СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и  ЕГЭ по химии

на уроках и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности»


Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии

на уроках и во внеурочной деятельности


О.Н.Васюкова, учитель химии МБОУ СОШ №32


Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый государственный экзамен. ЕГЭ по химии выпускники нашей школы начали сдавать с 2006 года, девятиклассники сдают экзамен в новой форме с 2013 года.

Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ?

Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ я начинаю с самого начала изучения химии – с 8 класса. В своей работе выделяю 3 направления:

    1. Знание теории по химии;

    2. Умение работать с тестами.

    3. Умение решать расчетные и практические задачи.

Первое направление призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение, т.к. одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ОГЭ и ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы с тестами на уроках по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по предмету. Обязательное требование: с 8 класса учащиеся должны завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них одним из важных источников для повторения изученного материала. Все определения, формулы, схемы, таблицы, исключения из правил – все в этой тетради.

По мере изучения химии в 9 классе, материал дополняется и детализируется, а в 11 классе используется при повторении основных разделов общей химии.

Для реализации умения работать с тестами уже с 8 класса выборочно использую материалы ОГЭ из 1 части (части А). (см. сборник заданий подготовки к ОГЭ под редакцией В.Н.Доронькина и др.) Обязательно акцентирую внимание восьмиклассников на тех вопросах, которые изучаются в данном классе, а в 9 и 11 классах повторяются и выносятся на экзамен. Здесь работает и механическая, и зрительная, и слуховая память, помогая ребятам запоминать материал. А тесты позволяют данный материал правильно соотнести с предложенным вариантом ответа.

Постоянно обращается внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения. Именно поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д. Анализируя экзаменационные работы учащихся 9-х классов, много ошибок допущено при составлении формул сложных веществ, соответственно неверно расставлены коэффициенты в уравнениях и выполненные задания невозможно оценить даже минимальным количеством баллов.

При выполнении тестов обязательно требую объяснение выбора правильного ответа, написания уравнений реакций при выборе неизвестных веществ, подробного решения всех задач.

Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока (при проверке домашнего задания, при закреплении, актуализации), другие – рассчитаны на урок (выполнение контрольных работ).

Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий. Одновременно важным становится формирование у учащихся умения рационально использовать время, отведенное на выполнение проверочной работы с большим количеством заданий, каковой и является экзаменационная работа ЕГЭ.

Во внеурочное время, на дополнительных занятиях, усиленную подготовку к ЕГЭ начинаю с 10 класса. Элективный курс для подготовки учащихся к ЕГЭ посвящен более глубокому изучению основных способов решения всех типов задач, а так же заданий второй части ЕГЭ (часть С). В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и их свойствах, вырабатывается навык использования имеющихся знаний. Логика курса выстроена так, что освоив решение задач базового уровня (объемные отношения газов; расчеты количества вещества, массы или объема веществ по уравнениям химических реакций; вычисления с использованием понятия массовая и объемная доля; расчеты по термохимическим уравнениям), учащиеся переходят к решению комбинированных задач повышенной сложности. Большое внимание на элективных занятиях уделяется решению задач на вывод формул органических веществ. Для успешного овладения общими способами решения задач разного типа, обращаю внимание обучающихся на выявление алгоритма. Умение составлять ОВР методом электронного баланса также основан на отработке базовых понятиях: окисление и восстановление, умениях определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции. Уделяется большое внимание влиянию среды на протекание ОВР. [1]

В течение этого времени учащиеся либо убеждаются в правильности выбора предмета для сдачи в форме ЕГЭ, либо наоборот, понимают, что успешно сдать экзамен по химии у них не получится.

Акцентирую внимание ребят на следующих моментах:

  • быть внимательными и сосредоточенными. При выполнении заданий нужно обязательно читать каждое из них до конца, так как нередко учащиеся пытаются понять условие задания по первым словам и достраивают концовку в собственном воображении, допуская тем самым досадные ошибки в самых легких вопросах.

  • читать и анализировать условие задачи: требуется указать одно, а указывают другое, не вчитываясь в задание.

  • обращать внимание на, казалось бы, не имеющие отношения к химии оплошности, из-за которых они могут потерять немало баллов. Например, часто забывают посчитать коэффициент 1, который перед формулами не записывается. Аналогичную ошибку допускают и при подсчете индексов: индекс 1 в формуле также не записывается, но он есть, и в сумме индексов должен быть учтен.
    При выполнении расчетных задач следует обратить внимание на единицы измерения величин;

  • если задание кажется трудным или непонятным, лучше пропустить его, и вернуться к нему позднее. 
    Так как задержавшись на трудных или непонятных заданиях, они не успеют выполнить более лёгкие задания и не доберут те баллы, которые могли бы получить.

  • тест нужно выполнять в два этапа. На первый - отводить два часа из отпущенных трех с половиной. За это время нужно пройти все задания. При этом возможно набрать максимум баллов на легких заданиях. За оставшиеся полтора часа на втором этапе нужно подумать и добрать еще баллы на трудных заданиях, которые вначале пропустили;

  • нужно думать только о текущем задании, т. е. стараться забыть все, что было в предыдущем, так как задания в тестах не связаны друг с другом, и поэтому те знания, которые применили в одном задании теста (решенном или пропущенном ими), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить другое;

  • часто в заданиях приводится лишняя информация, избыточные данные для Система подготовки построена таким образом:

  • в 10 классе на дополнительных занятиях отрабатываются теоретические знания и практические умения по органической химии;

  • в 11 классе отрабатывается знакомство их со структурой КИМ по химии, спецификацией и кодификатором заданий, которые размещены на сайте http://www.fipi.ru.

  • изучение нового материала по темам курса химии, а также организация повторения теории с использованием материалов ЕГЭ прошлых лет.

  • организация для обучающихся 10-11 классов нескольких пробных тестирований в форме и по материалам ЕГЭ, представляемых ресурсом СтатГрад.

Для достижения цели использую следующее:

А) учащиеся решают предложенный вариант ЕГЭ;

Б) после проверки учителем исправляют ошибки, допущенные при выполнении теста;

В) после вторичной проверки ошибки анализируются и разбираются вместе с учителем (индивидуальная работа на этом этапе обязательна.

Наибольшую трудность у учащихся вызывают задания 2 части (части С). Одним из пяти заданий является расчётная задача, за которую учащийся может получить 4 балла. Но для этого выпускник должен владеть определёнными навыками и умениями. Ведь не секрет, что на решении задач на уроках времени практически нет.

Какие навыки необходимо формировать в процессе решения задач? Учитывая разнообразие задач, сформулирую только самые общие требования:

  • записывать данные условия задачи и то, что требуется найти. Грамотно записанное «Дано» позволяет наметить ход решения задачи, не упустить ни один из параметров задачи;

  • решение расчетных задач должно преимущественно вестись на языке количества вещества, в молях;

  • при решении задачи прописывать всё максимально подробно и чётко, без сокращений, не забывая единицы измерений;

  • при невозможности использования реальных формул веществ используются буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;

  • при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения;

  • если число неизвестных больше, чем число уравнений необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система, общая формула вещества и т.п.

Как один из способов анализа условия задачи и путей ее решения можно рекомендовать и прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи. Особенно эти схемы помогают учащимся при решении задач на растворы. Например:

К 120 г 20%-ного раствора серной кислоты добавили 40 г 50%-ного раствора H2SO4. Какова массовая доля вещества во вновь получившемся растворе?

Исходя из формулы: mв-ва = ω * mр-ра (массовая доля берется в долях единицы), можно составить следующую схему:

0,2 0,5 х



120*0,2 + 40*0,5 = 160*х, откуда х=0,275 (27,5%)


Или:

определите массовую долю хлорида натрия в растворе, полученного смешиванием 150 г 20% раствора хлорида натрия и 250 г 35% раствора хлорида натрия.


150 г

250 г

150 + 250

=

35%



0,08*150 + 0,35*250


+ =

8%





А также при :

1. смешении растворов разной концентрации


w1


w2

w3

m1

m2

m3

m3 = m1 + m2 m3(c) = m1(c) + m2(c) w3= m3(c) / m3


Если добавляют кристаллогидрат, то это тоже раствор, надо только вычислить массовую долю растворенного вещества.


2. разбавление раствора водой


w1


0

w2

m1

mводы

m2


m2 = m1 + mводы m2(c) = m1(c) w2= m2(c) / m2


3. добавление твердого вещества


w1


1

w2

m1

mсоли

m2

m2 = m1 + mсоли m2(c) = m1(c) + mсоли w2= m2(c) / m2



Когда показываю этот метод детям, они наглядно видят изменения, происходящие в результате процесса растворения и решение задачи становится более понятным. Особенно, если до этого кто-то пытался разобрать правило креста. Метод рисунков практически никогда не подводил и легко запоминается ребятами.

Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выполнения заданий ЕГЭ 1 и 2 части (части В и С). Ведь в этих заданиях встречаются задания на мысленный эксперимент или качественные задачи. Если школьник ни разу не собирал приборы, не держал в руках склянку с веществами, не зажигал спиртовку, не смешивал вещества, не видел качественные реакции – выполнить такие задания ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами будут полезны уже и такие виды деятельности, как систематизация реактивов в школьной химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов.

Из приемов, которые будут необходимы при решении практических задач, можно отметить следующие:

  • взвешивание, измерение объема.

  • приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание.

  • распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы органических и неорганических соединений.

  • работа с делительной воронкой, использование индикаторов.

Учитывая особенности оборудования кабинета химии, с какими - то приемами школьники знакомятся в групповой работе, какие-то операции отрабатываются каждым учеником.

При невозможности проведения эксперимента, демонстрации технологических процессов, производств, влияния факторов на скорость реакции, смещение химического равновесия и пр., использую видеофрагменты или виртуальную лабораторию.

В заключении отмечу, что наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по химии являются следующие из них:

  • работа с тестовыми заданиями;

  • дифференцированный подход в обучении и подготовке;

  • индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

  • формирование у учащихся на уроках химии умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:

  • регулярная проверка качества знаний с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).

  • прорешивание максимально возможного количества тестов – вариантов ЕГЭ с последующим анализом допущенных ошибок.

Если говорить о технологиях обучения, то это, во-первых, технология обучения в сотрудничестве, целью которой является не только овладение умениями, знаниями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующим именно его индивидуальным особенностям, но и эффект социализации, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности.

А во – вторых – это личностно-ориентированное обучение. Здесь приоритетным становится акцент на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

Конечно, как бы ни работал учитель, главным в достижении положительного результата является желание самого выпускника сдать хорошо экзамен и соответственно понимание необходимости регулярных занятий по химии.