СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по подготовке к ГИА

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается  система работы по подготовке к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке к ГИА»

Создание условий для эффективной подготовки и

успешной сдачи ГИА обучающимися по математике


Подготовка обучающихся к выпускным экзаменам  – это ответственный процесс, и от его грамотного построения будет зависеть результат государственной итоговой аттестации.

На успешность сдачи экзаменов влияют следующие факторы:

  • познавательный - уровень знаний;

  • мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей;

  • эмоциональный способность выдержать напряженный экзаменационный марафон;

  • и самый главный - достигнутый уровень знаний, который и определяет результат экзамена.

Для качественной подготовки выпускников к ГИА учитель должен:

- правильно оценивать знания, умения и навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- не заниматься «натаскиванием» учащихся на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовывать системную продуманную работу по обучению учащихся;

- проводить анализ пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке к ГИА постоянно, в процессе преподавания предмета.

В классах, где я работаю, много учащихся «группы риска», испытывающих трудности при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях. Мне, как учителю, нужно решить сложную педагогическую задачу – достижение всеми обучающимися базового уровня знаний по предмету.

Выход из этой ситуации – применение на своих уроках современных педагогических технологий, в частности - технологии уровневой дифференциации.

Можно выделить ряд трудностей, с которыми сталкиваются ученики в процессе подготовки к ГИА:

1) непонимание формулировки заданий в вариантах ЕГЭ и ОГЭ, их несоответствие заданиям в учебнике;

2) перенасыщенность программы новым материалом в 9, 11 классе, который приводит к перегрузке обучающихся, т.к. одновременно приходится изучать новый материал и повторять предыдущий;

3) невнимательное прочтение условия задания (в этом учебном году в 9 классах добавились ещё практико-ориентированные, где сам текст объемный, а дети не любят читать большие тексты);

4) психологический настрой обучающихся.

К условиям успешной сдачи выпускником экзамена по математике можно отнести: его мотивацию, его внутреннюю настроенность на успешную сдачу ГИА, эмоциональность, профессионализм учителя. Для создания этих условий мною используются возможности как урока, так и элективных курсов, индивидуальных занятий, занятий внеурочной деятельности.

При подготовке учащихся к ГИА я определила для себя ряд первоочередных вопросов:

- создание системы тематического повторения материала;

- усилить работу по решению геометрических задач;

- формирование вычислительных навыков обучающихся;

- использовать индивидуально-дифференцированный подход;

- системность и самостоятельность в работе при выполнении тренировочных тестов;

- научить работать со справочным материалом;

- обучать работать с КИМ;

- ежеурочно осуществлять контроль.

Мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов.

Поскольку мотивация является необходимым условием успеха на экзаменах, важно сформировать мотив к сдаче ГИА, показать перспективу успешной сдачи государственной итоговой аттестации. И это решается, например, при тематическом повторении материала. Повторение ранее изученного материала можно проводить по-разному:

  • включать в постановку и решения новых задач.

  • Противопоставлять (сравнивать) новый материал с ранее известным.

  • Обобщать и систематизировать знания.

  • Выполнять устные упражнения.

  • Решать тесты.

У меня создана база тренировочных тестов, а также используются ряд сборников по подготовке к ГИА. Например, основные - сборник под редакцией И.В. Ященко «Я сдам ОГЭ. Математика ОГЭ», «3000 задач» под редакцией И.В. Ященко. Они позволяют эффективно организовать индивидуальную, самостоятельную работу, как дома, так и в классе, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания. В своей работе также использую банк открытых задач сайта ФИПИ, варианты репетиционных экзаменов.

Формирование вычислительных навыков решается через систему устных задач.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала. При их выполнении развивается память, речь, внимание, реакция. Поэтому, во всех классах необходимо отводить время в течение 5-7 минут на формирование устных вычислительных навыков.

Учу детей применять различные «хитрые» приемы вычислений, а также одно из главных правил в математике: если можно – упрости. Ответ любого задания учу записывать в соответствии требований к оформлению на ОГЭ (ЕГЭ).

Как показывает практика, дети не умеют пользоваться черновиком, делают записи так, что сами в них путаются, что приводит к ошибочному переписыванию в бланк ответов. Поэтому, учу работать их и с черновиком.

Немаловажным фактором успешной сдачи экзамена являются профессиональные компетенции учителя, среди которых выделяются умение использовать современные технологии обучения, умение учителем анализировать результаты своей работы и осуществлять коррекцию проблем обучающихся на основе прогнозируемых результатов.

Помимо уровневой дифференциации, своей работе я использую и другие технологии и методы: проблемно-иллюстративный, исследовательский, информационный, технологию деятельностного метода, ИКТ - технологию и другие. Однако надо отметить, что самая эффективная форма подготовки выпускника с пробелами в знаниях - это индивидуальная работа.

Особенно заметно применение индивидуальной формы работы при отработке навыков (повторении) решения геометрических задач.

Много вниманию уделяю решению задач по готовым чертежам, где одновременно повторяется и теоретический материал, и отрабатываются способы и приемы решения. Для этого использую сборник задач под редакцией Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-11классы»; «Я сдам ОГЭ. Математика. Типовые задания. Геометрия» под редакцией И.В. Ященко, С.А. Шестаков.

Также здесь неоценимую помощь оказывают ИКТ - технологии.

Помимо индивидуальных форм работы применяю и групповую (разбивая класс на группы по 4-5 человек), привлекаю консультантов из числа наиболее мотивированных детей.

Основной метод подготовки к ГИА, конечно же, решение типовых и тренировочных заданий. Моя задача - научить выпускника самостоятельно ориентироваться в формулировках заданий и определять последовательность работы, ведь одно из слабых мест при выполнении теста – непонимание вопроса задания. В неделю, как минимум, решаем 3 теста: 1-2 - дома, 1-2 в классе на занятиях внеурочной деятельности. Каждая работа комментируется индивидуально, даются адресные рекомендации, выполняется работа над ошибками. Тесты беру с официального сайта СТАТГРАД, а также из сборников по подготовке ГИА «Математика. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов» под редакцией И.В. Ященко, с Интернет-сайтов.

Предлагаются учащимся тренировочные задания, тесты, зачеты и в режиме онлайн, где учащиеся могут самостоятельно:

  • разбирать различные типы заданий;

  • разобрать задания, которые вызывают наибольшие трудности;

  • работать на электронном тренажере;

  • разбирать образцы оформления заданий второй части ОГЭ (ЕГЭ).

Так учащиеся моих классов готовятся к ОГЭ (ЕГЭ), используя, например, онлайн-платформу «Учи.ру», сайты https://ege.sdamgia.ru; https://math-oge.sdamgia.ru; http://alexlarin.net; https://mat-ege.ru и другие.


Особая работа ведется по технике написания КИМ:

  • выпускник сам определяется со способами решения задачи и выбирает для себя наиболее оптимальные, а также количество посильных заданий;

  • объясняется необходимость контроля времени, отводимому на выполнение каждого задания;

  • учатся оценивать полученный результат, анализируют ответ на предмет соответствия реальности;

  • учатся технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание обращаю на те задания, в которых формулировка звучит как «Установите, верно ли утверждение», «Какое из утверждений является неверным». Самое главное обратить внимание на ключевые слова «верно» или «неверно», иначе может быть допущена ошибка.

  • Обучению оформления ответов в КИМ, замены ошибочных ответов.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала – организация контроля. Для этого разработана система, которая позволяет:

1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;

2) своевременно принимать меры по коррекции пробелов;

3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;

4) повысить мотивацию учащихся к учебе;

5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;

6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

Ведется тематический учет знаний обучающихся, отслеживается уровень продвижения при выполнении заданий КИМ.

Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так на дополнительных занятиях, но уже не совсем классом, наоборот, с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению. При этом также используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО, открытый банк заданий.

Подготовка к экзаменам и их сдача - время, когда выпускники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Наша задача - вселить в ребенка уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают у него в процессе подготовки к экзаменам. Не ругать, а помогать! Никогда нельзя сравнивать учеников, не надо ориентировать их в этот момент «быть лучше других» или «как все». Выпускник будет успешным при сдаче экзамена, если система обучения сформировала у него необходимые для этого навыки и функции.

  Данная система работы требует много времени на подбор тестов, их проверку и коррекцию. Но результаты говорят сами за себя: все учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Результаты моих выпусков:

год

класс

Кол-во выпускников в классе

Количество

сдававших

Средний балл

по школе

Средний балл по городу

Максимальный балл

по школе

2013-2014


11А


28

28

53,7


(11 место по городу)


49,6

79


2014-2015

11Б


22

22

50,86

46,9

76


2016

-2017

11а


11б

24


27

24


27

база

4,47

4,44

20 баллов


профиль

55,08

48,8

76 баллов

2018-2019

11а

30

13 база

4,38

4,36

20 баллов

17 профиль

63,24

(рейтинг по городу –

11 место)

58,90

84 балла



ОГЭ

год

класс

Кол-во выпускников

Количество

сдававших

Средняя отметка


Средняя отметка по городу

Максимальный балл

по школе

2014-2015

9АБ

50


47

3,98

(8 место по городу)

3,62

31