СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к олимпиадам и конкурсам по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представляется отчет по системе подготовки к предметным олимпиадам. Организация работы с разновозрастными группами обучающихся, раббота с одаренными детьми и профессиональные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к олимпиадам и конкурсам по английскому языку»

Система подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам по английскому языку в лицее


Основная задача работы с одаренными детьми на современном этапе определяется, с одной стороны, требованиями новых федеральных образовательных стандартов, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по различным предметам. Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, так как олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.

Основными целями и задачами проведения олимпиад по английскому языку являются:

  • выявление наиболее талантливых учащихся в области лингвистики и предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в области лингвистики в условиях соревнования;

  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку;

  • привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики;

  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

  • развитие интереса к истории и культуре англоязычных стран;

  • развитие готовности и способности школьников осуществлять речевое общение на межнациональном уровне;

  • формирование у учащихся творческого подхода к выполнению предложенных заданий;

Олимпиада позволяет выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Олимпиады предлагают задания повышенного уровня сложности, поэтому готовиться к ним нужно по особой программе, выделять

дополнительные часы и разрабатывать индивидуальные траектории для учащихся.

В работе по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам можно выделить два направления:

  1. Подготовка к школьным, муниципальным, региональным, Всероссийским и Международным очным олимпиадам.

Цель таких олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

  1. Стимулирование и подготовка учащихся к участию в заочных предметных олимпиадах и конкурсах.

Цель олимпиад этого вида - это ознакомление учащихся с заданиями повышенного уровня и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении иностранного языка с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах муниципального, регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд положительных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

  • создает ситуацию успеха;

  • развивает интерес учащихся к изучению английского языка;

  • формирует опыт участия в соревнованиях и подготавливает психологически к участию в олимпиадном движении в старших классах;

  • предоставляет учащимся возможность подготовиться к ГИА;

  • предоставляет учащимся возможность сравнить свой результат с лучшим.

  • дает возможность получить диплом или сертификат для школьного портфолио.

В настоящее время есть большое количество сетевых сообществ, которые предлагают учащимся принять участие в таких олимпиадах и конкурсах:

Новый урок;

Инфоурок;

Олимпус;

Методисты.ру;

Tea4er.ru;

Британский бульдог;

Всероссийский молодежный чемпионат;

Узнавай-ка.рф и т.д.

Успешное участие учащихся в заочных олимпиадах и конкурсах создает базу для их подготовки к очным соревнованиям. Кроме этого, успешное участие в заочном этапе дает возможность пройти в очный этап и получить льготы при поступлении в ВУЗ в случае успешного выполнения заданий очного тура. Для того чтобы познакомить учащихся с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015-2016 учебный год» на персональном сайте учителя был размещен материал с прямыми ссылками на сайты данных олимпиад.

(Смотри приложение 1).

Программа подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной активности, умения добывать и применять знания на практике.

Задачи программы:

  • Учить работе с дополнительной и справочной литературой;

  • Углубить знания учащихся по предмету;

  • Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами;

  • Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний;

  • Развивать интеллект, мышление, творческое воображение, интерес к интеллектуальным играм, заданиям, речи;

  • Формировать позитивное мышление, самоконтроль и самооценку своей деятельности, коммуникативные умения, настойчивость в поисках решения проблем, активную позицию, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

  • Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.

При этом необходимо различать задачи для разных возрастных групп участников олимпиадного движения. Ступени подготовки к олимпиаде представлены в таблице 1:

Цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам на разных ступенях обучения.

Классы

Цель

Формы работы

5-6

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку

Кружки и факультативы.

Творческие проекты.

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Тренировочные упражнения в игровой форме, созданные учителем на платформах:

Quizzlet, например: Animals;

Learningapps.org, например: Animals, Tag questions,  English-speaking Countries);

в программе ADTester (задания на грамматику).

Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.

7-8

Углубленное изучение английского языка, формирование интереса к исследовательской работе, подготовка к участию в олимпиадном движении на старшей ступени.

Кружки и факультативы.

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Участие в проектной деятельности.

Участие в научно-исследовательской деятельности.

Подготовка команды победителей и призеров школьного этапа к муниципальному этапу.

Тренировочные задания, созданные на платформе Kubbu.com, Let’s Test, например:Irregular Verbs, Present Simple/Present Continuous, Past Simple/Past Continuous;

в программах ADTester, EasyQuizzy, например: Modal Verbs.

Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.

9-11

Формирование позитивного мышления, самоконтроля и самооценки своей деятельности, стремления достигать наивысших результатов.

Подготовка команды победителей и призеров школьного этапа к муниципальному и региональному этапу.

Разработка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Тренировочные задания, созданные на платформе Let’s Test, например: Placement Test;

в программах ADTester, MultiTester, Tester, EasyQuizzy, например: Subjunctive Mood.

Тренировочные задания на аудирование , созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast.

Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходим ряд условий:

  • Желание учителя этим заниматься.

  • Наличие увлеченных школьников. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

  • Организация целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам по английскому языку.

Подготовка к олимпиаде включает в себя:

  • базовую подготовку по английскому языку на уроке;

  • подготовку в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы и т.д.);

  • самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

  • подготовку наиболее способных учащихся к участию в определенном этапе соревнования. (Разработка индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся).

Можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к олимпиадам:

  1. Создание творческой среды для стимулирования учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах за счет

    • системы эффективных уроков; (Для этого необходимо внести определенные изменения в методику преподавания предмета).

    • внеклассной работы: кружки, факультативы, неделя иностранного языка;

    • использования передовых образовательных технологий.

Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью учебного процесса, где учитель создаёт условия для развития нестандартного мышления учащихся.


  1. Диагностика, целью которой является выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

  • наблюдение в ходе уроков;

  • организацию исследовательской, проектной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;

  • анализ результатов участия учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;

  • тестирование.

Для проведения диагностики стартового уровня владения языком учащимся предлагается пройти тест, созданный на платформе Let’s test , с тем, чтобы определить, с одной стороны, какие разделы программы требуют более тщательной отработки. С другой стороны, выявить группу учащихся, показывающих высокий результат для того, чтобы сформировать группу для подготовки к олимпиаде.


  1. Целеполагание. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.

  • Чего вы хотите? (Формулировка перспективных целей и ближайших задач);

  • Как вы поймете, что достигли цели? (Самоанализ и рефлексия);

  • Почему эта цель важна? (Формирование внутренней мотивации);

  • Как вы можете достичь этой цели? (Конкретные шаги, способствующие достижению этой цели).

Необходимо сформулировать как перспективные цели (например, занять призовое место на заключительном этапе олимпиады), так и ближайшие задачи (например, выучить идиомы по теме «Еда», прочитать произведения У. Шекспира и т.д.). Это очень важный этап, так как нужно учить учащихся правильно формулировать цель. Если цель выбрана неправильно, сколько бы усилий не было затрачено, успеха не добиться.


  1. Организация участия учащихся в различных видах деятельности.

  • проектная деятельность (как урочная, так и внеурочная).

Талант проявляется только в какой-либо деятельности, поэтому нужно дать ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, иначе невозможно определить, есть ли у него способности к этому. Особенно удачной в этом смысле, является технология проектов, групповых проектов, в частности. В зависимости от способа представления итогового продукта, в команде распределяются роли. Каждый может выбрать себе ту роль, с которой он лучше всего справляется. Участвуя в разных по содержанию и направленности проектах, учащиеся определяют для себя, в каких видах деятельности они достигают наилучших результатов.

  • Использование современных возможностей информационно- коммуникационных технологий для подготовки учащихся к олимпиадам (форумы, чаты, сетевые сообщества и т.д.).

Использование цифровых технологий, позволяет мобилизовать и более продуктивно использовать потенциальные возможности обучающихся, увеличить темп выполнения заданий до оптимально возможного, концентрировать языковой и речевой материал, дать учащимся возможность работать самостоятельно, рационально.

Можно выделить следующие виды использования Интернет:

      • образовательные сайты;

      • иноязычные радиостанции и он-лайн телевидение;

      • подкасты;

      • клубы и языковые сообщества;

      • фильмы, мультфильмы на иностранном языке;

      • аудиокниги на иностранном языке;

      • программы для общения в реальном режиме времени, например, Skype, электронная почта и другие;.

      • виртуальные музеи и многие другие;

  • научно-исследовательская работа.


  1. Формирование команды школьников, готовящихся к олимпиадам.

В команде занимаются все учащиеся, не зависимо от того, в группе у какого преподавателя они занимаются в школе. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение, потому что

именно в команде можно организовать речевое общение наиболее эффективно. Работа в команде позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

Подготовка команды идет по двум направлениям:

  • Обзорное повторение лексики и грамматики.

  • Выполнение тренировочных заданий олимпиад прошлых лет, задания для подготовки к FCE, CAE, IELTS и других.

  • Самостоятельная подготовка учащихся с помощью дополнительных пособий и персонального сайта учителя http://teachandlearnenglish.com/.

Для обзорного повторения грамматики учителем разработаны раздаточные материалы по всем изучаемым в курсе школьной программы разделам грамматики и лексики по всем основным разговорным темам. (Смотри Приложение 2).

На занятиях детям предлагаются задания на отработку лексики и грамматики, которые проверяются с помощью программ ADTester, MultiTester, Kubbu,com и других и во время устной фронтальной работы. Особенное внимание уделяется заданиям на трансформацию, так как именно они способствуют развитию нестандартного мышления, проверяют умения применять полученные знания на практике. Задания на формирование навыков устной и письменной речи выполняются индивидуально или в парах.


  1. Построение индивидуальных образовательных траекторий для наиболее перспективных участников. При подготовке к региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников возникает необходимость разработать индивидуальные образовательные траектории развития учащихся, что позволяет интенсифицировать процесс подготовки.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [1].

Поскольку подготовка к олимпиаде ведется в системе, в течение всего года, индивидуальные образовательные траектории разрабатываются как на весь период, так и на каждое занятие, и включают в себя следующие этапы:

  • целеполагание учеников;

  • планирование:

    • определение тем консультаций по наиболее сложным и проблемным вопросам;

    • составление плана занятий с учетом психологических особенностей школьника;

    • выбор форм отчета ребенка по предмету за определенные промежутки времени;

  • рефлексия и самооценка деятельности

При определении цели и путей ее достижения важно не только определить, «Чего я хочу добиться?», но предвидеть результат и после достижения главной цели; таким образом, планирование должно идти дальше намеченной цели. Очень важно, чтобы отношения между учителем и учеником носили доверительный характер, так как только в этом случае учащиеся смогут доверять учителю и совместно разрабатывать маршрут, при этом определяя слабые места и при необходимости, вносятся необходимые корректировки.


  1. Мониторинг и рефлексия деятельности, как учителя, так и учащихся, внесение необходимых коррективов.

Мониторинг и обратная связь необходимы на протяжении всего этапа подготовки:

  • Где я нахожусь сейчас?

  • Как я двигаюсь к намеченной цели?

Это субъективная самооценка, причем, наиболее способные дети оценивают себя достаточно низко. Но в этом случае важна не сама оценка, а то, что успехи ребенка в подготовке могут быть измерены, а значит, в любой момент в план можно внести коррективы. Это внутренний индикатор прогресса, при этом наиболее важными будут результаты на заключительных этапах.

Во время консультаций с преподавателем по окончании занятия необходимо обязательно проанализировать, что было выполнено, наметить дальнейшие шаги:

  • Достиг ли ты того результата, который намечал?

  • Можно ли еще улучшить результат?

  • Что было самым важным (трудным, интересным)?

В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить и поблагодарить ученика за хорошую работу, так как развитие самооценки «до могущества» один из способов психологической подготовки к олимпиадам и конкурсам. Нужно реально показать и спланировать, как можно добиться результата. Элементы коучинга помогают превратить фантазию ребёнка в реальность.


  1. Организация участия школьников в олимпиаде и достижение положительных результатов.

В работу по подготовке к олимпиаде необходимо включить задания на формирование всех аспектов коммуникативной компетенции. В структуру коммуникативной компетентности входят языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Нужно очень внимательно подойти к отбору материала для подготовки к олимпиаде. Невозможно выполнить все, поэтому необходимо выбрать наиболее эффективные учебные пособия и курсы и разделить их на задание для самостоятельной отработки и задания на отработку вместе с учителем.

Наиболее удачные, на наш взгляд, учебные пособия для формирования языковой и речевой компетенции представлены в Таблице 2.

Учебные пособия по английскому языку для подготовки к олимпиадам и конкурсам по английскому языку.

Учебная задача

Учебное пособие

Grammar and Vocabulary

David Porter . Check your vocabulary for Academic English

Malcom Mann. Steve Taylore-Knowles Exam Skills for Russia Grammar and Vocabulary Macmillan

Cambridge English Advanced. Certificate in Advanced English (CAE) Use of English – Part 4 : Key Word Transformation

Collocations

Watcyn-Jones Peter. Test Your English Idioms

Marks Jon, Wooder Alison. Check Your Vocabulary for Natural English Collocations

Kiljan Krzysztof. 1000 Trios

Phrasal verbs and idioms

Т.В. Митрошкина Английские фразовые глаголы

1000 Phrasal Verbs in Context.

A Self-study Guide for Intermediate to Advanced Students. by Matt Errey

Michael McCarty. Felicity O’Dell English Phrasal verbs in Use

Ruth Gairns and Stuart Redman. Idioms and Phrasal verbs. Oxford Word Skills

Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for Phrasal Verbs and Idioms

3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. Литвинов П.П. 2007-288с.PDF

Vocabulary

Michael McCarty. Felicity O’Dell English Vocabulary in Use. Advanced

Glennis Pye Vocabulary in Practice Pre-intermediate

Glennis Pye Vocabulary in Practice Intermediate

Felicity O’Dell. Michael McCarty. Test Your English vocabulary in use. Upper-Intermediate

Ruth Gairns and Stuart Redman Oxford Word Skills Learn and Practice English vocabulary Oxford university Press

Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for FCE

Practice Tests

Jane Barnes. Drew Hyde. Nick Kenny. Jack Newbrook. Advanced Expert CAE

К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. Олимпиады по английскому языку для 9-11 классов: Практикум. –Обнинск: титул, 2013

Morgan Terry. Judith Wilson IELTS. Practice Tests. Plus 2

Sally Burgess with Richard Acklam. First certificate Gold exam maximiser

Cambridge certificate in Advanced English 1

Cambridge certificate in Advanced English 2

Writing

Anneli William Writing foe IELTS Collins

Speaking

Karen Kovaks Speaking for IELTS Collins

Необходимо выполнить большое количество заданий, так как только в этом случае можно добиться максимального уровня сформированности навыков. Навык на уровне знания означает возможность применения в незнакомой ситуации.

Что касается социокультурной компетенции, необходимо включить в подготовку чтение литературы в оригинале, изучение обычаев и традиций стран изучаемого языка, задания на сравнение культуры родной страны и стран изучаемого языка. Задания на проверку социокультурной компетенции всегда вызывают трудности, так как требуют не только хорошего уровня сформированности языковых и речевых навыков, но и широты кругозора. Для тренировки нужно продумать систему заданий познавательного характера, например: Сопоставь имена авторов с названиями их произведений и главными героями (Смотри Приложение 3).

В процессе обучения иностранным языкам должна быть сформирована компенсаторная компетенция, под которой понимается способность индивида выходить из затруднительных коммуникативных ситуаций вследствие дефицита языковых или речевых средств посредством применения компенсаторных стратегий и умений. [2]

Для этого можно использовать персональный сайт учителя http://teachandlearnenglish.com/ , где собраны все задания в одном месте и учащемуся не нужно тратить время на поиск необходимого материала. Причём, задания на сайте распределены по уровню сложности и по темам; учитель только выдает задания и определяет последовательность их выполнения. Если в ходе выполнения заданий возникают какие-то вопросы, ученик разбирает их во время консультации с учителем. На сайте выложены особенно сложные задания на словосочетания, на синонимы и антонимы, на идиомы и фразовые глаголы; что очень важно при подготовке к олимпиаде, так как именно эти разделы довольно слабо представлены в учебниках школьной программы. В то же время, на олимпиадах разного уровня задания такого вида встречаются очень часто и вызывают наибольшие трудности. Изучение и использование синонимов, дефиниций, и толкований способствует развитию таких базовых умений компенсаторной компетенции как умения прибегать к перефразированию.

(Смотри приложение 4).

Кроме того, необходимо сформировать и учебно-познавательную компетенцию, то есть способность развивать свою мыслительную деятельность путем сравнения, сопоставления, анализа и обобщения информации в соответствии с определенной учебной задачей, пользоваться справочными материалами. Наиболее удачными для этого являются задания для подготовки к письменному и устному речевому высказыванию.

В части письмо наиболее часто встречающимися заданиями являются:

  • review (рецензия);

  • formal letter (официальное письмо);

  • report (доклад);

  • story (история);

  • essay (эссе).

Report (доклад) - это достаточно сложная форма письменного высказывания. Ее очень часто предлагают в качестве задания на проверку сформированности речевого навыка в области письма на различных уровнях олимпиады. Это задание позволяет проверить не только языковую компетенцию учащихся, но и степень развития таких интеллектуальных навыков, как уникальность склада ума, компетентность и творческая инициатива. [3]

Story (история) также является интересным примером задания, так как требует творческого воображения, умения сознательно запустить механизм создания творческого продукта. Review (рецензия) может быть на статью, книгу, фильм. Задания по написанию рецензии позволяют развивать аналитические способности, умение делать выводы, давать оценку. Официальные письма могут быть следующих типов: жалоба, просьба, запрос информации и так далее. При этом проверяется умение учащихся работать с информацией, делать выводы.

Наиболее знакомыми для учащихся школы являются форматы эссе и письма, так как с ними они подробно знакомятся в ходе школьной программы. Формат всех остальных заданий требует дополнительной отработки.

Очень сложным является и задание на проверку сформированности навыков говорения. Как правило, это задание включает в себя текстовый файл и видеоряд. Участникам предлагается сделать синхронный комментарий к предложенному видео отрывку. В качестве тренировочного упражнения можно подобрать задания из Википедии. При этом, необходима разработка заданий, которые стимулируют употребление лексики и грамматики продвинутого уровня. Важно, чтобы таких заданий было достаточно для формирования автоматизированного навыка. Только при условии систематического выполнения заданий формируется навык на подсознательном уровне.

Рассмотрим, как была организована работа поразработке индивидуальной образовательной траектории развития ученицы 10 Б - 11 Б класса Карповой Татьяны в 2014-2016 г.г.

После того, как по результатам диагностики были определены слабые места, которые нуждались в дополнительной отработке, этап базовой подготовки был организован по двум направлениям:

1. Общее повторение грамматики и лексики.

2. Углубленное изучение тем, которые вызвали наибольшие трудности:

  • Сослагательное наклонение.

  • Фразовые глаголы.

  • Словосочетания.

  • Идиомы.

  • Социокультурный компонент.

На этапе целеполагания была определена главная цель (успешное выступление на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников) и ближайшие задачи (системное повторение лексики и грамматики, изучение реалий стран изучаемого языка).

Далее были спланированы формы работы и периодичность занятий:

  • Индивидуальные задания для выполнения на уроке. (Три раза в неделю).

  • Индивидуальные домашние задания. (Три раза в неделю).

  • Задания для выполнения во время консультаций. (Два часа в неделю).

  • Самостоятельная работа. (Выполнение заданий из учебных пособий, просмотр видеофильмов, чтение литературы в оригинале, выполнение тестовых заданий в интернете - в свободное время).

Во время промежуточной диагностики вносились необходимые коррективы. В результате такой работы в 2014-2015 Татьяне не хватило только нескольких баллов, чтобы стать призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в 2015-16 только два балла отделяли ее от победителей заключительного этапа.

Очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся при подготовке к региональному и особенно заключительному этапу. Необходима квалифицированная помощь психолога. Возможно, именно этого Татьяне не хватило, чтобы показать более высокий результат.

В заключение хочется отметить, что ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе подготовки. Различные интеллектуальные соревнования дают возможность не только выявить одаренных детей, за счет контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но позволяют мотивировать учащихся к изучению иностранных языков и к самостоятельной исследовательской работе в этой области, способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Увеличение количества победителей и призёров олимпиад является результатом целенаправленной работы по развитию одарённых детей.

(Смотри Приложение 5).



Литература


  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

  3. Холодная М.А., Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск. 2002г.

  4. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. Вып. 9. — М., 2013.

  5. Юрин А.С. Английский язык. сборник олимпиадных заданий. Сборник олимпиадных заданий: школьный, муниципальный и региональный этапы. Книга для победителей и призеров: учебно-методическое пособие./А.С. Юрин.-Ростовн/Д: Легион, 2014. – 160с. (Готовимся к олимпиаде)




Приложение 1

1.Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку
2. Первый многопредметный Турнир для школьников
3. Открытые российские интернет-олимпиады по математике, по русскому языку и по иностранным языкам
Положение об олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам 2015-… Материал для учителей. РГПУ, МетаШкола
4. Зимняя интернет-олимпиада по английскому языку, 16-17.12.2015
Весенняя интернет-олимпиада по английскому языку, 16-17.03.2016
5. Герценовская олимпиада по иностранным языкам
6. Сибирская межрегиональная олимпиада школьников
7. Олимпиада «Высшая проба»
8. Евразийская лингвистическая олимпиада
9. Межрегиональная олимпиада школьников набазе ведомственных образовательных учреждений (иностранные языки)
10. Юные таланты (заочный этап 18 декабря)
11. Покори Воробьёвы горы
12 Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
13. Олимпиада Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
14. Олимпиада школьников «Ломоносов »
15 Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета (зарегистрироваться на сайте )
16. Плехановская олимпиада школьников 2015-2016 (Начало регистрации: 13 октября 2015 года).
17. Региональный конкурс школьников Челябинского университетского образовательного округа
(регистрация )



Приложение 2

Раздаточный материал для повторения темы Modal Verbs.


+

?

-

can

Способность, умение

Неофициальное разрешение.

Неофициальная просьба

e.g. Can I borrow your pen?

Can’t –нельзя (общее запрещение)


could

Способность, умение в прошлом

Предложение /Упрек. e.g.We could go to the cinema./You could write to your mother

Вежливая просьба

e.g. Could you help me?

Неумение в прошлом

I couldn’t swim when I was 5.

To be able to

Быть в состоянии + Was/were able to do – сумел в отдельной ситуации = managed

быть не в состоянии, в прошв р.

не смог = couldn’t

may

Офиц. разрешение

Официальная просьба

Запрещение

might

Разрешение (- запрещение) в косвенной речи в согласовании времен. e.g. He said I might go home.

Упрек e.g. You might help me! You might have helped me!

To be allowed to

Разрешение, запрещение во всех остальных случаях e.g. We were not allowed to use the dictionary.

must

Долженствование – 1.правило, закон

2. Осознанная необходимость

3. приказ, настойчивый совет

Must we hand in our exercise-books today? – No, you needn’t.

Строгое запрещение

To have to

have got to

Вынужденная необходимость – пришлось

Вспомогательные глаголы в нужном времени (do/does, did, will)

Отсутствие необходимости Вспомогательные глаголы в нужном времени don’t have to

To be to

Должен в силу договоренности, плана, расписания, приказа, инструкции, что-то неизбежное (суждено), только в наст и прошедшем времени.

am/is/ are to was/were to

need

-

редко

Отсутствие необходимости

needn’t have done сделал, но можно было и не делать

should

ought to

Совет, рекомендация, моральный долг

редко

should have done - Упрек, сожаление

Will

would

Желание, привычка в настоящем

Привычка в прошлом

Просьба


Нежелание won’t

wouldn’t

shall

редко- Угроза, предупреждение

You shall never see me again!

Что делать? Shall I read?

Предложение (помощи)

Shall we help you?

редко

dare

сметь

I dare say

How dare he speak to you like this?

I daren’t ask for any more money


Значение предположения




He

may

Предположение, основанное на неуверенности - может быть

Действие относится к настоящему, будущему

be at home now.

come tomorrow


might

Предположение, основанное на неуверенности – может быть, но вряд ли

Действие длится в момент речи

be watching TV now


Действие длится в течении какого-то времени

have been watching TV for 2 hours already.

must*

Предположение, основанное на уверенности – должно быть



Действие относится к прошлому

have already read the book.

can’t

Предположение, основанное на уверенности - не может быть


Passive Voice

Действие относится к настоящему, будущему

be sent to Moscow next week.

can….?

Неужели

Действие относится к прошлому

have been punished.

could…?

Неужели


*- не употребляется по отношению к будущему и в отрицательных предложениях в значении предположения.


Exercise 1. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.

  1. I'm sure she lost the race.

have She ...must have lost... the race.

  1. Perhaps she will phone us sometime today.

may She…………. sometime today.

  1. I don't think the Rogers have been living here long.
    been The Rogers …… here long.

  2. I'm sure he has spent all his money.

have He … all his money.

  1. I'm sure James won't be seeing the boss tomorrow.
    be James ……. the boss tomorrow.

  2. Perhaps he is feeling ill.

be He ill.

  1. I'm sure Alan wasn't driving carelessly.

been Alan carelessly.

  1. Perhaps he had left before you called.

have He before you called.

  1. I'm sure she is considering your offer.

be She your offer.

  1. Perhaps they rented the flat.

may They the flat.

Keys:

  1. may/might phone

  2. can’t have been living

  3. must have spent

  4. can’t be seeing

  5. may/might/could be feeling ill

  6. can’t have been driving

  7. may/might have left

  8. must be considering

  9. may/might have rented


Exercise 2. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.

  1. It's forbidden to feed the animals.

not You ...must not feed... the animals.

  1. It isn't necessary to cut the grass; it's still quite short.
    have You…………….. the grass; it's still quite short.

  2. It's prohibited to take dogs into the restaurant.

Not You …………… into the restaurant.

  1. It isn't necessary to dust the furniture; I'll do it later.
    need You…………. the furniture; I'll do it later.

  2. Children aren't allowed to run in the corridor.

not Children ……… in the corridor.

  1. Sixth formers needn't wear school uniforms.

have Sixth formers ….. school uniforms

Keys:

  1. don’t have to cut

  2. can’t/mustn’t take

  3. need not dust /don’t need to dust

  4. mustn’t run

  5. don’t have to wear


Exercise 3. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.

  1. Tim went on a two-day trip. He took more clothes than necessary.

have Tim ...needn't have taken... so many clothes on a two-day trip.

  1. He decided not to take his passport because it wasn't necessary.

need He ……. his passport.

  1. We bought more food than was necessary for the party.

have We ……. so much food for the party.

  1. It wasn't necessary for Gloria to iron the clothes because Sue had already done it.

have Gloria ……. the clothes because Sue had already done it.

  1. It isn't necessary to have a visa to visit Australia.

need You ……. a visa to visit Australia.

  1. It wasn't necessary for Jim to accept the offer.

have Jim ……. the offer.


Keys:

  1. didn’t need to take

  2. needn’t have bought

  3. didn’t have to iron

  4. don’t need to have

  5. needn’t have accepted


Приложение 3

Match the writers with their works and characters of the books:

1

Geoffrey Chaucer

1340 –1400

A

Childe Harold's Pilgrimage

a

Alice

2

Willam Shakespeare

1564 –1616

B

Great Expectations


b

Becky Sharp

3

Daniel Defoe

1660- 1731

C

Gulliver’s Travels

c

Childe Harold

4

Jonathan Swift

1667 – 1745

D

Harry Potter and the Philosopher's Stone

d

Christopher Robin

5

Robert Burns

1759 –1796

E

Ivanhoe

Quentin Durward

e

David Copperfield

6

Walter Scott

1771 –1832

F

Jane Eyre

f

Doctor Moreau

7

Jane Austen

1775 –1817

G

King Lear


g

Dorian Gray

8

George Gordon Byron

1788–1824

H

My Heart’s in the Highlands

Auld Lang Syne

h

Eliza Doolittle

9

William Thackeray

1811 –1863

I

Pride and Prejudice

Sense and Sensibility

i

Friday

10

Charles Dickens

1812 –1870

J

Pygmalion


j

Hermione Granger

11

Charlotte Bronte

1816 –1855

K

Robinson Crusoe

k

Hobbit

12

Lewis Carroll

1832 –1898

L

The Canterbury Tales

l

Julia Lambert

13

Robert Louis Stevenson

1850 –1894

M

The Forsyte Saga

m

Lemuel Gulliver

14

Oscar Wilde

1854 –1900

N

The Invisible Man


n

Long John Silver

15

G.B.Shaw

1856 –1950

O

The Jungle Book

o

love

16

Arthur Conan Doyle

1859 –1930

P

The Lord of the Rings

p

Macbeth

17

Jerome K Jerome

1859 –1927

Q

The Lost World


q

Miss Marple

18

Rudyard Kipling

1865 –1936

R

The Mousetrap


w

Montmorency

19

H.G. Wells

1866 –1946

S

The Picture of Dorian Gray

s

Mowgli

20

John Galsworthy

1867 –1933

T

The Quiet American

t

Mr. Darcy

21

Somerset Maugham

1874 –1965

U

Theatre

u

Robin Hood

22

Alan Alexander Milne

1882 –1956

V

Three Men in a Boat To Say Nothing of the Dog!)

v

Rochester

23

John Ronald Reuel Tolkien

1892 –1973

W

Through the Looking-Glass

w

Sherlock Holmes

24

Agatha Christie

1890 – 1976

X

Treasure Island

x

Soames Forsyte

25

Henry Graham Greene

1904 –1991

Y

Vanity Fair

y

The Knight

26

J.K.Rowling

1965-

Z

Winnie-the-Pooh

z

Thomas Fowler



Приложение 4.

Употребление глаголов

Употребление глаголов to say, to tell
Употребление глаголов to talk, to speak

Употребление глаголов to do, to make

Употребление глаголов to learn, to study, to teach

Употребление глаголов to offer, to suggest

Употребление глаголов to come, to go, to walk

Особенности употребления лексики (to allow, to permit, to let)

Особенности употребления лексики (to get, to gain, to receive, to obtain)

Особенности употребления глаголов: earn, gain, acquire, receive

Особенности употребления лексики (to appreciate, to estimate, to value)

Употребление глаголов to take, to bring, to carry

Употребление глаголов to see, to look, to glance, to stare, to peep

Особенности употребления лексики (to finish, to end, to complete)

Особенности употребления лексики (to want, to wish, to desire, to long, to crave)

Особенности употребления лексики (to raise, to lift, to pick up)

Особенности употребления лексики (to cry, to weep, to sob)

Особенности употребления лексики (to abandon, to leave, to give up, to quit, to resign)

Особенности употребления лексики (to shut, to close, to lock)

Особенности употребления лексики (to begin, to start, to commence)

Особенности употребления лексики (to ask, to inquire, to question, to demand)

Особенности употребления лексики (to answer, to reply, to respond)

Особенности употребления лексики (to understand, to realize, to grasp)

Употребление глаголов to learn, to find out, to discover

Особенности употребления лексики (note, notice, take notice, pay attention)

Особенности употребления лексики (to continue, to go on, to proceed)

Особенности употребления лексики (to wait, to expect, to anticipate)

Особенности употребления лексики (to break, to destroy, to ruin)

Особенности употребления лексики (change, alter, vary, adjust)

Особенности употребления лексики (to hold, to keep, to retain, to preserve)

Особенности употребления глаголов: hit, beat, pound, slap

Особенности употребления лексики (to defend, to protect, to guard)

Особенности употребления лексики (to catch, to snatch, to seize, to grab)

Особенности употребления лексики (to choose, to select, to elect, to pick out)

Особенности употребления лексики (to appear, to seem, to turn out, to prove)

Особенности употребления глаголов (swim, sail, float, drift)

Особенности употребления лексики (show, demonstrate, display, exhibit, reveal)

Особенности употребления лексики (to shout, to cry, to scream, to shriek)

Особенности употребления лексики (to pull, to drag, to draw)

 

Употребление наречий и союзов

Изучите особенности употребления данных наречий и союзов и пройдите тест.

Употребление наречий also, too, either, neither


Особенности употребления союзов и предлогов, выражающих уступку и противопоставление despite, in spite of, although, though и however.

Употребление наречий still, yet, already

Особенности употребления наречий(fairly, rather, quite)

Особенности употребления прилагательных

Изучите особенности употребления данных прилагательных и пройдите тест.

Особенности употребления лексики (comfortable, convenient, suitable)

Особенности употребления лексики (big, large, great)

Особенности употребления лексики (little, small, tiny)

Особенности употребления лексики (beautiful, lovely, handsome, good-looking, pretty)

Особенности употребления лексики (quick, fast, rapid, swift)

Особенности употребления лексики (clever, intelligent, smart)

Особенности употребления лексики (quiet, calm, still, peaceful)

Особенности употребления лексики (busy, engaged, occupied)

Особенности употребления лексики (different, various, diverse)

Особенности употребления лексики (huge, vast, enormous, immense)

Особенности употребления лексики (effective, efficient, skilled, experienced)

Особенности употребления лексики (awful, terrible, dreadful, horrible)

Особенности употребления прилагательных: lonely, alone, single, lonesome, solitary

Особенности употребления лексики (thin, slender, slim, lean, meager)

Особенности употребления лексики (famous, well-known, celebrated, distinguished, eminent)

Особенности употребления прилагательных: funny, witty, amusing, merry

Особенности употребления лексики (happy, lucky, fortunate)

Особенности употребления лексики (empty, vacant, blank)

Особенности употребления лексики (greedy, mean, stingy)

Особенности употребления лексики (weak, feeble, faint, frail)

Особенности употребления лексики (strange, queer, odd, quaint)

Особенности употребления лексики (afraid, frightened, scared, fearful)

Особенности употребления лексики (stout, fat, fleshy, plump)


Особенности употребления местоимений

Изучите особенности употребления данных местоимений и пройдите тест.

Употребление неопределённых местоимений some, any, no

Употребление местоимений производных от some, any, no, every

Особенности употребления лексики (another, other, others, the others)

Особенности употребления указательных местоимений: this, that, these, those

Употребление местоимений производных от some, any, no, every

Употребление местоименных прилагательных much, many, little, a little, few, a few


Особенности употребления существительных

Изучите особенности употребления данных существительных и пройдите тест.

Особенности употребления существительных travel, journey, voyage, trip, tour

Особенности употребления существительных (a slip, a mistake, an error)

Особенности употребления существительных (cost, price, worth, value)

Особенности употребления существительных (way, road, path, route)

Особенности употребления существительных (opportunity, possibility, chance)

Особенности употребления существительных (director, manager, chief, boss, head)

Особенности употребления существительных: bank, shore, coast, beach, seaside

Особенности употребления существительных: quantity, number, amount, count

Особенности употребления существительных (work, job, position, post)

Особенности употребления существительных: region, state, district, vicinity

Особенности употребления существительных (trade, profession, occupation)

Особенности употребления существительных (advantage, benefit, profit, gain)

Особенности употребления существительных (event, incident, accident)

Особенности употребления существительных (a piece, a slice, a lump )

Особенности употребления существительных ( bill, fare, fee, fine, tip )

Особенности употребления существительных (wage, salary, stipend, fee, royalties)

Особенности употребления существительных: suit, costume, dress, clothes

Особенности употребления существительных (an owner, a master, a host)

Особенности употребления лексики (idea, conception, notion, thought)


Приложение 5

Таблица 3

Участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ в 2012-2016

Класс

Название работы

Название конкурса

Результат

8

«Концепт добра и зла в русских и английских пословицах».

«Ученые будущего» Городская учебно-исследовательская конференция

участник

9

«Концепт добра и зла в русских и английских пословицах».

XV открытая городская учебно-исследовательская

конференция школьников «Юность Северодвинска»

Секция Языкознание

2 место

10

«Концепт добра и зла в русских и английских пословицах».

Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура» (Национально-образовательная программа «Научный потенциал России»)




лауреат 2 степени

10

“What’s the use of reading detectives?”


Всероссийский конкурс творческих проектов,

посвящённый 155-летию со дня рождения Артура Конан Дойла

(Творческая группыа «Преподавание английского языка» Сообщества «Методисты.ру»)

1 место

8

The Phantom of the Opera

Международный конкурс летнего читательского марафона издательства RELOD

2 место

10

Wales. History and culture.

V Всероссийский конкурс «Гордость России»

1 место

6

Holidays in Great Britain.

Всероссийский конкурс «Медалинград 2016»

Лауреат

10

Natural disasters.

V Международный конкурс «Ищем таланты»

1 место

11

(2 участника)

«Стихийные бедствия»

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Узнавай-ка» в номинации «Мир вокруг нас» видео.

победители 3 степени

11

«Учебный проект по теме «Natural disasters»»

Всероссийский конкурс «Педагогика XXI век» Номинация: Детские исследовательские работы и проекты

участник

8

«My trip to Scotland»

Всероссийский конкурс «На пути к познанию» Альманах педагога.

3 место

8 класс

Экскурсия по школе

Всероссийский творческий конкурс медиапроектов «Моя школа самая лучшая» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

2 место

11

(4 участника)

Human rights yesterday, today, tomorrow.

Международный конкурс эссе «Единство в различии»

(компания Relod совместно с музеями Московского Кремля)

2 место

Таблица 4

Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах по английскому языку

Название

Уровень

Результат

Дата

Олимпиады




Всероссийская олимпиада школьников по

английскому языку

ОУ

5 класс – победитель

6 призеров

8 класс – победитель

2 призера

2012-2013



Муниципальный

3 призера

Муниципальный Конкурс чтецов - призер

Муниципальный

5 класс - призер

Молодежный чемпионат по английскому языку

Федеральный

5 класс – победитель муниципального этапа


Всероссийская олимпиада школьников английскому языку

ОУ

6 класс – победитель,

6 призеров

9 класс –победитель

2 призера

2013-2014

Муниципальный

3 призера

Молодежный чемпионат по английскому языку

Федеральный

6 класс – победитель муниципального этапа

Областной фонетический конкурс «Путешествие в страну звуков»

Региональный

9класс – 2 место

Всероссийская олимпиада школьников английскому языку

ОУ

7 класс – победитель,

3 призера

10 класс - победитель

4 призера

2014-2015
















2014-2015

Муниципальный

7 класс – 4 призера

10 класс - победитель

3 призера

Региональный

10 класс – 1 призер

1 участник

Российский

10 класс - участник

Молодежный чемпионат по английскому языку

Федеральный

7 класс 3 место в муниципальном этапе

Конкурс литературного перевода

Муниципальный

7 класс - призер

Игровой конкурс по английскому языку «Британский Бульдог»

Федеральный

7класс - победитель муниципального этапа

Всероссийский сеанс конференц связи ВКС Праздники Великобритании. Рождество.

Федеральный

1 место в командном зачете,

Конкурс исполнителей - победитель

Межшкольный фестиваль по иностранному языку «Минута славы» учащихся 7-8.

Муниципальный

7класс - участник

Всероссийская олимпиада школьников английскому языку

ОУ

8 класс – победитель,

7 призеров

11 класс - победитель

6 призеров

2015-2016


Муниципальный

8 класс –8 призеров

11 класс – 7 призеров

Региональный

11 класс - призер


Федеральный

11 класс - призер


Сибирская межрегиональная

дистанционная олимпиада школьников

по английскому языку

Федеральный

2 место среди учащихся 7 – 8 классов

победитель среди учащихся 9 – 11 классов

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон зима 2015-2016) по английскому языку

Федеральный

1 победитель, 1 участник

2015-2016

Международный дистанционный блиц-турнир по английскому языку “International Communications”

Международный

11 класс 5 победителей , 1 призер-2 место

8класс – призер 2 место

два призера – 3 место


Муниципальный фонетический конкурс по английскому языку «Удивительный мир звуков»

Муниципальный

8класс - призер

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» сезон

Федеральный

11 класс - победитель,

8 класс - 2 призера 2 степени,

2 призера 3 степени

Областной фонетический конкурс «Путешествие в страну звуков»

Региональный

11класс - победитель

Всероссийский конкурс сонетов У. Шекспира,

приуроченный к 400

- летию со дня смерти поэта и драматурга

Федеральный

11 класс – победитель