ отличается полнотой и аргументированностью;
фактические ошибки отсутствуют;
содержание излагается логично и последовательно;
работа отличается стилевым единством, точностью и выразительностью языка; допущено не более 1–2 речевых недочетов, орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют или допущено не более 1 (каждого вида, суммарно – не более 2).
Отметка «4» ставится, если
содержание работы в основном соответствует теме и заданию, но имеются незначительные отклонения от темы;
ответ полный, но недостаточно аргументированный;
содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
работа отличается стилевым единством и выразительностью языка; допущено не более 3 речевых недочетов, не более 2 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 4).
Отметка «3» ставится, если
в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
ответ неполный и/или недостаточно аргументированный;
содержание достоверно в главном, но имеются фактические неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности и логики изложения;
работа не отличается стилевым единством, речь недостаточно выразительна; допущено 4–5 речевых недочетов, не более 3–4 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 7).
Отметка «2» ставится, если
работа не соответствует теме и заданию;
ответ крайне упрощенный и/или неаргументированный;
допущено много фактических неточностей и ошибок;
нарушена последовательность и логика изложения мыслей, отсутствует связь между ними;
нарушено стилевое единство текста, словарь беден, синтаксические конструкции однообразны; допущено более 5 речевых недочетов, 5 и более орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – 8 и более).
Критерии оценивании сочинения
Учитывается объем в соответствии с требованиями, определенными в ФРП по классам:
5 класс – не менее 70 слов; 6 класс – не менее 100 слов; 7 класс – не менее 150 слов; 8 класс – не менее 200 слов; 9 класс – не менее 250 слов.
Отметка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других источников, необходимых для ее раскрытия; об умении целенаправленно анализировать произведение, уместно и правильно используя теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение, достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей; умение анализировать произведение с опорой на теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, дан в целом верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; проводится анализ произведения, но без опоры на теоретико-литературные понятия или с ошибками в их использовании; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной монологической речи. В работе имеется не более четырех неточностей в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое не раскрывает тему или написано не на тему; свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст; не свидетельствует об умении анализировать текст и знании теоретико- литературных понятий; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
Примерная шкала перевода балла в отметку (разрабатывается в образовательной организации):
Отметка «5» – 84–100%;
Отметка «4» – 66–83%;
Отметка «3» – 50–65%;
Отметка «2» – менее 50%.
Отметка «1» – не выполнено ни одного задания/не приступал.