Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся (из опыта работы)
Владислава Анатольевна Калашник, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги |
У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам. Эдвард Ги66он
Эти слова принадлежат Эдварду Ги́ббону, знаменитому английскому историку, автору «Истории упадка и разрушения Римской империи», который доказал, что падение нравственности способно разрушить не только личность, но и целые государства. Поэтому сегодня недостаточно просто воспитывать, надо научить своих учеников самовоспитанию, глубокому осмыслению необходимости предпринимать самостоятельные усилия для самовоспитания и саморазвития.
Образование само по себе не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. Сегодня особенно актуально звучит проблема нравственного воспитания, формирования личности и личностного роста, потому что наше общество нуждается в высоконравственных людях, обладающих способностью противостоять негативному воздействию окружающего мира и не только сохранять его, но и преобразовывать к лучшему. И сегодня, как и на протяжении многих лет до этого, система школьного воспитания продолжает решать задачу духовно-нравственного развития детей и подростков, побуждая всех участников учебно-воспитательного процесса размышлять о будущем России.
Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания связана, на мой взгляд, со следующими положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире юный человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников информационного воздействия, которые не всегда позитивно отражаются на его еще только формирующейся сфере нравственности;
- в-третьих, вооружение нравственными знаниями важно еще и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения общепринятых норм и правил общения.
Коррозия души – одна из наиболее грозных, на мой взгляд, болезней нашего времени. Именно поэтому тема духовно-нравственного воспитания учащихся не только не теряет своей актуальности на современном этапе исторического развития, но и становится одной из самых важных и приоритетных в деятельности педагога.
Сегодня мы живем в непрерывно и стремительно меняющемся мире, который в силу комплекса социальных противоречий диктует нам новые идеологические установки, стереотипы поведения, темпы жизни, условия развития и обучения. Анализируя происходящие в последнее десятилетие тенденции развития общества, я пришла к выводу, что многие социальные противоречия выражаются в необходимости взрослых уделять значительное время профессиональной карьере, интеллектуальному развитию, реализации различных проектов, самореализации и отсутствием, в связи с этим, необходимого времени для воспитания и развития детей. Долгое время наблюдалось снижение общего уровня морально-нравственных устоев и смена жизненных ценностей и приоритетов современных родителей. Эта тенденция характерна для многих социальных институтов, имеющих отношение к детству, в том числе для таких, как семья и школа. Сегодня этой болезни – коррозии души - в силу разных причин, подвержены многие, невзирая на уровень образования, социальный статус или возраст. Причин этому великое множество. Одни из них лежат на поверхности, другие скрываются в глубоких социальных противоречиях общества.
Еще тридцать лет назад информационные потоки, скорости изменений в людей жизни были значительно ниже. Зато высоки были требования к моральным, духовно - нравственным и этическим установкам и ценностям. С самого раннего возраста ребенок развивался в условиях малого социума. Он воспитывался в окружении членов своей семьи, с ее традициями, устоями, опытом, сверстников в детском саду, где основной установкой была опора на развитие творческой личности, посредством использования в большей степени ролевых игр и гораздо в меньшей - учебной деятельности. Жизнь ребенка была размерена, понятна и стабильна.
Согласно положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку».
Результат «времени смены ценностных ориентиров» мы наблюдаем сегодня. Настоящее, к сожалению, характеризуется наличием в ближайшей зоне развития ребенка потока информации, зачастую далеко не всегда позитивного, воспитывающего, формирующего духовно-нравственные установки и ориентиры развития личности, что привело к значительным психологическим, соматическим, моральным и нравственным деформациям в развитии современных детей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также отмечается, что «в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения».
Разрушение ценностей старшего поколения… Не секрет, что причины кроются, во многом, в семье – как самом значимом и важном институте, в котором происходит формирование личности ребенка. Очевидна незаменимая роль семьи в воспитании, формировании личностных качеств и развитии ценностно-нравственных ориентиров. Именно от семьи, как правило, зависит и образ жизни, который будет вести человек в будущем, и образ мысли, который позволит ему сформировать самые главные, ценные и базовые понятия добра и зла, отношение к окружающей среде, людям, природе, жизни в целом, и отношение к делу.
К сожалению, современные дети в значительной степени меньше играют в подобные игры. Их заменяют современные информационно – коммуникативные технологии, пагубно влияющие на развитие регуляции, коммуникативные функции, формирование гендерных установок, моральные и духовно-нравственные устои. В этих играх в силу определенных причин родители уже не принимают должного участия. Они, как правило, или много и тяжело работают, разрываясь между потребностью в самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями, когда на воспитание и простое совместное времяпрепровождение с ребенком уже не остается ни сил, ни времени, либо не занимаются с детьми в силу собственного девиантного поведения.
Да и дети сами уже не готовы разделить со взрослыми таинственный виртуальный мир непознанного и вседоступного интернет – пространства. Тотальное увлечение детьми школьного возраста электронными играми влечет за собой порой довольно серьезные психологические, поведенческие и личностные деформации. Оно разобщает детей и взрослых, проводя между ними непреодолимую грань, порождающую недоверие, безразличие, бесконтрольность, формирует у детей безволие, инфантильность, апатию и неспособность к преодолению трудностей.
Традиционно огромная роль в воспитании и становлении личности, развитии духовно-нравственных ценностей, моральных и этических установок отводилась деятельности общеобразовательных школ и иных детских организаций. В Советском Союзе функционировала хорошо отлаженная воспитательная система, которая успешно справлялась с поставленными перед ней задачами, направленными на формирование чувства коллективизма, патриотизма, гражданственности, развитие трудовых навыков, творческого потенциала и способности детей и подростков, в большинстве своем, к успешному осуществлению выбора между добром и злом. Значительную поддержку в решении этих задач оказывала воспитывающая среда общество в целом, основанная на общепринятых в стране нормах и ценностях.
В девяностые года прошлого века эта система была разрушена. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России охарактеризовала это время как период, который «был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни… Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность». Именно поэтому перед обществом возникла острая необходимость в формировании новой воспитательной системы, которой отводилась бы ключевая роль в «духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». В Концепции говорится, что «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».
На мой взгляд это несомненно, так как именно в школе происходит формирование и развитие не только интеллектуально - познавательной, но духовно – нравственной сферы жизни обучающегося, отражающей в конечном итоге уровни развития ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Наиважнейшей целью современного отечественного образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, а также его социально-педагогическая поддержка в период становления и развития личности.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования значительное место отводят проблемам воспитания, его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы и программному обеспечению воспитательного процесса. Согласно требованиям ФГОС ООО, среди личностных, метапредметных и предметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, предлагаемой в общеобразовательной организации, именно личностные результаты являются результатами воспитания, поэтому они призваны «ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России личностное развитие детей и подростков заключается в готовности и способности обучающихся к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, укреплении нравственности, развитии совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, преодолевать трудности, осознании ценности человеческой жизни, формировании чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Что мы, педагоги, можем сделать для решения этих задач в условиях современного общества? Ответ прост - весь свой опыт, свой творческий потенциал, движения души и сердца направить на осуществление воспитательной деятельности, ибо, как сказал Антуан де Сент Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова стали эпиграфом к моей воспитательной программе «Дорогу осилит идущий».
На протяжении многих лет работы в школе фраза «дорогу осилит идущий» была и остается моим жизненным ориентиром. На мой взгляд в ней заключены три составляющих пути: дорога, приложение усилий и движение вперед. Перед нашими воспитанниками открывается великое множество путей и дорог. Но наиболее успешны дороги будут только в том случае, если мы будем не просто за руку вести своих учеников, а незримо поддерживать их, направляя на собственный путь личностного развития, самосовершенствования и самовоспитания.
«Дорогу осилит идущий» такое название получила моя воспитательная программе, рассчитанная на пять лет и разработанная с учетом возрастных особенностей подросткового возраста. Программа была составлена в соответствии с положениями воспитательной программы школьной организации «Единство» и «Программы воспитания и социализации» школы. Жизненным кредо класса стал мой призыв «Идти вперед по жизни смело, быть открывателем путей Добра, Любви, Благого дела, Наук и Творческих идей!». Он также заключает в себе понятие дороги и озвучивает названия верстовых столбов, обозначающих мой совместный с воспитанниками путь к Добру, Любви, Благому Делу, Наукам и Творческим идеям. Эти дорожные столбы с одной стороны являются действиями, а с другой – ориентирами, на пути к которым происходит личностный рост каждого ученика, осуществляется воспитание каждого ребенка. Уверена, что движение по этим ориентирам приведет меня к конечной цели – созданию творческого и трудового содружества единомышленников.
При составлении воспитательной программы «Дорогу осилит идущий» я руководствовалась следующими принципами:
- принцип воспитания творческой личности, побуждающий педагога понять, в чем талант ребенка, и создать условия для раскрытия творческих способностей;
- принцип сотрудничества, направленный на развитие коммуникативных способностей и успешную социализацию школьников;
- принцип опоры на классное ученическое самоуправление, основанный на соотнесении воспитания гражданственности и ответственности с конкретным опытом построения классного коллектива.
Принципы, по которым строится моя программа, опираются на осмысленные в современных условиях педагогические технологии таких мастеров воспитания и социальной педагогики, как
- технология совместного творческого воспитания (основоположники С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов);
- технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (основоположники О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий);
- технология педагогической поддержки (основоположник О.С. Газман).
Технология совместного творческого воспитания предполагает организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в совместном творчестве, планировании и анализе результатов, направленных на общественную пользу. Ее характерными чертами являются тактика содружества старших и младших, коллективная организаторская деятельность, применение закона движения коллектива - движение к новым целям, духовно-нравственное развитие посредством реализации КТД и личностный подход, предполагающий одобрение социального роста детей. Применение данной технологии предполагает прохождение следующих этапов развития личности ребенка: заинтересованность, интерес, увлеченность коллективной жизнью, удовлетворенность от самореализации, стремление к высшим целям, самосовершенствование.
Основная задача применения технологии индивидуального самовоспитания заключается в создании условий для критического осмысления учащимися собственных практических действий в ситуации «после события», что существенно ускоряет процесс усвоения морально-этических и духовно-нравственных ценностей.
Технология педагогической поддержки предполагает оказание помощи учащемуся в формулировании своей проблемы, а также совместную с ними разработку стратегии деятельности по ее решению.
Будучи глубоко уверенной, что на пути воспитания и развития учащихся приоритетным является принятие ребенка как личности, я опираюсь в своей деятельности не только на тот уровень, которого достиг юный человек, но и на весь имеющийся у него творческий и личностный потенциал. Для формирования навыков духовно-нравственного самовоспитания и самосовершенствования школьников я использую такие методы, как убеждение, рассказ, разъяснение, беседа, диспут, диалог, дискуссия, рассуждение и обсуждение.
Из всего многообразия воспитательного потенциала я выбрала следующие направления деятельности: социально-преобразующую, трудовую, краеведческую, патриотическую, творческую и досуговую. А также такие формы деятельности, как социально-моделирующий практикум, КТД, социальные проекты, ролевые игры, командообразующие тренинги, культурно-досуговые и гражданско-патриотические мероприятия, конкурсы, экскурсии и встречи.
Благодаря этим формам и способам работы мои воспитанники получили возможность реализовать свой творческий и нравственный потенциал и приобретать бесценный опыт, который является новой отправной точкой для дальнейшего пути.
Проводя ежегодный самоанализ и подводя итог своей воспитательной деятельности в соответствии с изложенными в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников критериями оценивания качества и анализа воспитательной деятельности, я опираюсь на положения методического пособия П.В. Степанова, И.В. Степановой М. «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», в котором отмечается, что «процесс воспитания принципиально незавершаем, а его результаты не являются конечными, их нельзя оценить сиюминутно, так как достоверно неизвестно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребёнка влияния отразятся на нём». К результатам индивидуальных достижений учащихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся также их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики. Поэтому оценка результатов воспитания и развития учащихся осуществляется мной на основе таких критериев личностного роста учащихся, как процесс усвоения ими новых социально значимых знаний, развитие их социально значимых отношений, а также накопление ими опыта социально значимого действия.
Ежегодно мною с учетом возрастных особенностей учащихся проводится корректировка цели и задач воспитательной программы. Как правило остаются неизменными лишь те, которые направлены на формирование и развитие личностных универсальных учебных действий. Так, согласно плана воспитательной работы в этом учебном году мною в направлении духовно-нравственного развития реализуются следующие цель и задачи:
- цель: организация системы взаимодействия учащихся посредством применения разнообразных формы воспитательной деятельности коллектива класса, обеспечивающей развитие личностных универсальных учебных действий, создание максимально благоприятных условий для развития творческого коллектива, становления личности каждого ученика, ее раскрытия и самореализации;
- задачи: создавать условия для успешной социализации учащихся, развития социальных компетенций, профессионального самоопределения с учетом особенностей развития регионального рынка труда, формирования гармоничной системы межличностных отношений, сочетающихся с ценностно-смысловыми установками, отражающими личностные и гражданские позиции в деятельности, развивать морально-нравственные и эмоционально – волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, формировать правовую грамотность, общечеловеческие нормы поведения, моральные ценности, правила культурного общения, развивать навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, творческий потенциал социально – ориентированную, общественно-значимую деятельность, воспитывать интерес к истории родного Калужского края и любовь к малой родине, формировать позитивное отношение к истории своего народа, своей семьи.
Среди многочисленных мероприятий, проведенных в направлении духовно-нравственного развития школьников, мне хотелось поделиться опытом проведения классный часов, которые вышли за рамки формата классного часа, трансформировавшись в социальные проекты и коллективно-трудовые дела. Они мне представляются универсальным средством, призванным излечивать болезнь двадцать первого – коррозию души.
Это социальные проекты «Россия против террора», «Я за ЗОЖ!» и «Внимание! МЧС предупреждает!» с привлечением для выступления и проведения информационных бесед и викторин сотрудников ГУ МЧС по Калужскому краю, просмотром тематических фильмов, последующим проведением интервью для ведомственной газеты «Островок безопасности», участием в ведомственном конкурсе, посвященном противопожарной безопасности, экскурсиями в калужский ведомственный музей и на праздник открытия навигации по реке Оке.
Это коллективно-трудовое дело «Война в истории моей семьи», результатом проведения которого стал сборник сочинений учащихся, посвященный членам семьи, внесшим свой вклад в дело победы нашей страны над немецко-фашистским захватчиками. Весь классный коллектив трудился над созданием общешкольной газеты «Калужский край в годы Великой Отечественной войны», которая была размещена в рекреации школы. Итогом КТД является традиционное совместное с родителями участие в ежегодной городской акции «Бессмертный полк», во время которой ребята с гордостью несут портреты своих родственников по главной улице нашего города и возлагают цветы у вечного огня на Площади Победы.
Классный час «Комбат Иван Филиппович Авдеев» также стал социальным проектом класса. Он был посвящен командиру батальона, младшему лейтенанту Ивану Филипповичу Авдееву, который отдал свою жизнь, защищая наш город. Отныне на его могиле, где установлен памятный обелиск, ребята ежегодно принимают участие в митингах, посвященных грозным и героическим событиям прошлого нашей страны. Также в рамках этого социального проекта учащиеся проводят для младших учеников нашей школы экскурсии по школьному музею боевой славы, организованному в нашем классном кабинете. В тексте экскурсии есть такие слова: «Мы просим обратить внимание на наш кабинет – наш второй дом. Он – особенный. Второго такого в школе нет. Мы являемся хранителями экспонатов школьного музея, поднятых с мест боев на территории Калужского края - фрагментов оружия, боеприпасов и обмундирования советских воинов. В экспозиции музея также представлены карты, отражающие боевой путь 50-й армии, освобождавшей город Калугу. Наша школа на протяжении многих лет хранит память о погибшем в январе 1942 года комбате Иване Федоровиче Авдееве. Он похоронен в деревне Ермолово, которую защищал. Ранее могила была безымянной, но поисковики нашей школы добились разрешения выяснить имя человека, лежащего под солдатским обелиском. С тех пор на могиле комбата Авдеева, за которой ухаживают ученики нашей школы, проводятся митинги и встречи с ветеранами. А мы всегда готовы гостям нашей школы рассказать о нашем комбате».
Классный час «Ополченец светлого воинства», посвященный жизни и деятельности нашего земляка Павла Рыженко, имел своим продолжением экскурсию класса в скит Свято – Тихоновой пустыни на диораму «Стояние на реке Угре» и по святым местам, связанным с историей великого Стояния, на Калужской земле положившей начало зарождению российской государственности. Ребята подготовили сценарий и сняли посвященный этим событиям фильм, который демонстрируется в холле школы во время проведения одноименного праздника. Отдавая дань памяти одному из самых значительных событий нашей страны - появлению сильного и независимого российского государства, не оставили они без внимания и неоценимый вклад в историческое развитие родного края государственного деятеля – Великого князя Ивана III. Ребята побывали у величественного монумента с надписью: "Иван III, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с Ордынским игом, издал свод законов судебник, построил Московский Кремль, учредил герб России – двуглавого орла", который был открыт в Калуге 2 ноября 2017 года.
Классный час «Этих дней не смолкнет слава», который подарил ученикам нашего класса незабываемую встречу с, к сожалению, недавно ушедшей от нас Клавдией Тимофеевной Алымовой. Эта встреча переросла в трепетную дружбу с одной из старейших ветеранов нашего города. Ребята сопровождали Клавдию Тимофеевну во время многих городских мероприятий, посвященных победе нашей родины в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. А также неоднократно посещали старейшего ветерана дома и проводили с ней многие часы за душевными чаепитиями и беседами – воспоминаниями.
Еще один классный час «Мы все за шар земной в ответе» вылился в коллективную поездку на одну из делянок заповедника «Национальный парк «Угра», где ребята вместе с родителями высадили не одну тысячу молодых саженцев широколиственных пород деревьев. И, конечно, с удовольствием пообщались со специалистами заповедника, посетили исторические места козельской земли и приняли участие в экологической викторине.
Значительную роль в своей воспитательной деятельности я отвожу организации встреч с разными людьми. В бесценной сокровищнице нашего классного коллектива хранятся воспоминания о встречах с калужским поэтом Александром Васильевичем Труниным, писательницей Ольгой Клюкиной, с Василием Лановым, в которой мы принимали участие в рамках акции «Будущее России», с представителями различных профессий – профессионалами своего дела – актерами калужского драматического театра, военнослужащими, проходящими службу в калужских гарнизонах, врачами, инженерами, кадровыми работниками, которые являются родителями учеников нашего класса.
Говоря о взаимодействии классного и родительского коллективов, хочется отметить, что оно занимает особое место в развитии духовно-нравственных и морально-ценностных установок учеников. Работа в этом направлении выстроена таким образом, чтобы ребята по мере взросления не теряли тесного контакта со своими родителями. В классе регулярно проводятся совместные родительские собрания, которые заканчиваются совместным чаепитием и дружеской беседой, или импровизированным концертом и песнями под гитару, или тематически подготовленными ребятами концертом для родителей, или совместным с родителями просмотром фильма с последующим обсуждением увиденного.
Одной из традиций нашего класса являются совместные с родителями посещения спектаклей в театрах города, музыкально-литературных композиций в Доме музыки, а также концертов детских коллективов, в которых занимаются ученики нашего класса в калужской областной филармонии.
Где бы мы ни принимали участие - в ночной экскурсии по улице Коровинской, организованной музеем Космонавтики, или в дневной экскурсии «Соловки: вчера и сегодня», проходившей в Губернаторском выставочном зале, в общешкольных мероприятиях – «Сто добрых дел», «Рыцари дорог», «Ну, и сказочка!» или в городских - «Самый классный классный» и «Лучики надежды», мы настраиваем свои сердца на то, чтобы увидеть и услышать самое главное – биение сердец друг друга, пульс жизни, которая открывает перед нами сто дорог, среди которых дороги Добра, Любви, Благого дела, Наук и Творческих идей.
И в заключение мне хотелось бы поделиться сценарием классного часа, который приобрел рамки коллективного трудового дела в форме выпуска общешкольной газеты «Калужский край в годы Великой Отечественной войны».