Система работы педагогов
с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.
Глухота – это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом ребенок может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована, в той или иной степени.
Тугоухость – это стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.
В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.
При рождении каждого ребенка в роддоме проводят скрининг- обследование состояния слуховой функции. При возникновении подозрений на снижение слуха, после выписки, рекомендуется посетить сурдолога.
В случае, если нарушения слуха у ребенка подтвердились и врачом-сурдологом установлен медицинский диагноз, необходимо посетить ЦПМПК с целью сопровождения данного ребенка.
С заключением ЦПМПК раннюю помощь ребенок может получить тремя способами:
- во-первых, это консультации и занятия с учителем-дефектологом, сурдопедагогом в областном диагностическом центре;
- во-вторых занятия в ОГБОУ «БРЦ ПМСС» (Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения);
- в-третьих в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
На базе нашего образовательного учреждения есть группа кратковременного пребывания, в которой оказывается коррекционно-развивающая помощь глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям, а также детям после операции по кохлеарной имплантации и их семьям. По заключению ЦПМПК (дети раннего возраста с 1,5 лет, а также те, кто в силу физических возможностей не может посещать детский сад), занимаются в группе кратковременного пребывания. На данный момент таких воспитанников пятеро.
Правильно организованная работа, начатая еще в раннем возрасте, определяет успешность всестороннего развития ребенка с нарушением слуха.
Для успешной коррекционной работы важно, чтобы родитель понимал механизмы развития своего особого ребенка, мог ему своевременно и качественно помочь. Поэтому на занятиях с учителем-дефектологом присутствуют родители. И педагог, демонстрируя возможности ребенка или его затруднения, разъясняет их природу, обучает в первую очередь родителя тем приемам и методам, которые он должен будет применять в повседневной жизни, занимаясь с ребенком.
В нашем структурном подразделении «Детский сад», в настоящее время функционирует 5 групп: 3 группы для слабослышащих (18 воспитанников), среди них пятеро детей имплантированы и 2 группы (12 воспитанников) для глухих детей. Также имеются дети с комплексными нарушениями развития.
Общая численность детей в нашем детском саду 35 человек.
По составу группы разновозрастные, с различным диапазоном тугоухости. По численности предельная наполняемость для слабослышащих детей – 6-8 человек, глухих – 6 человек.
Группы различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12часового пребывания) и круглосуточного пребывания в режиме 5-дневной недели.
Обучение слабослышащих и глухих детей ведется по программе, составленной на основе:
Примерной АООП дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, одобренной решением Министерства образования и науки РФ от 04.03.2019г., согласно ФГОС.
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации от 02.06.2020г.
Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», авторы-составители: Головчиц Л.А, Шматко Н.Д., Носкова Л.П., Салахова А.Д., Короткова Т.В., Катаева А.А. Москва «Просвещение» 1991г.
Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», авторы-составители: Головчиц Л.А, Шматко Н.Д., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Трофимова Г.В., Короткова Т.В., Катаева А.А. Москва «Просвещение» 1991г.
Программы рассчитаны на 5 лет обучения. В них представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего или глухого ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Учебный материал программ сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются как бы сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразной деятельности с помощью единых речевых средств.
Круг специалистов, сопровождающих детей дошкольного возраста и оказывающих коррекционно-развивающую помощь ребенку в индивидуальном порядке в условиях нашей образовательной организации - это педагог-психолог, учитель-дефектолог, сурдопедагог, учитель-логопед (если он рекомендован ЦПМПК). Медицинское обслуживание детей в «Детском саду» обеспечивается медицинскими работниками учреждения.
(На слайде презентации представлены направления коррекционно-развивающей работы нашего структурного подразделения).
Комплексное обследование слабослышащих детей проводят следующие педагоги: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели.
Первое обследование проводится на момент поступления ребенка в детский сад, выявляется уровень его речевого и познавательного развития, проводится педагогическое обследование слуха. По результатам проверки ребенка определяется подгруппа и год обучения.
Комплексное обследование слабослышащих и глухих детей проводится 3 раза в году (2 недели – в начале сентября, 2 недели – в начале января и 2 недели - в начале июня).
Учителем-дефектологом проводится проверка уровня знаний по следующим направлениям:
-развитие речи
-развитие слухового восприятия
-формирование элементарных математических представлений.
Материал для проверок подбирается из программы соответствующего квартала или полугодия, в зависимости от года обучения ребенка.
А также мы используем «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом» под ред. Шматко Н.Д., Пелымской Т.В.; «Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом» под ред. Николаевой Т.В.; «Альбом для логопеда» под ред. Иншаковой О.Б.
Проведя обследования ребенка, учитель-дефектолог заносит данные в протокол. По результатам обследования детей учитель-дефектолог заполняет диагностическую карту по развитию речи и по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений), оценивая программные требования в баллах.
Воспитатели по итогам мониторинга заполняют диагностические карты, составляют сводные таблицы, диаграммы.
Итоговый мониторинг проводится при переходе ребенка в школу.
Cпециальные условия обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование индивидуальных слуховых аппаратов у всех детей.
Наш опыт показывает, что раннее обеспечение ребенка слуховым аппаратом, имплантом, систематическое их использование и соответствующая слухоречевая реабилитация способствуют адекватному речевому развитию детей даже при больших потерях слуха (при условии сохранного интеллекта и отсутствия сопутствующих нарушений).
Организация жизнедеятельности детей с нарушением слуха зависит от того, насколько методически правильно создано развивающее пространство, т.к. оно является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей.
Насыщенное развивающее пространство и образовательная среда становятся основой для речевого развития, позволяют ребенку легче адаптироваться в группе, создают безопасное место для общения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности, подготавливают ребенка к новым социальным условиям в школе.
Развивающее пространство групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям ФГОС ДО (Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования).
Режим в нашем дошкольном отделении такой же, как и в массовых детских садах, но во время проведения всех режимных моментов тонкой нитью проходит наша специфика. Каждая групповая комната, класс, спальня, музыкальный зал, раздевалки оборудованы наборными полотнами, выполненными из долгосрочных материалов (дерева и пластика), которые находятся в прямой доступности на уровне глаз детей, а также табличками и картинками.
Все таблички заламинированы и имеют соответствующий шрифт. Картинки яркие и красочные по всей тематике, предусмотренной программой.
Нашим воспитанникам необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Раздевалка, спальня и умывальная комната, также является частью развивающего пространства. С их помощью решаются такие задачи, как закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу; закрепление коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью.
Развитие речи слабослышащих и глухих детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.
Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать остатки слуха. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность.
Работа по речевому развитию детей с нарушениями слуха осуществляется в разнообразных условиях: на фронтальных и индивидуальных занятиях, тесно связана с режимными моментами, играми и другими видами детской деятельности. Процесс обучения словесной речи детей с нарушениями слуха от начала до конца является специально проектируемым, т.е. предусматривающим строгую систему отбора речевого материала, способов его отработки и определяющим значение каждого вида речевой деятельности на разных этапах созревания психических функций.
При организации занятий многократно используется речевой материал, что способствует его запоминанию и усвоению. В дальнейшем уровень усвоения материала будет повышаться и расширяться. Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения ребенка, его умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяется требованиями программы по развитию речи.
Речь педагогов должна быть естественной, не утрированной - нормальной по темпу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональной.
Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием.
Результативность коррекционной работы со слабослышащими детьми во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Для работы в группе для детей с нарушением слуха применяются следующие технические средства обучения: используется специальная электроакустическая аппаратура для коллективного и индивидуального пользования ВЕРБОТОН, ЭЛЕКТРОН комплекс, интерактивные настенные логопедические комплексы «Logo 7» и «Волшебный экран», а также специализированные обучающие компьютерные программы «Мир звуков Отто», «Учимся говорить хорошо», «Состав числа», и др.
Обучение произношению детей с нарушенным слухом формируется на слухозрительной и слуховой основе. Специальное обучение произношению осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных занятий, на которых формируются навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, звуков, недостатки воспроизведения слов.
Для того, чтобы ребенок начал быстрее говорить, ежедневно проводятся занятия по фонетической ритмике.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, сочетающая и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Учеными уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте.
Фонетическую ритмику включаем почти в каждое занятие, часто как динамическую паузу.
В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок (произнесение отдельных рифмованных строк, коротких простых стихов, считалок), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере владения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.
В нашей работе каждый воспитатель хорошо знает объем словаря детей, состояние их произносительных навыков. Дефектолог даёт рекомендации воспитателям по контролю за произношением. Весь речевой материал фиксируется на табличках. Этот речевой материал должен быть отобран и быть в поле внимания педагогов, так как он подлежит специальной отработке на занятиях и режимных моментах. Отобранный речевой материал выставляется на наборное полотно.
Важной формой работы является методика обучения глобальному чтению на первом году обучения. В связи с тем, что дети не могут воспринимать звуковой состав слов из речевого потока, им необходимо обеспечивать другие условия для восприятия полной структуры слов. Эту функцию выполняют чтение и письмо. Ребенок должен узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. На начальном этапе детей учат читать слова, написанные на табличках, целиком, глобально, без обучения буквам. Ребенок учится находить парные таблички, обозначающие предмет, затем называет предметы путем выбора соответствующих табличек. С началом глобального чтения увеличение словарного запаса детей происходит более быстрыми темпами. Позже дети овладевают устным аналитическим чтением на материале знакомых слов.
Обучение аналитическому чтению начинается в младшей группе на материале знакомых слов. Анализом слова, его структурой дети также овладевают в процессе работы с разрезной азбукой, собственного письма детей, которое на начальном этапе носит характер списывания. На занятиях по развитию речи учителем-дефектологом проводится многоплановая работа по формированию техники чтения и обеспечение понимания прочитанного с использованием различных методических приемов: инсценирования, демонстрации действий, подбора иллюстраций, самостоятельного рисования, ответов на вопросы, создание книжек-малышек и их чтение, выборочного чтения, пересказа.
Обучение письму начинается уже в период глобального чтения. Дети пишут на нелинованных альбомных листах бумаги, свободно определяя расположение каждого слова и размер букв, а позже – на листах в крупную линейку, соблюдая рабочую строку.
Дети с нарушениями слуха также овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Учитель-дефектолог и воспитатели систематически и целенаправленно осуществляют работу с родителями. Мы используем различные формы работы с родителями: родительские собрания, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей, консультации, во время которых педагоги дают рекомендации по обучению детей (они делают тематические книжки-малышки, альбомы выходного дня). Регулярно родители получают задания по развитию речи детей, активизации навыков общения.
Хотелось бы отметить, что наши дети воспитываются, как в слышащих семьях, так и в глухих и слабослышащих. Поэтому, формирование и коррекция речи осуществляется, в основном, в учебном учреждении.
Школа-интернат обеспечивает практически круглосуточное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития.