Система работы по формированию проектно-исследовательских умений обучающихся
Фокина Е.П.
МБОУ «СОШ №1»
г. Заозерного
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности
Средняя школа
Программа УУД должна быть направлена…. формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа УУД должна обеспечить…… формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение приемами учебного сотрудничества
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности
Старшая школа
«Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенном учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Как организована работа
ОПД и ОИД?
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема»)- тоже результат
Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах
В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы
Проекты в 5-6 классах
Проекты
5 класс
По доминирующей деятельности
6 класс
Творческие проекты,
ролевые проекты
Предметно-содержательные области
Ролевые, информационные (ознакомительно-ориентировочные)
По характеру координации
Монопроекты
По характеру контактов между участниками
С открытой явной координацией
Монопроекты !
Межпредметные проекты
Внутриклассные
По количеству участников
Внутриклассные, между классами одной параллели
Групповые
По продолжительности проекта
Групповые, индивидуальные
Мини-проекты, в 4 четверти - краткосрочные
Результаты представляется
Краткосрочные
на занятии
Конференции 1 раз в четверть
Проекты
7 класс
По доминирующей деятельности
8 класс
Исследовательские
Предметно-содержательные области
Информационные, исследовательские, социльно-значимые
Монопроекты
По характеру координации
С открытой, явной координацией
По характеру контактов между участниками
Монопроекты,
Межпредметные проекты
По количеству участников
Со скрытой, неявной координацией
Внутришкольные, международные (Глабллаб)
Индивидуальные
Внутришкольные, телекоммуникационные
По продолжительности проекта
Групповые, индивидуальные
Краткосрочные
Результаты представляется
ШНИК в конце учебного года
Краткосрочные, долгосрочные
В течении года – работа сайтов классов, итоговая конференция
7-8 классы
9-11 классы
Проекты
9-10-11классы
По доминирующей деятельности
Практико – ориентированные, социально-значимые
Предметно-содержательные области
Монопроекты и межпредметные
По характеру координации
Со скрытой, неявной координацией
По характеру контактов между участниками
Внутришкольные, муниципальные
По количеству участников
Групповые, индивидуальные
По продолжительности проекта
Долгосрочные
Где представляется результат
БКС (большая конференция старшеклассников) - апрель
Последовательное формирование умений
5 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10-11 кл
6 класс
9 класс
7 класс
8 класс
5 класс
6 класс
10-11 кл
Элементы проектной деятельности
Мыследеятельностные
- выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация,
- целеполагание и формулирование задачи,
- выдвижение гипотезы,
- постановка вопроса (поиск гипотезы),
- формулировка предположения (гипотезы),
- обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности,
- планирование своей деятельности,
- самоанализ и рефлексия
Презентационные
- построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
- выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
- изготовление предметов наглядности,
- подготовка письменного отчета о проделанной работе
Коммуникативные
- слушать и понимать других,
- выражать себя,
- находить компромисс,
- взаимодействовать внутри группы,
- находить консенсус
Поисковые
- находить информацию по каталогам,
- проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет,
- формулирование ключевых слов
- структурирование информации,
- выделение главного,
- прием и передача информации,
- представление в различных формах,
- упорядоченное хранение и поиск
Информационные
Проведение инструментального эксперимента
- организация рабочего места,
- подбор необходимого оборудования,
- подбор и приготовление материалов (реактивов),
- проведение собственно эксперимента,
- наблюдение хода эксперимента,
- измерение параметров,
- осмысление полученных результатов.
Дидактические цели
5 класс
1. Формирование общеучебных умений и навыков необходимых для проектной деятельности
2. Формирование элементов проектной деятельности
3. Формирование умений реализовывать простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиями
4. Формирование умений применения проектной деятельности в организации своего учения учащимся
6 -7 классы
1. Формирование предметных умений как универсальных (общеучебных)
2. Поэлементное формирование проектной деятельности
3. Формирование умений реализовывать групповые и индивидуальные краткосрочные и среднесрочные проекты
4. Формирование умений применять проектирования в самообучении,
самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении
8-9 класс
1. Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные
2. Развитие элементов проектной деятельности
3. Организация участия школьников в сложных групповых проектах с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада
10-11 класс
Помощь в самостоятельном проектировании решения личных и социально-значимых проблем и задач.
Методы проектирования, применяемые в работе
- Мозговая атака
- Наводящая задача-аналог
- Изменение формулировки задач
- Метод наводящих вопросов
- Антропотехника
- Ассоциации
- Аналогии