«Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках».
Устяхина Т.А. – учитель математики, ОСЖ.
В настоящее время все школы России переходят на новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья не исключение.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
БУД способствуют:
- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;
- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Приёмы и задания, используемые для формирования БУД на уроках.
Личностные БУД: психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
Участие в проектах. Подведение итогов урока.
Регулятивные БУД: через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога обучающиеся формулируют тему и цель урока. Оценивание устных ответов, взаимооценивание письменных работ. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника и класса).
Познавательные БУД: проблемное обучение, педагогические игры, использование схем-опор для решения различных видов задач. Упорядочивание, «Цепочки» Работа с разного вида таблицами Поиск лишнего, задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Коммуникативные БУД: работа в парах, в группах (по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы).
Общие рекомендации для развития БУД у обучающихся с умственной отсталостью:
1. Последовательность – учителю необходимо чётко представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше.
2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен.
5. Дозированность – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно.
6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии.
7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели.
8. Опора на продуктивные виды деятельности –использовать приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, таблицами, памятками, инструкциями, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений.
10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности.
Система коррекционной работы по формированию у обучающихся с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий.
Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.
В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.
Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: игровые технологии, технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.