СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлена система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»

«Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках».


Устяхина Т.А. – учитель математики, ОСЖ.


В настоящее время все школы России переходят на новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья не исключение.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

БУД способствуют:

- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Приёмы и задания, используемые для формирования БУД на уроках.

Личностные БУД: психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

Участие в проектах. Подведение итогов урока.

Регулятивные БУД:  через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога обучающиеся формулируют тему и цель урока. Оценивание устных ответов, взаимооценивание письменных работ. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника и класса).

Познавательные БУД: проблемное обучение, педагогические игры, использование схем-опор для решения различных видов задач. Упорядочивание, «Цепочки» Работа с разного вида таблицами Поиск лишнего, задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Коммуникативные БУД: работа в парах, в группах (по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы).


Общие рекомендации для развития БУД у обучающихся с умственной отсталостью:

1. Последовательность – учителю необходимо чётко представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше.

2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен.

5. Дозированность – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно.

6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии.

7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели.

8. Опора на продуктивные виды деятельности –использовать приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, таблицами, памятками, инструкциями, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений.

10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности.

Система коррекционной работы по формированию у обучающихся с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.

 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания    и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий.

Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.

В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.

Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: игровые технологии, технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.