Выступление:
Система подготовки к ОГЭ
по обществознанию
(из опыта работы)
Хохольков А. А.
учитель истории и
обществознания
МОУ Рязанцевская СШ
2019г
Несмотря на то, что тема Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ до сих пор является спорной, эти экзамены стали реальностью и прочно вошли в систему нашего образования. Введение ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет нас, учителей, пересматривать организацию учебной деятельности выпускников для решения проблемы: как, с одной стороны, организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и, с другой, подготовить выпускников к ОГЭ?
Однако, когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, многие выбирают обществознание.
Приведу статистику за годы моей работы в 9-х классах
2017-2018гг: экзамен выбрал 1 уч-ся из 9.
2018-2019гг: экзамен выбрали 2 уч-ся из 8.
Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю, а значит, ничего сложного на экзамене не будет». Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике?
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.
Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.
Анализируя свой опыт, учитывая достижения и просчёты, мной была выработана и опробована собственная система предметной подготовки учащихся к ОГЭ. В своём дальнейшем выступлении я бы хотел кратко остановиться на принципах построения и формах работы.
Свою работу строю по трём основным направлениям:
I направление – введения или «погружения» в экзамен.
Задачи:
- развитие мотивации, целеполагания и уверенности учащихся;
- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету, назначении заданий различного типа;
-формирование положительное отношение к процедуре контроля экзамена.
На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.
II направление – функциональная работа, которая выражается в организации различных способов учебной деятельности. Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 34 часа в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно.
Как же пополнить багаж знаний по предмету? Я использую возможности многоуровневой подготовки
Первый уровень – урочная подготовка. Уверен, что образовательное пространство современного урока должно быть наполнено современными ресурсами и педтехнологиями.
Второй уровень – консультации. Практикую консультации в форме лекций разного типа. Первый – это лекции-визуализации по всем блокам.
Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».
Третий тип – консультации - практикумы.
Третий уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Программа подготовки включает основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА.
Четвёртый уровень – дистанционная подготовка.
Использую возможности Internet. «Вконтакте» ежегодно создаются онлайн группа (или беседа) для организации обратной связи с обучающимися, где помещаются алгоритм выполнения заданий, памятки, схемы, таблицы, презентации.
III направление – диагностика уровня подготовки учащихся, контрольно-оценочная деятельность.
Использую различные формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:
мини-тестирование по разделам в рамках урока;
самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ также в рамках урока;
компьютерное и он-лайн тестирование.
Экзамен по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Я убедился, что системный характер подготовки к ОГЭ действительно эффективен.
Но с другой стороны, важно чтобы ученики усвоили ещё одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.