Из опыта практической профориентационной работы педагога-психолога и классного руководителя 9 класса МБОУ «СОШ №46» г. Калуги
Калашник Владиславы Анатольевны
В процессе реализации воспитательной программы школы и ее подпрограммы «Карьера» на основании общих рекомендаций проведения профориентационной работы среди обучающихся и с учетом их возрастных особенностей, мною используются такие виды профориентационной деятельности, как проведение классных часов, бесед, встреч с представителями различных профессий и учебных заведений города, ролевых игр, практических занятий, тренингов.
В ходе этих мероприятий обучающиеся занимаются подготовкой презентаций о профессиях, участвуют в общешкольных неделях профориентационной работы, оформляют информационные листы о профессиональных праздниках, посещение учебные заведения города, ярмарки труда, городские мероприятия профориентационной направленности.
Деятельность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется в соответствие с планом.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проведение диагностических мероприятий, мониторингов, направленных на формирование профессиональных интересов учащихся. | В течение года |
2. | Создание библиотеки по профессиональному самоопределению учащихся. Сбор информации, подбор материала, создание информационной базы данных «Куда пойти учиться». Информационно-методическая работа. | В течение года |
3. | Анкетирование учащихся 9-х классов, оформление карт индивидуально-психологического тестирования профессиональных интересов учащихся. | В течение года |
4. | Проведение групповых и индивидуальных бесед и консультаций с учащимися, их родителями и классными руководителями по профессиональному самоопределению на основе данных карт индивидуально-психологического тестирования профессиональных интересов учащихся. | еженедельно |
5. | Проведение мониторинга успешности адаптации и обучения, уровню комфортности обучения учащихся 10-го класса по профильным дисциплинам | январь |
6. | Психолого-педагогическое тестирование учащихся 9-х классов, изъявивших желание продолжить обучение в 10-м классе, для исследования предметной направленности мышления и уровня умственного развития. | март |
7. | Проведение семинара для учителей школы по предпрофильной и профильной подготовке школьников. Повышение профессионального уровня участников воспитательного процесса. | декабрь |
8. | Организация конкурса среди учащихся младшего звена и проведение выставки рисунков «Все работы хороши» | февраль |
9. | Участие в общегородских мероприятиях – посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. | Март, апрель |
10. | Проведение профориентационных игр среди учащихся 5-6 классов. | В течение года |
11. | Сбор данных о выборе экзаменов, возможного профиля для обучения в 10-м классе и учебных заведений для последующих поступлений в них учащихся 9-х классов. | В течение года |
12. | Организация и проведение тематических классных часов по профессиональному самоопределению учащихся. | В течение года |
13. | Оформление стенда по профориентационной работе в школе «Советы профконсультанта по выбору профессии». | Февраль-март |
14. | Создание базы данных посещаемости учащимися подготовительных курсов и курсов по выбору, изучение личностного отношения к ним учащихся с целью разработки методических рекомендаций для уч-ся 8-х классов. | Февраль – март |
15. | Выступление по итогам мониторинга, направленного на выявление психологических наклонностей и профессиональных намерений учащихся 9-х классов, на общешкольном родительском собрании для родителей учащихся 9-х классов. | Декабрь |
16. | Участие во встречах с представителями учебных заведений города, организация встреч в стенах школы. | В течение года |
17. | Корректировка дальнейших действий по организации предпрофильной подготовки. | июнь |
Особая роль в профориентационной работе в МБОУ «СОШ №46» г. Калуги отводится реализации курса «Основы выбора профессии и профессиональное самоопределение». При составлении тематического планирования использовались элементы программы предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, М., «Генезис», 2005г).
Курс предполагает 34 занятия (1 час в неделю) в рамках учебного расписания. Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 9-х классов и предусматривает решение наиболее актуальных на данном жизненном этапе задач: изучение личностных особенностей обучающихся, ознакомление с технологиями выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, способности к самоподготовке и саморазвитию профессионально важных качеств, изучение особенностей экономического развития калужского региона и актуальных тенденций на региональном рынке труда.
Курс направлен на формирование у обучающихся представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам средних и старших классов школы. Занятия курса предполагают развитие у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда, приобретение практических навыков при выборе профессии в соответствии с интересами и склонностями личности школьника и профилем его дальнейшего обучения.
В ходе реализации курса «Основы выбора профессии и профессиональное самоопределение» используются следующие приемы и методы работы:
- лекционный метод передачи знаний;
- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
- проективные методы творческого выражения в движении, в рисунках, в письменных работах;
- методы социально – психологического тренинга;
- метод анализа конкретных ситуаций
- ролевые и профориентационные игры.
В результате изучения данного курса школьники располагают знаниями и представлениями о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг в калужском регионе, о возможностях и перспективах получения образования в соответствии с избранным профилем.
Курс призван обучить школьников навыкам целеполагания, планирования действий для их достижения с учетом объективной оценки своих индивидуально-психологических возможностей и в соответствии с избираемой деятельностью, формирования индивидуальных портфолио, создания профессиограмм с использованием навыков самопрезентации.
Курс включает в себя широкий перечень используемого диагностического инструментария для изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся: методику «Профиль», опросник профессиональных склонностей Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной), опросник «Тип мышления», методику «Ценностные ориентации» (М. Рокича), ОПГШ, опросник «Уровень самооценки», модификацию личностного опросника Г. Айзенка, а также диагностики: «Определение уровня тревожности», «Определение уровня внутренней свободы», «Определение типа будущей профессии», «Тест эмоций» и другие.
Курс предполагает проведение мониторинга общих сведений, включающего в себя следующие показатели:
- состояние здоровья,
- информированность о мире профессий и их востребованности на региональном рынке труда,
- наличие профессионального плана, предполагаемое учебное заведение, выбранное учащимся для осуществления дальнейшего учебного маршрута,
- осознанность и ведущие мотивы выбора профессии,
- перечень любимых занятий и учебных дисциплин, успешность обучения по данным предметам;
- предпочитаемые профессии,
- наличие опыта работы,
- наличие коммуникативных и организаторских навыков.
Программа курса предусматривает проведение практических занятий:
- по составлению индивидуальных профессиограмм, позволяющих обучающимся знакомиться с профессиями по схеме: общие характеристики, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, возможности индивидуальной трудовой деятельности, близкие профессии, специальности и востребованность на Калужском рынке труда;
- по составлению резюме с использованием лекционного материала на тему: « Правила составления резюме», а также наглядного и информационного материала, предоставленного Городским центром занятости населения и Управлением образования города Калуги.
Особенностью курса является проведение ролевых игр, позволяющих ученикам почувствовать себя в качестве профессионалов, работающих в школе – директора, педагогов, работников школьной столовой, мастерских, медицинских работников, секретарей, бухгалтеров, сотрудников социально-психологической службы.
С целью привлечения обучающихся к вопросам профессионального самоопределения, был составлен календарь профессиональных праздников, на основании которого обучающиеся оформляют информационные листы и презентации о профессиях.
В процессе реализации курса используются «Карты индивидуально-психологического тестирования учащихся» с обширным набором диагностических методик профориентационного направления, подготовленные на каждого ученика класса или рабочие тетради.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия, имя, отчество___________________________________________________
Возраст___________Школа___________Класс________________Дата_____________
Бланк ответов ОПГШ
Ч - П | Ч - Т | Ч - Ч | Ч - З | Ч – Х.О. |
а б | а б | а б | а б | а б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Итоги | | | | |
Сумма | | | | |
Вывод:_______________________________________________________________________
Бланк ответов к методике «Уровень самооценки»
1. | 5. | 9. | 13. | 17. | 21. | 25. | 29. |
2. | 6. | 10. | 14. | 18. | 22. | 26. | 30. |
3. | 7. | 11. | 15. | 19. | 23. | 27. | 31. |
4. | 8. | 12. | 16. | 20. | 24. | 28. | 32. |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опросник «Тип мышления». Инструкция
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны - «-». Бланк ответов
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Вывод:_______________________________________________________________________
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | |
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
- чуткость (заботливость). | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
БЛАНК ОТВЕТОВ К МЕТОДИКЕ «ПРОФИЛЬ»
Школа____________ класс___________ профиль класса _____________________________
(+) люблю, нравится (0) – не знаю, равнодушен (-) – не нравится
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| | | | | | | | | |
Вывод: _____________________________________________________________________________
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
(модификация Г.В. Резапкиной)
Инструкция. Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса. Бланк ответов
№ ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | а) | | | в) | | б) |
2 | | в) | | а) | б) | |
3 | б) | а) | | в) | | |
4 | | | б) | | в) | а) |
5 | в) | а) | б) | | | |
6 | б) | в) | | | | а) |
7 | | б) | в) | а) | | |
8 | б) | | | | а) | в) |
9 | | б) | | а) | в) | |
10 | | | | в) | а) | б) |
11 | в) | б) | а) | | | |
12 | | | а) | б) | в) | |
13 | а) | | | | б) | в) |
14 | | а) | | б) | в) | |
15 | в) | | а) | | б) | |
16 | б) | | в) | | | а) |
17 | | | | б) | а) | в) |
18 | а) | в) | б) | | | |
19 | | | в) | | а) | б) |
20 | в) | | б) | | | а) |
21 | | а) | в) | б) | | |
22 | | б) | а) | в) | | |
23 | | в) | | а) | | б) |
24 | а) | | | | б) | в) |
Всего | | | | | | |
Вывод: _____________________________________________________________________________