СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система профориентационной работы классного руководителя

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть применена педагогами для профориентационной работы в школе.

Просмотр содержимого документа
«Система профориентационной работы классного руководителя»

Из опыта практической профориентационной работы педагога-психолога и классного руководителя 9 класса МБОУ «СОШ №46» г. Калуги

Калашник Владиславы Анатольевны

В процессе реализации воспитательной программы школы и ее подпрограммы «Карьера» на основании общих рекомендаций проведения профориентационной работы среди обучающихся и с учетом их возрастных особенностей, мною используются такие виды профориентационной деятельности, как проведение классных часов, бесед, встреч с представителями различных профессий и учебных заведений города, ролевых игр, практических занятий, тренингов.

В ходе этих мероприятий обучающиеся занимаются подготовкой презентаций о профессиях, участвуют в общешкольных неделях профориентационной работы, оформляют информационные листы о профессиональных праздниках, посещение учебные заведения города, ярмарки труда, городские мероприятия профориентационной направленности.

Деятельность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется в соответствие с планом.


Содержание работы

Сроки

1.

Проведение диагностических мероприятий, мониторингов, направленных на формирование профессиональных интересов учащихся.

В течение года

2.

Создание библиотеки по профессиональному самоопределению учащихся.

Сбор информации, подбор материала, создание информационной базы данных «Куда пойти учиться». Информационно-методическая работа.

В течение года

3.

Анкетирование учащихся 9-х классов, оформление карт индивидуально-психологического тестирования профессиональных интересов учащихся.

В течение года

4.

Проведение групповых и индивидуальных бесед и консультаций с учащимися, их родителями и классными руководителями по профессиональному самоопределению на основе данных карт индивидуально-психологического тестирования профессиональных интересов учащихся.

еженедельно

5.

Проведение мониторинга успешности адаптации и обучения, уровню комфортности обучения учащихся 10-го класса по профильным дисциплинам

январь

6.

Психолого-педагогическое тестирование учащихся 9-х классов, изъявивших желание продолжить обучение в 10-м классе, для исследования предметной направленности мышления и уровня умственного развития.

март

7.

Проведение семинара для учителей школы по предпрофильной и профильной подготовке школьников. Повышение профессионального уровня участников воспитательного процесса.

декабрь

8.

Организация конкурса среди учащихся младшего звена и проведение выставки рисунков «Все работы хороши»

февраль

9.

Участие в общегородских мероприятиях – посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест.

Март, апрель

10.

Проведение профориентационных игр среди учащихся 5-6 классов.

В течение года

11.

Сбор данных о выборе экзаменов, возможного профиля для обучения в 10-м классе и учебных заведений для последующих поступлений в них учащихся 9-х классов.

В течение года

12.

Организация и проведение тематических классных часов по профессиональному самоопределению учащихся.

В течение года

13.

Оформление стенда по профориентационной работе в школе «Советы профконсультанта по выбору профессии».

Февраль-март

14.

Создание базы данных посещаемости учащимися подготовительных курсов и курсов по выбору, изучение личностного отношения к ним учащихся с целью разработки методических рекомендаций для уч-ся 8-х классов.

Февраль – март

15.

Выступление по итогам мониторинга, направленного на выявление психологических наклонностей и профессиональных намерений учащихся 9-х классов, на общешкольном родительском собрании для родителей учащихся 9-х классов.

Декабрь

16.

Участие во встречах с представителями учебных заведений города, организация встреч в стенах школы.

В течение года

17.

Корректировка дальнейших действий по организации предпрофильной подготовки.

июнь


Особая роль в профориентационной работе в МБОУ «СОШ №46» г. Калуги отводится реализации курса «Основы выбора профессии и профессиональное самоопределение». При составлении тематического планирования использовались элементы программы предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, М., «Генезис», 2005г).

Курс предполагает 34 занятия (1 час в неделю) в рамках учебного расписания. Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 9-х классов и предусматривает решение наиболее актуальных на данном жизненном этапе задач: изучение личностных особенностей обучающихся, ознакомление с технологиями выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, способности к самоподготовке и саморазвитию профессионально важных качеств, изучение особенностей экономического развития калужского региона и актуальных тенденций на региональном рынке труда.

Курс направлен на формирование у обучающихся представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам средних и старших классов школы. Занятия курса предполагают развитие у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда, приобретение практических навыков при выборе профессии в соответствии с интересами и склонностями личности школьника и профилем его дальнейшего обучения.

В ходе реализации курса «Основы выбора профессии и профессиональное самоопределение» используются следующие приемы и методы работы:

- лекционный метод передачи знаний;

- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);

- проективные методы творческого выражения в движении, в рисунках, в письменных работах;

- методы социально – психологического тренинга;

- метод анализа конкретных ситуаций

- ролевые и профориентационные игры.

В результате изучения данного курса школьники располагают знаниями и представлениями о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг в калужском регионе, о возможностях и перспективах получения образования в соответствии с избранным профилем.

Курс призван обучить школьников навыкам целеполагания, планирования действий для их достижения с учетом объективной оценки своих индивидуально-психологических возможностей и в соответствии с избираемой деятельностью, формирования индивидуальных портфолио, создания профессиограмм с использованием навыков самопрезентации.

Курс включает в себя широкий перечень используемого диагностического инструментария для изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся: методику «Профиль», опросник профессиональных склонностей Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной), опросник «Тип мышления», методику «Ценностные ориентации» (М. Рокича), ОПГШ, опросник «Уровень самооценки», модификацию личностного опросника Г. Айзенка, а также диагностики: «Определение уровня тревожности», «Определение уровня внутренней свободы», «Определение типа будущей профессии», «Тест эмоций» и другие.

Курс предполагает проведение мониторинга общих сведений, включающего в себя следующие показатели:

- состояние здоровья,

- информированность о мире профессий и их востребованности на региональном рынке труда,

- наличие профессионального плана, предполагаемое учебное заведение, выбранное учащимся для осуществления дальнейшего учебного маршрута,

- осознанность и ведущие мотивы выбора профессии,

- перечень любимых занятий и учебных дисциплин, успешность обучения по данным предметам;

- предпочитаемые профессии,

- наличие опыта работы,

- наличие коммуникативных и организаторских навыков.

Программа курса предусматривает проведение практических занятий:

- по составлению индивидуальных профессиограмм, позволяющих обучающимся знакомиться с профессиями по схеме: общие характеристики, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, возможности индивидуальной трудовой деятельности, близкие профессии, специальности и востребованность на Калужском рынке труда;

- по составлению резюме с использованием лекционного материала на тему: « Правила составления резюме», а также наглядного и информационного материала, предоставленного Городским центром занятости населения и Управлением образования города Калуги.

Особенностью курса является проведение ролевых игр, позволяющих ученикам почувствовать себя в качестве профессионалов, работающих в школе – директора, педагогов, работников школьной столовой, мастерских, медицинских работников, секретарей, бухгалтеров, сотрудников социально-психологической службы.

С целью привлечения обучающихся к вопросам профессионального самоопределения, был составлен календарь профессиональных праздников, на основании которого обучающиеся оформляют информационные листы и презентации о профессиях.

В процессе реализации курса используются «Карты индивидуально-психологического тестирования учащихся» с обширным набором диагностических методик профориентационного направления, подготовленные на каждого ученика класса или рабочие тетради.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________

Возраст___________Школа___________Класс________________Дата_____________


Бланк ответов ОПГШ
Ч - П

Ч - Т

Ч - Ч

Ч - З

Ч – Х.О.

а б а б а б а б а б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Итоги





Сумма





Вывод:_______________________________________________________________________



Бланк ответов к методике «Уровень самооценки»

1.

5.

9.

13.

17.

21.

25.

29.

2.

6.

10.

14.

18.

22.

26.

30.

3.

7.

11.

15.

19.

23.

27.

31.

4.

8.

12.

16.

20.

24.

28.

32.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опросник «Тип мышления». Инструкция

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны - «-». Бланк ответов

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Вывод:_______________________________________________________________________

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);


–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);


– здоровье (физическое и психическое);


– интересная работа;


– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);


– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);


– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);


– наличие хороших и верных друзей;


– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);


– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);


– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);


– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);


– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);


– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);


– счастливая семейная жизнь;


– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);


– творчество (возможность творческой деятельности);


– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).


Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;


– воспитанность (хорошие манеры);


– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);


– жизнерадостность (чувство юмора);


– исполнительность (дисциплинированность);


– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);


– непримиримость к недостаткам в себе и других;


– образованность (широта знаний, высокая общая культура);


– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);


– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);


– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);


– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;


– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);


– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);


– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);


– честность (правдивость, искренность);


- чуткость (заботливость).


– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);




БЛАНК ОТВЕТОВ К МЕТОДИКЕ «ПРОФИЛЬ»

Школа____________ класс___________ профиль класса _____________________________

(+) люблю, нравится (0) – не знаю, равнодушен (-) – не нравится

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50













Вывод: _____________________________________________________________________________

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

(модификация Г.В. Резапкиной)

Инструкция. Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса. Бланк ответов

№ ответа

1

2

3

4

5

6

1

а)



в)


б)

2


в)


а)

б)


3

б)

а)


в)



4



б)


в)

а)

5

в)

а)

б)




6

б)

в)




а)

7


б)

в)

а)



8

б)




а)

в)

9


б)


а)

в)


10




в)

а)

б)

11

в)

б)

а)




12



а)

б)

в)


13

а)




б)

в)

14


а)


б)

в)


15

в)


а)


б)


16

б)


в)



а)

17




б)

а)

в)

18

а)

в)

б)




19



в)


а)

б)

20

в)


б)



а)

21


а)

в)

б)



22


б)

а)

в)



23


в)


а)


б)

24

а)




б)

в)

Всего









Вывод: _____________________________________________________________________________