Система работы по использованию технологии проектного обучения с
применением метода встречных усилий
учителя ОБЖ СОГКОУ «О(с) ш №3»
Пушкарёвой Оксаны Васильевны
Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель сегодня не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании ОБЖ в школа при исправительных колониях далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов.
Кроме того, по сравнению с другими методами дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс. Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах.
Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваиваются в более полной мере. Кроме того, обучающиеся учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления
.
Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность обучающихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.
Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Такие учащиеся не способны самостоятельно выполнить индивидуальный проект. И здесь на помощь приходит метод совместных творческих усилий, который дает возможность включиться в работу над проектом, выполнить и защитить проект слабо подготовленным учащимся.
Метод проектов с применением технологии встречных усилий предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой своей сути.
Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса. Это подтверждается следующими фактами:
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»);
у обучающихся появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.