СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Финансовая грамотность дошкольников — это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются:
воспитание у ребёнка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций;
здоровая ценностная оценка любых результатов труда, будь то товары или деньги;
формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое поможет ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Основная цель финансовой грамотности дошкольников — содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Для успешной реализации финансово-экономического образования детей в ДОО педагогами была проведена работа, которая включала в себя:
Изучение программно-методической литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.
Создание (пополнение РППС)- изготовление и приобретение наглядного материала, изготовление дидактических игр.
Осуществление НОД по формированию основ финансовой грамотности
Работа с родителями: консультации, просмотр мультфильмов
Творческая деятельность создание дидактических игр и изготовление лепбуков.
Для того чтобы воспитание и развитие детей соответствовало текущим потребностям, педагоги могли грамотно строить свою работу с детьми они прошли курсы повышения квалификации в «Высшей школе делового администрирования» по дополнительной профессиональной программе «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях». Прослушали и приняли участие по теме «Творческие игры по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» в семинаре «Обучение детей элементам финансовой грамотности»
Важным условием для формирования основ финансовой грамотности дошкольников в ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды. В подготовительной группе педагогами создан центр «Экономическая азбука», который наполнен необходимым оборудованием и материалами:
макет банкомата, набор денежных знаков разных стран и монет, листовки, банковские карты, счеты;
лепбук «Финансовая грамотность», чемоданчик «Финансовая грамотность» ;
сюжетно ролевые игры: игры, направленные на формирование представлений о профессиях, об оказываемых услугах, о товаре, деньгах, с необходимым оборудованием «Сбербанк», «Супермаркет», «Книжный магазин», «Ателье»; «Салон красоты (мужской и женский зал)», «Фотоателье», «Повар» , «Пекарь» (труд – продукт - товар) и др.
дидактические игры: «Круги Луллия», «Поиграем в магазин», «Профессии», «Миллионер», «Доходы и расходы», «Бизнес», «Играем в деньги», «Бюджет моей семьи», «Товарный поезд», «Что можно и что нельзя купить за деньги?», «Теневое лото», «Кто где работает?» и др.
Важный копонент – это программное обеспечения, которое представлено:
Программа «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатова.
Сценарии образовательных событий по финансовой грамотности.
Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников».
Картотека игр по финансовой грамотности.
Опыт работы ДОО № 58 г. Белгород.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию педагоги применяли технологию проблемного обучения, которая позволяет познакомить дошкольников с экономическими понятиями, а так же развивает у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Для того, чтобы очень интересно и увлекательно познакомить с новым материалом педагоги использовали квест-технологию (игры-путешествия) «Музей денег», «Путешествие в город Финансов» «Путешествие по территории детского сада», «Путешествие в мир профессий» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников).
Применение технологии «Гость группы» - (работники банка, повар, прачка, портной, медсестра), которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
Применяя игровую технологию педагоги знакомили детей с новым материалом (игры: «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), а также закрепляли, обобщали ранее полученный (игры :«Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).
В игровых ситуациях, например, «Откуда появились деньги» «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Супермаркет». у детей формировались знания о натуральном обмене, об истории появления денег, о доходах и расходах, ребята знакомились с купюрами и монетами разного достоинства.
С целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»)
Особое место отводили интеллектуальным играм -викторинам «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу.
Важное место отводилось и чтению художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие. (например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка- сестричка и серый волк» . К. И Чуковский «Муха-Цокотуха» , Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад», Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек», «Три поросенка» анг. Сказка, . А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», Сказка «Копейка- рубль бережет»
Использовалась и народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику.
В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные,
дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал
сам. Наша роль – создание среды для деятельности детей
В педагогической работе педагоги использовали театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха-Цокотуха», «Три поросенка»).
Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями. Очень важно информировать родителей об успехах ребенка, поощрять активность родителей в различных мероприятиях особенно по данной тематике. В работе с родителями необходимо сформировать у них понимание того, что важно помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросов, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития. Педагогами были проведены консультации для родителей «Нужны ли ребенку занятия по финансовой грамотности», «Финансовая грамотность дошкольника»,
«Финансовая грамотность с пелёнок. 10 советов родителям»
Родители совместно с детьми просмотрели с последующим разбором в детском саду мультфильмы:
Три кота "Поход в магазин"
Синий трактор. Магазин.
Муха-Цокотуха
Буратино. Фрагменты.
Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности.
Откуда берутся деньги.
Приключения поросёнка Фунтика.
Золотая антилопа.
Развивающий мультфильм "Профессии".
Фиксики. "Деньги"
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике. Дети нашей группы:
применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознают и соизмеряют свои потребности и возможности;
имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными;
осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
понимают, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
осознают главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
следуют социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Литература:
Васин Д. В. Деньги и бизнес для детей. – М.: Эксмо, 2018.
Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2015
Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград