Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
(Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории МБОУ Боровской СШ №84 Крепак Т.В.)
Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен.
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники:
неверное понимание формулировок заданий;
неумение применять теоретические знания в практических заданиях;
неумение грамотно распределять время на экзамене;
технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
неумение контролировать свои эмоции (из-за отсутствия или недостаточного количества пробных тестирований).
Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Подготовка к ЕГЭ начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической лаборатории. Каждый год я оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит выпускников со структурой, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов.
Стенд «Пишем сочинение» помогает учащимся при написании сочинения-рассуждения. В моей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия, методические рекомендации
Несмотря на огромное количество учебно-методических пособий и методических разработок, у каждого учителя формируется своя методика подготовки к экзамену.
Я считаю, нельзя добиться успеха , если сам плохо представляешь структуру экзамена. Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:
посещать курсы по подготовке к ЕГЭ; ( Я стараюсь их не пропускать, последними были « Трудные задания на ЕГЭ: анализ ошибок и приемы эффективной подготовки»)
перенимать опыт у других учителей, быть активным на заседаниях РМО, ШМО;
изучать имеющиеся образовательные стандарты;
знать, что такое кодификатор, спецификация; внимательно изучать документы, материалы ФИПИ;
знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
уметь работать с Интернет-ресурсами;
работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.
Во-вторых, учитель должен стремиться создать учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к экзаменам, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ, помочь преодолеть психологический дискомфорт.
Учащиеся должны знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Каждый учитель занимается по собственной, высокоэффективной программе подготовки и знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов и подготовила 11 выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. У пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы.
Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку (или тетрадь), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Учащиеся пользуются папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
Уже с 5-го класса для эффективного усвоения и контроля полученных знаний использую тестовые формы контроля. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ. Для этого сначала необходимо помочь учащимся овладеть техникой работы с тестами. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ (демонстрационными вариантами), его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.
В первой половине сентября провожу диагностический тест за курс основной школы, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты диагностической работы дают возможность учащимся знать о своих пробелах в знаниях и сделать вывод о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и самостоятельно дома. Для учителя это даёт возможность планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.
В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Результаты заносятся в карту. Эта работа позволяет выявить пробелы и планировать работу по их устранению. Составляю индивидуальную картотеку ошибок. Каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Вспоминаем и систематизируем необходимые теоретические знания. Стараюсь добиться, чтобы ученики сами находили и повторяли материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, допустим, лекция учителя.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть II – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у учащихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если учащиеся с 5 класса постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.
В 10 классе снова формируется новая папка, в которую мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. К концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
В 11 классе провожу 3 пробные экзаменационные работы в форме и по материалам ЕГЭ. В конце 10 класса обучающиеся проходят промежуточную аттестацию также в форме и по материалам ЕГЭ (с сочинением). Только перевод баллов о отметку несколько изменён.
Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента ошибок в разных заданиях, типа ошибок как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы.
Наша школа Тесно связана с центром мониторинга.
Индивидуальная работа включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений (в 11 классе обязательным для учащихся является создание одного сочинения в неделю), работу со слабоуспевающими учащимися.
Эффективной формой работы подготовки к ЕГЭ является комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года предлагаю учащимся приобрести сборники с контрольно-измерительными материалами. Это сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова, Егараевой
При подготовке к написанию сочинения учащиеся пользуются учебно-методическим пособием Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».
Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку является использование материалов Единой коллекции ЦОР.
Можно применять для индивидуальной и групповой работы следующие ресурсы сети Интернет.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/- справочно–информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой.
Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» Все для Абитуриента 2019 http://edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
Русский ЕГЭ 2019 http://www.rus-ege.com
Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
Результаты ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ | 2017 | 2018 | 2019 |
Русский язык | 65,8 (высший-91), наименьший - 46 | 69,8 (высший-87) наименьший -56 | 64,6 (высший-78) наименьший -51 |
| | | |
| | | |
| | | |