Просмотр содержимого документа
«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.»
3
Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.
Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической форм школы столкнулись с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного и аддитивного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот. Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательных систем школ и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики безнадзорности и правонарушений.
Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних предполагает осмысление таких нормативно-правовых составляющих (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 24.06.99, №120) как девиантное поведение и детская безнадзорность, установление причинно-следственных связей между данными явлениями.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. По другим оценкам отклоняющееся поведение подростка, как диагностическая категория, представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей индивидуальности ребенка и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативами.
Отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения он выделяет:
поступки, связанные с нарушением подростками норм права;
поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;
поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса.
Значение социально-педагогических факторов в совершении правонарушений и преступлений в подростковой среде подтверждается в ряде исследований. Выявляется связь между противоправным поведением детей и недостатками учебно-воспитательного процесса в современной школе, что выражается в следующих признаках:
недостаточном взаимодействии семьи и школы;
формальном исполнении учебно-воспитательной работы, недостатках в ее организации;
в отсутствии преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
подмене воспитательных воздействий администрированием, сдерживании личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
в слабом вовлечении учеников в творческую и социально-значимую деятельность, не желании администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;
запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
в неумении, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
слабом или одностороннем взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в снижении успеваемости учащихся вследствие учебных перегрузок, нарушение их прав.
Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспитания в формировании личности дополняются и усугубляются другими социально-педагогическими факторами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств. К ним относятся: отсутствие системы профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни в различных общественных и государственных институтах; следование определенной «моде» на деструктивное поведение окружающих; негативное следование бесцельному время провождению на улице, участие в неформальных группах и объединениях отрицательной направленности; влияние различных проявлений саморазрушения личности, самонаправленной жестокости; отрицательное воздействие отдельных средств массовой информации.
Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.
Наша система работы ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.
Ключевым звеном, основой личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
•новую трактовку индивидуального подхода;
•формирование положительной Я-концепции.
Для формирования положительной Я - концепци необходимо:
видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - убеждение педагога);
создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы все виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;
исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я - концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя.
Решение этой проблемы осуществляется через работу всех служб школы: психологической, методической, внеклассную работу, работу всех участников образовательного процесса школы.