СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Финансовая грамотность дошкольников — это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). 

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются:

  • воспитание у ребёнка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций; 

  • здоровая ценностная оценка любых результатов труда, будь то товары или деньги; 

  • формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое поможет ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. 

Основная цель финансовой грамотности дошкольников — содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Для успешной реализации финансово-экономического образования детей в ДОО педагогами была проведена работа, которая включала в себя:

  1. Изучение программно-методической литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.

  2. Создание (пополнение РППС)- изготовление и приобретение наглядного материала, изготовление дидактических игр.

  3. Осуществление НОД по формированию основ финансовой грамотности

  4. Работа с родителями: консультации, просмотр мультфильмов

  5. Творческая деятельность создание дидактических игр и изготовление лепбуков.

Для того чтобы воспитание и развитие детей соответствовало текущим потребностям, педагоги могли грамотно строить свою работу с детьми они прошли курсы повышения квалификации в «Высшей школе делового администрирования» по дополнительной профессиональной программе «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях». Прослушали и приняли участие по теме «Творческие игры по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» в семинаре «Обучение детей элементам финансовой грамотности»

Важным условием для формирования основ финансовой грамотности дошкольников в ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды. В подготовительной группе педагогами создан центр «Экономическая азбука», который наполнен необходимым оборудованием и материалами:

  • макет банкомата, набор денежных знаков разных стран и монет, листовки, банковские карты, счеты;

  • лепбук «Финансовая грамотность», чемоданчик «Финансовая грамотность» ;

  • сюжетно ролевые игры: игры, направленные на формирование представлений о профессиях, об оказываемых услугах, о товаре, деньгах, с необходимым оборудованием «Сбербанк», «Супермаркет», «Книжный магазин», «Ателье»; «Салон красоты (мужской и женский зал)», «Фотоателье», «Повар» , «Пекарь» (труд – продукт - товар) и др.

  • дидактические игры: «Круги Луллия», «Поиграем в магазин», «Профессии», «Миллионер», «Доходы и расходы», «Бизнес», «Играем в деньги», «Бюджет моей семьи», «Товарный поезд», «Что можно и что нельзя купить за деньги?», «Теневое лото», «Кто где работает?» и др.

Важный копонент – это программное обеспечения, которое представлено:

  • Программа «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатова.

  • Сценарии образовательных событий по финансовой грамотности.

  • Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников».

  • Картотека игр по финансовой грамотности.

  • Опыт работы ДОО № 58 г. Белгород.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию педагоги применяли технологию проблемного обучения, которая позволяет познакомить дошкольников с экономическими понятиями, а так же развивает у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Для того, чтобы очень интересно и увлекательно познакомить с новым материалом педагоги использовали квест-технологию (игры-путешествия) «Музей денег», «Путешествие в город Финансов» «Путешествие по территории детского сада», «Путешествие в мир профессий» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников).

Применение технологии «Гость группы» - (работники банка, повар, прачка, портной, медсестра), которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

Применяя игровую технологию педагоги знакомили детей с новым материалом (игры: «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), а также закрепляли, обобщали ранее полученный (игры :«Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).

В игровых ситуациях, например, «Откуда появились деньги» «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Супермаркет». у детей формировались знания о натуральном обмене, об истории появления денег, о доходах и расходах, ребята знакомились с купюрами и монетами разного достоинства.

С целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»)

Особое место отводили интеллектуальным играм -викторинам «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу.

Важное место отводилось и чтению художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие. (например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка- сестричка и серый волк» . К. И Чуковский «Муха-Цокотуха» , Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад», Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек», «Три поросенка» анг. Сказка, . А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Сказка «Копейка- рубль бережет»

Использовалась и народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику.

В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные,
дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал
сам. Наша роль – создание среды для деятельности детей

В педагогической работе педагоги использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха-Цокотуха», «Три поросенка»).

Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями. Очень важно информировать родителей об успехах ребенка, поощрять активность родителей в различных мероприятиях особенно по данной тематике. В работе с родителями необходимо сформировать у них понимание того, что важно помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросов, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития. Педагогами были проведены консультации для родителей «Нужны ли ребенку занятия по финансовой грамотности», «Финансовая грамотность дошкольника»,

«Финансовая грамотность с пелёнок. 10 советов родителям»

         Родители совместно с детьми просмотрели с последующим разбором в детском саду мультфильмы:

  • Три кота "Поход в магазин"

  • Синий трактор. Магазин.

  • Муха-Цокотуха

  • Буратино. Фрагменты.

  • Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности.

  • Откуда берутся деньги.

  • Приключения поросёнка Фунтика.

  • Золотая антилопа.

  • Развивающий мультфильм "Профессии".

  • Фиксики. "Деньги"


Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике. Дети нашей группы:

  • применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • осознают и соизмеряют свои потребности и возможности;

  • имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

  • понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными;

  • осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

  • понимают, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

  • имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

  • осознают главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

  • следуют социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Литература:

  1. Васин Д. В. Деньги и бизнес для детей. – М.: Эксмо, 2018.

  2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2015

  3. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

  4. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград