СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность  как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.»

Выступление на методическом совете учителей МБОУ « СОШ № 19» ИМОСК

Учителя математики Ереминой Е.Д.


Система оценки достижения планируемых

результатов освоения основной образовательной программы.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.


(Слайд 2) предлагается сравнить Традиционную систему оценки и Оценку результатов по ФГОС

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику,

  • текущую и тематическую оценку,

  • портфолио,

  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

  • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

  • государственная итоговая аттестация,

  • независимая оценка качества образования

  • мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

Особенностями системы оценки являются (Слайд 3):

  • комплексный подход к оценке результатов образования;

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки;

  • использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценки;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио);

  • использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Система оценки строится на следующих принципах (Слайд 4):

- Оценивание является постоянным процессом, в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое) и срезовое (тематическое, итоговое) оценивание.

- Оценивание может быть только критериальным.

- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и самоанализу.

- Использование разнообразных видов, методов и объектов оценивания.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных (Слайд 5).

Надо сказать, что Личностные результатов выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, оно соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

Предлагаемые способы оценивания достижений метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.


(Слайд 6) Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.


В системе оценки ФГОС вводится новое понятие - Самооценка (Слайд 7, 8) позволяет контролировать собственную деятельность, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.

Сегодня на уроках в 5 классах вы увидели более сложные этапы самооценки, которые позволяют: ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Дети также видят свои слабые и сильные стороны. Начинают комментировать свою оценку. Стараются улучшить результат. Могут оценить работу своего товарища.

!!!- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы построить шкалу и указать свой уровень (нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи);

- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;

- выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.

- в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.



(Слайд 9) Надо сказать, что оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ и должна носить критериальный характер.

1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Данные уровни следует учитывать при составлении контрольных работ, т.к. заданий базового уровня должно быть 2/3, а повышенного – 1/3 (пример: 6 и 3).


Хочу вам показать таблицу критериальной системы оценивания (Слайд 10).

При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:

  1. Постепенное внедрение: от простого к сложному.

  2. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.

  3. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.

  4. Обеспечение личной психологической безопасности ученика.



Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность работать с информацией;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга представлена в утверждённом директором плане работы школы на учебный год. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Наиболее адекватными формами оценки:

  • читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;

  • ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;

  • сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

  • получение информации об образовательных достижениях обучающихся в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, контрольного тестирования (в том числе по электронному инструментарию Центра развития молодёжи (г.Екатеринбург, www. cerm.ru), результаты которых анализируются, обобщаются и используются для организации коррекционной работы по выявленным индивидуальным проблемам.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (5-8 классы).

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС.  Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов

1. Индивидуальный итоговый проект может быть:

По содержанию: монопредметный (одна предметная дисциплина) или метапредметный (охватывает материал нескольких дисциплин).

По информационной направленности - исследовательский, познавательный, творческий, практико-ориентированный:

- информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение фактов;

- исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием;

- творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т. д.);

- практико-ориентированный (прикладной) – нацелен на социальные интересы участников проекта или заказчика;

Представление индивидуальных итоговых проектов может быть проведено в форме (проектный продукт):

  • компьютерной презентации с описанием продукта;

  • демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО);

  • web-сайта или страницы,

  • сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;

  • схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума,

  • исследования, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.;

  • эссе,

  • аналитические материалы или обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях и анализ данных социологического опроса;

  • а также:

атлас, газета, журнал, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, костюм, макет, модель, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, письмо, праздник, публикация, путеводитель, справочник, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие, чертеж, экскурсия и др.

Требования к оформлению индивидуального проекта

Введение

Основная часть. Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.

1. (Полное наименование главы)

2. (Полное наименование главы)

Заключение

Список информационных источников

Приложения

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

Критерии и показатели для оценки индивидуального проекта

Критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Критерии оценки метапредметных компетентностей докладчика

Регулятивные (РУУД1).

Уровень постановки проектных целей и задач, самоанализ результатов

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, приведен самоанализ результата.

Есть небольшие отклонения в последовательности реализации поставленных задач, приведен самоанализ результата.

Есть существенные отклонения в последовательности реализации поставленных задач, отсутствует самоанализ выполненной работы.

Степень самостоятельности в процессе подготовки проекта (РУУД2) (оценку даёт руководитель работы)

Максимальная самостоятельность школьника (70-100%)

Самостоятельность выполненной работы (50-69%)

Самостоятельный подход ограничен

(30-49%)

Познавательные УУД

Знание предмета темы сообщения (ПУУД)

Продемонстрировано свободное владение темой исследования

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Недостаточное понимание темы выполненной работы

Коммуникативные УУД (логичность рассуждения, умение участвовать в диалоге) (КУУД)

Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Имеются отдельные нарушения логики рассуждения. Автор отвечает на большинство вопросов.

Недостаточно выстроена последовательность изложения работы, нет или почти нет четких ответов на предложенные вопросы.

Критерии оценки индивидуального проекта

Актуальность темы

Актуальность раскрыта в полной мере

Актуальность раскрыта в достаточной мере

Автор затруднился в обосновании выбора темы

Практическая значимость

Выражена в полной мере

Выражена достаточно

Выражена недостаточно

Качество (глубина проработки темы)

Тема раскрыта на глубоком содержательном уровне. Полученные результаты полностью соответствуют тематике работы и планируемым результатам.

Полученные результаты в достаточной степени соответствуют заданной тематике и планируемым результатам. Глубина раскрытия темы на среднем уровне.

Полученные результаты недостаточно соответствуют тематике работы и степень планируемых результатов меньше 50%. Тема раскрыта поверхностно.

Оформление работы

Работа имеет чёткую структуру, правильное оформление содержания, представлена качественным презентационным материалом (продуктом)

Незначительные нарушения в подаче структуры, содержания. представления презентационного материала (продукта)

Значительные нарушения в подаче структуры, содержания. представления презентационного материала (продукта)

Презентация работы

Учебно-исследовательская работа сопровождается компьютерной презентацией. Она выполнена качественно; ее достаточно для понимания идеи исследования без чтения текста работы. Дизайн презентации помогает положительному восприятию текста.

Учебно-исследовательская работа сопровождается компьютерной презентацией. Она выполнена хорошо, её достаточно для понимания идеи исследования без чтения текста работы. Дизайну не уделено должного внимания.

Учебно-исследовательская работа сопровождается компьютерной презентацией, но презентация выполнена некачественно, её недостаточно для понимания идеи исследования без чтения текста работы.

Максимальный балл – 27 баллов. Высокий уровень - 24-27 баллов; уровень выше среднего - 20-24 баллов, базовый уровень - 16-20 баллов, ниже базового – 12-15 баллов; низкий уровень – 8-11 баллов.