Система работы над развитием речи младшего школьника
Введение
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Речь – основа всякой умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который бы умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.
Дети овладевают в полной мере родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи (слушанье), говорение, чтение и письмо. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Здесь уместны будут слова В. Сухомлинского: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово! В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии».
Современные психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. А отсюда идут проблемы скудного словарного запаса учащихся, тавтологии, неумение правильно оформлять мысли в предложении (актуальность проблемы). Поэтому учителя начальных классов, с самых первых дней пребывания детей в школе, призваны продолжить многогранную работу по развитию речи учащихся. Учитель должен помочь своим воспитанником осмыслить требование к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценных навыков речи, чтения и повышению орфографической грамотности.
Поэтому выделяю цель работы: теоретически обосновать проблему развития речи и систематизировать, применяемые на практике методы и приемы по развитию устной и письменной речи младших школьников.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
Раскрыть сущность понятия «Речь и ее виды»
Обобщить и систематизировать методы и приемы по развитию речи младших школьников, применяемые мной в практической деятельности.
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный.
Виды устной и письменной речи
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тема, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речи в школе.
Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Устная речь делится на:
Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие.
Диалог является основной, доминирующей формой речи и поэтому процесс обучения говорению в начальных классах необходимо начинать именно с диалога.
Диалог является довольно-таки трудным процессом, особенно на этом этапе — это соединение двух реплик: вопрос и ответ. Но они связаны между собой сложной палитрой логических связей. В начальных классах мы не ставим целью придерживаться этих связей. Но обращается внимание на то, что в диалогах встречаются свёрнутые формы ответов, сокращённые предложения, которые не всегда понятны за речевой ситуацией. Кроме того, диалогическая речь является больше насыщенной неречевыми способами общения — мимикой, интонацией, силой голоса, жестами.
Для развития диалогической речи в начальных классах необходимо использовать специальные упражнения, составление микровысказываний. Например:
Скажи, любишь ли ты читать книжки?
Какие из них тебе нравятся?
Кто их авторы?
Расскажи о себе: когда и где ты родился, сколько тебе лет, где ты учишься, чем любишь заниматься.
Ещё один приём подготовки младших школьников к диалогу. Учитель вывешивает на доске картину, которая соответствует предмету разговора. Все учащиеся внимательно рассматривают её, после этого картину снимают, а ученикам I варианта предлагается спросить у учеников II варианта о предметах на этой картине: «Сколько...», « Где находится...», «Какого цвета» и т. д. После выполнения задания ученикам снова показывают картинку и упражнение выполняется повторно.
Очень любят дети упражнения на отражение (по ролям) диалогов из прослушанных сказок («Лиса и журавль», «Колобок», «Колосок» и другие) с элементами инсценизации. Такие приёмы, на мой взгляд, направляют работу учителя по формированию диалогической речи младших школьников на самых первых порах обучения.
Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Конечно же, в арсенале каждого учителя есть много интересных и эффективных приёмов работы над развитием монологической речи. Подбирая их к уроку, надо учитывать подготовку учащихся, систематичность и последовательность в развитии речи, и главное, показать перспективные пути преодоления трудностей. Создание условий для выявления творческих способностей каждого ребёнка через вовлечение в разные виды деятельности (художественную, игровую и др.), использование разных творческих заданий (творческие работы, конкурсы, соревнования), которые развивают у учащихся речь, мышление — всё это обеспечивает становление личности ребёнка, выявление и развитие его способностей, а главное — формирует умение и желание учиться.
2. Система работы учителя начальных классов над развитием речи
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие речевого развития ребёнка, как уже было отмечено, - это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике работы учителя по развитию речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, ученикам нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (Например, в письменной речи чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма газетной статьи и прочее, знакомятся с их стилистическими различиями.
Следующая область работы учителя по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей. Руководство в этой сложной работе – методика развития речи учащихся.
Изучение языковой теории и работа над речью должны органически соединяться и дополнять друг друга.
Орфографическая работа – это фактически работа над всеми сторонами языка. Она содействует углублению и систематизации знаний во всех областях языка, совершенствует соответствующие языковые умения, помогает понять, как устроен и как работает язык, способствует развитию речевых навыков учащихся, как в устной, так и в письменной форме.
Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.
Какую же речь можно считать хорошей, к чуму следует стремиться учителю и ученику?
Требования к содержанию и структуре речи.
Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Например: составление рассказа о случае, событии из собственной жизни: «Смешной случай», «Поездка в театр», «Любимое занятие» или составление рассказа об игрушке.
Второе требование – требование логичности, последовательности, чёткости построения речи, хорошее знание того, о чём школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.
Требования к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений. (Например: разговорные пятиминутки)
Точность речи - это умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этого цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов .
Ясность речи – это её доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое произношение звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. И выразительность, и ясность речи предполагает её чистоту, то есть избегать лишних слов, грубых просторечных слов и выражений.
Правильность речи-это соответствие литературной норме. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Речь и мышление.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникает вопрос: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления» [1, с. 96].
Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.
Основы речи закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу призвана взять на себя начальная ступень обучения.
В системе словарной работы, проводимой в начальной школе, достигается не только количественное увеличение словаря, но и его активизация. Количественный словарь учащихся растёт более-менее равномерно, ежедневно обогащаясь в среднем 4-5 словами. А вот активный словарь растёт медленно, он беден у учащихся начальных классов. Дети часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста и т.д. .
Повторяемость одних и тех же слое (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях очень высока (случился случай, зелёная зелень, белоснежный снежок...)
Причины тавтологических ошибок:
недостаточный словарный запас у детей, неумение своевременно вспомнить необходимые слова, имеющиеся в пассивном словаре;
слабо развитое критическое отношение к словесному оформлению мыслей, отсутствие контроля за выбором слов.
Для ликвидации этих ошибок необходимо вести систематическую и целенаправленную работу, которая должна входить в общую систему работы по культуре речи учащихся. Это постоянное обогащение словарного запаса учащихся, проведение лексической подготовки к устному и письменному связному высказыванию, специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием контекстуальных синонимов.
Развитие речи объединяет всю речевую деятельность учащихся. Работа над правильным произношением, над чёткостью и выразительностью устной речи, над её культурой, над чувством её содержания и красоты, над обогащением словарного запаса - всё это стало составной частью урока вместе с конкретными лингвистическими заданиями на уроках чтения, грамматики, правописания.
В свою очередь для развития речи большое значение имеет окружающая среда (дом, семья, друзья, игры, природа). Часто встречаются дети из семей, родители которых совершенно не следили речью детей, никогда не исправляли ошибки в их речи, не учили их правильно оформлять мысли в предложения. У таких детей часто встречаются простонародные слова, жаргоны, «уличные» слова, иногда даже нецензурные. Вообще, всем детям-шестилеткам свойственна существительно-глагольная речь.
В ней почти отсутствуют прилагательные, какие-то образные выражения, наречия, местоимения и т.д. У многих детей имеются логопедические нарушения в речи, нарушения в звукопроизношении.
Поэтому на плечи учителя с самых первых дней ложится огромная задача - все эти нарушения, недостатки ликвидировать, и постепенно, с большим терпением, вниманием «ставить» правильную, выразительную речь. На каждом уроке, в любом виде деятельности (учебной, трудовой, игровой, художественной) необходимо постоянно следить за речью учащихся, исправлять их ошибки, учить правильно говорить. С самых первых дней надо обращать внимание на качество и уровень речи детей, выявлять для себя, у кого есть проблемы с произношением, кто очень несмелый и говорит тихо, кто недоговаривает (глотает) слова, кто вообще не может говорить предложениями, а только отдельными словами.
Одним из эффективных методов развития речи в начальных классах является все виды устного пересказа. Это и пересказ своими словами, пересказ с опорой на жизненный опыт, на свои наблюдения, пересказ от своего имени, от имени автора, сжатый пересказ и др.
Развитию речевых умений способствует также и применение речевых ситуаций. Их можно условно поделить на 3 группы:
Инсценизация на основе готовых текстов;
Проведение ролевых игр на основе иллюстрации;
Использование учебных ситуаций (реальных или воображаемых).
Например, возьмём ситуацию «На приёме у врача». Один ученик выполняет роль врача, другой - пациента. В разговоре они показывают и свою воспитанность. Выполняя свою роль, ребёнок незаметно вовлекается в разные профессии (врача, продавца, строителя). Благодаря этому ученики учатся думать, приобретают конкретный опыт в речевом общении.
После этого приучаю детей обговаривать речь участников игры. Например:
Всем ли было слышно, о чём говорили?
Уместен ли в этой ситуации такой темп речи?
Кто говорил монотонно, медленно, невнятно?
А кто говорил чётко?
Чья речь вам больше понравилась?
Почему?
Умение оценить ответ товарища — это тоже развитие речи, так как оценка — это суждение, которое состоит из двух частей: утверждение и доказательства его правильности.
ПОЭТАПНАЯ СИСТЕМНАЯ РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развивать связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
осмысливать тему;
собирать материал;
располагать материал;
пользоваться средствами языка;
исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование
всех этих умений. Но учить всем умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Учащиеся овладевают этими знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.
Письменные упражнения, такие как сочинения и изложения, приводятся сравнительно редко, но письменные упражнения малых форм и устные упражнения выполняются часто. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом.
Методы и приёмы развития речи у учащихся
Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования.
Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.
Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В арсенал методов «по образцу» входят следующие упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным.
Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Это создание речевых ситуаций, ролевые игры, походы и экскурсии, специально организованные наблюдения, рисование картин, ведение записей, создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных, выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений.
Метод конструирования текста располагает большим набором приемов и типов речевых упражнений. Сюда относится: словарная работа, работа над словосочетанием, предложением; работа с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; моделирование структуры текста, образцов, редактирование своего текста; составление текстов различных смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.
Градация уровней развития речи учащихся
Все направления работы над развитием речи могут быть объединены в группы в соответствии с уровнями работы: фонетический, лексический, синтаксический уровень; уровень текста или связная речь.
Развитие гибкости речевого аппарата, отчётливое произношение всех звуков, исправление недочётов произношения (заикание, шепелявость, неправильное произношение или смешение звуков р-л, с-ш и пр.), достаточная громкость речи, овладение высотой тона и тембром речи, её ритмом и темпом, силой голоса, эмоциональными окрасками речи.
Это делается в специальных упражнениях по артикулированию звуков путем чтения скороговорок и "чистоговорок", хорового чтения стихотворений, показа образцов. Развитию дикции способствуют упражнения на произношение трудных звукосочетаний, слогов со стечением согласных звуков. Выразительность речи хорошо развивается в декламации, выступлениях учащихся в художественной самодеятельности, спектаклях, инсценировании сказок и пр. С первых же дней обучения в школе детям прививается произносительная норма литературного языка (орфоэпия), исправляется диалектное произношение. Детей учат делать паузы, логические ударения и пр.
Развитию речи способствуют следующие направления словарной работы:
усвоение учащимися новых слов и новых значений, т.е. количественное обогащение словаря;
понимание смысловых оттенков слов, переносных значений, эмоциональных окрасок и оценочных значений, понимание сфер употребления слов, понимание изобразительной роли слов в речи, т.е. качественное обогащение словаря;
активизация словаря — включение в речевую практику новых слов, в том числе с оттенками значений, в переносном значении;
очищение словаря от диалектных, просторечных, жаргонных слов.
Основные приёмы объяснения значений новых слов:
подбор к объясняемому слову одного или нескольких синонимов — близких по смыслу слов;
развернутое объяснение значения слова;
показ картинки;
логическое определение;
включение слова в контекст или составление предложения со словом;
подбор антонима - выяснение значения слова через известное слово с противоположным значением и пр.; замена слов более точным словом.
На этом уровне ведётся работа над словосочетанием и над предложением.
Словосочетания выделяются из предложений (так называемые "пары слов", хотя словосочетания могут состоять не только из двух), связи в словосочетании выясняются при помощи вопросов, выясняется также связь словосочетаний в предложении; проводится большая работа по составлению словосочетаний различных типов (согласование, управление, примыкание — без терминов и правил); составление предложений с различными словосочетаниями. Составление предложений – основа связной речи.
Основные виды работы над предложением в системе развития речи, чтение предложений, их интонирование, выделение логических ударении, пауз и пр., слушание предложений в чтении учителя, выделение из читаемых текстов предложений различных типов, разного содержания и различных по эмоциональным окраскам, по интонации, отработка интонаций предложений
- вопросительной, восклицательной, повествовательной, перечислительной и пр.; составление предложений самими учащимися — по вопросам учителя, по данному образцу, по заданному типу, расширение (или сужение) предложений, построение предложений из отдельных, разрозненных слов (деформированное предложение), соединение 2—3 предложений в одно, разделение предложений на 2 простых предложения; анализ предложения — выделение его составных частей и членов предложения; установление связи между словами по вопросам к каждому слову в предложении, выделение словосочетаний из предложения; составление предложений по опорному слову, по картинке, по заданной учителем теме, на тему, предложенную учащимися, полностью свободное составление предложений (чьё предложение окажется самым лучшим — правильным, полным, сложным, образным и пр.).
Основные виды упражнений в связной речи: устный пересказ прочитанного в его различных вариантах, устные рассказы учащихся; письменные изложения образцовых текстов; письменные сочинения различных видов, как наиболее самостоятельная и строгая форма обучения школьников владению связной речью.
Умения, которые должны быть сформированы за годы обучения в начальной школе:
Умения, связанные с темой: умение определить тему прочитанного рассказа или его частей, озаглавливать их; умение отвечать на вопросы по единой теме, составлять предложения по заданной теме, подбирать слова к теме; умение говорить, рассказывать, придерживаясь единой темы, не отклонятся от неё, различать узкие и широкие темы, определять на какие подтемы (узкие темы) может распадаться более широкая тема, умение раскрывать тему, писать сочинение на заданную тему, выражать свое
отношение к написанному.
Умение накапливать материал к предстоящему сочинению, рассказу, наблюдать, исследовать книги, рассматривать картины, вести дневники наблюдений, записи, зарисовки - всё, что впоследствии может быть использовано в сочинении, рассказе.
Умение составлять план будущего сочинения; совершенствовать и уточнять план, подбирать материал к каждой части плана, рассказывать и писать по плану; умение составлять планы различных видов (вопросный, цитатный, состоящий из повествовательных предложений, из названных предложений, картинный план), а также расширять или сужать составленный план; развертывать отдельные пункты плана, т.е. составлять по ним сжатый или подробный текст.
Это языковая и логическая подготовка предстоящего текста: подбор лексики в соответствии с темой, задачей её раскрытия и накопленным материалом, составление сочетаний, орфографическая подготовка лексики, составление предложений и фрагментов текста, подготовка изобразительных средств - сравнений, эпитетов, метафор и пр. подготовка обоснований, прослеживание причинно-следственных связей, формирование выводов, умозаключений.
Умение писать сочинение или рассказывать устно: правильно рассчитать время и объём работы, излагать материал в соответствии с проведённой подготовкой; последовательно, ритмично, без пропусков составлять предложения и связывать их между собой, выделять абзацы, записывать каллиграфически и орфографически правильно, с соблюдением полей, строчек, красной строки.
В начальных классах проводятся обучающие сочинения, поэтому разрешается в тексте делать исправления.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанных жанров.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование - это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы»).
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение — это связанный текст, в котором для доказательства какого - то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям — к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?»).
Первым шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Учитель (а в 3-4 классе сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет».
Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими, серьезными побуждениями - стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное
содержание, неразрывно связанное с темой. Первое условие хорошего сочинения — это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Следующим шагом в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.
Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.
Накопление материала — следующая подготовительная ступень к сочинению. В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные (ключевые) слова. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала и его расположением идет языковая подготовка. Она включает отбор и подготовку словаря, проверку правописания слов, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.
Кульминацией работы является написание сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи; затем самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Во втором н третьем классе для написания сочинения выделяется один урок, в четвертом — один урок и двадцать минут второго урока.
Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.
Заключение
Речь - действительно важное средство, которым пользуется человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Развивая свою речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Речь - средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную сферу. Именно благодаря речи формируется первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции влияют на наш образ мыслей и действий.
В своей работе я попыталась систематизировать основные виды деятельности по развитию речи младших школьников. Я пришла к следующему выводу: только постоянная работа над развитием речи учащихся дает хорошие результаты.