СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по усвоению темы “ Правописание гласных в глагольных формах” ( задание 12 ЕГЭ по русскому языку).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы по усвоению темы “ Правописание гласных в глагольных формах” ( задание 12 ЕГЭ по русскому языку).»

Система работы по усвоению темы “ Правописание гласных в глагольных формах”

( задание 12 ЕГЭ по русскому языку).



Одной из форм глагола является причастие, соединяющее в себе признаки и глагола, и прилагательного. Правописание причастий требует особого внимания и включает несколько типов правил:
1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения

Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами:

Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч. Если в окончании видим -ут или -ют , значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат или -ят , то этот глагол II спряжения. Примечание : этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится , в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.

Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить , то глагол II спряжения, а если же нет — то наш глагол относится к I спряжению. Примечание : не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу)

После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание:

Если глагол I спр.: -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют.

Если глагол II спр.: -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.

I спряжение

II спряжение


-оть, -ыть, -ать, -уть, -ть, -чь, -еть и т.д.

-ить

брить,стелить, зиждиться

слышать, гнать, дышать, держать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть

2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им-

Это зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано. Здесь следует действовать по алгоритму:

Все причастия образованы от глаголов. Определяем, от какого глагола образовано причастие.

Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше.

Делаем соответствующий выбор суффикса:

если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ;

если причастие образовано от глагола II спряжения, то выбираем суффиксы: -ащ-/-ящ-, -им- .

3. Правописание суффиксов причастий: -енн- (-ен-), -а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)

-енн- (-ен-)

если в неопределенной форме глагола перед -ть есть гласные и, е

выращ енн ый (выраст ить )
напо енн ый (напо ить )

-а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)

если в инфинитиве перед -ть есть гласные а, я

разрисов анн ый (разрисов ать )
посе янн ый (посе ять )

Гласная в личных окончаниях и суффиксах глаголов в процессе образования глагольных форм. Упражнения направлены на отработку темы


Упражнение I. Вставьте гласную в суффикс неопределённой формы глагола. Какой глагол выпадает из этого списка?

Бле… ть, ве… ть, зате… ть, ка…ться, кле… ть, ла..ть, леле.. ть, ма.. ться, наде… ться, отча…ться, ре… ть, се… ть, та… ть, ча.. ть, чу… ть.


II . Определите спряжение данных глаголов.

Висеть, лежать, реять, быть, стелить, слышать, выспаться, печь, бежать, клеить, нести, хотеть.


Упражнение 2. Научитесь определять глаголы-исключения. Отметьте их в данном списке.

Висеть, видеть, вертеть, велеть, тереть, терпеть, тлеть, тупеть, недоумевать, негодовать, ненавидеть, недоглядеть, завесить, зависеть, забросить, затеять, обидеть, обтереть, обогреть, обмереть, сгореть, созреть, смотреть, согреть, дышать, дрожать, держать, дребезжать, списать, спасать, слышать, смешать, гулять, гнать, глотать, гадать.


Упражнение 3. Запомните: буквенный шифр, с помощью которого отпирается сейф «I спряжение», — е, у (ю); буквенный шифр к сейфу «II спряжение» — и, а (я). Распределив данные глагольные формы по их принадлежности к «сейфам», вставляйте в них гласные по шифру.

Вы ед..те домой, стро… щийся дом, дорого сто.. щая вещь, кол.. щая боль, завис.. мый человек, стел… щийся туман, мы подпиш.. мся, леч.. щий врач, колебл…мый ветром, они накле… т марку, он отпрос..тся с работы, они бор… тся друг с другом, невид…мый мир, ла… щая собака, приемл… мый вариант, спе.. щая рожь, слага.. мые успеха, мы науч..мся читать, они раска… тся в содеянном, вы услыш…те шум.



I — е, у (ю)

II — и, а (я)




Упражнение 4. Научитесь определять глаголы-исключения. Отметьте их в данном списке.


Свидеться, услыхать, удерживаться, обижаться, расслышать, сдержаться, присматриваться, отдыхать, повидаться, рассмотреть, вытерпеть, зависеть, стерпеть, повернуться, разобидеться, разогнаться, развертывать, возненавидеть, пригонять, передохнуть.


Упражнение 5. Запишите данные глагольные формы в три колонки таблицы и вставьте пропущенные гласные в соответствии с предложенным способом рассуждения.


Настоящее (будущее) время

Прошедшее время


I — е, у (ю)

II — и, а (я)



Постро… вший дом хозяин, мне послыш… лся шум, вы обид…тесь на меня, колебл…щийся камыш, укач… нный в колыбели ребёнок, наде… вшийся на выздоровление больной, вы испорт…те чертёж, обещ… нный подарок, вы распиш… тесь в ведомости, они блещ… т красотой, много вытерп…вший человек, он заед… т за тобой, завис… вший от родителей сын, посе… нный мак, суш… щееся бельё, придум…нный рассказ, леле… мый матерью ребёнок, заказ… нный товар, он ненавид… л ложь, вы укро… тесь одеялом, он скле… л детали, ты получ… шь зарплату, они успоко…тся, кроты разро…т землю, прогул… нный урок, они увид… лись недавно, рекоменду… мая литература, брызж… щий весельем карнавал, вы утеш… тесь в горе.


Упражнение 6 . Научитесь определять глаголы-исключения. Отметьте их в данном списке.

Подвёртываться, предвидеть, гонять, подслушивать, согнать, удерживаться, отдышаться, зависеть, увидать, разогнаться, возненавидеть, слушать, вытерпеть, обижаться, отгонять, перетерпеть, отвертеться, подгонять, рассмотреть, услышать, натерпеться, вдохнуть, обидеться, воздержаться, разобидеться, расслышать, обогнать, подсматривать.


Упражнение 7. I. «Вычисляя» пропущенные в словах гласные, отметьте, на какой из двух предложенных глаголов неопределённой форме вы ориентировались.

Он наруш_т — нарушать, нарушить; они приуч_т — приучать, приучит.

Он замет_т — заметить, замечать; они удар_ т — ударить, ударять.

Он догон_ т — догонять, догнать; они выброс_ т — выбросить, выбрасывать.

Утеш_нный — утешать, утешить; разруш_ нный — разрушить, разрушать.

Встреч_нный — встретить, встречать; получ_ нный — получать, получить.

Он обессил_ т от ран — обессилеть, обессилить.

Он обескров_т тушу — обескроветь, обескровить.

II . Одинаковые или разные гласные вставите вы в эти однокоренные слова?

Прострел_ нная рука, обстрел_ нный противник, застрел_ нный волк, пристрел_ нная утка, хорошо пристрел_ нное оружие, много настрел_ нной дичи, подстрел_нный заяц, расстрел_ нный пленный, выстрел_нный заряд, отстрел_ нный палец, отстрел_нный выводок волков, надстрел_нный ствол дерева.

III. С какими из предложенных слов можно составить словосочетания с причастиями, учитывая их написание?

Вывалянный — из мешка; в грязи.

Обваленный — в сухарях; штабель дров.

Завешанный — бельём; арбуз.

Обвешенный — свёртками; покупатель.

Выкачанный — воздух; бочонок.

Покаченный — недолго насос; с горы камень.