СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с неблагополучными семьями и обучающимися группы риска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы с неблагополучными семьями и

 обучающимися группы риска в школе интернате для детей с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Система работы с неблагополучными семьями и обучающимися группы риска.»

Система работы с неблагополучными семьями и

обучающимися группы риска.

Дети «группы риска» – это та категория детей и подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации.

Одной из главных задач, моя, как воспитателя - помочь подростку «группы риска» социализироваться, не допустить совершения непоправимых ошибок, а иногда и трагедий.  Поиск эффективных методов и приемов воспитательного воздействия - актуальная проблема в работе с такими детьми. Личный пример и убеждение, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в социально-значимую и интересную деятельность - все эти приемы, безусловно, способствуют раскрытию личностного потенциала и успешной социализации.

В комплексном подходе к системе профилактики с подростками группы риска выделяю основные факторы, опираясь на которые можно оптимально решить все проблемы:

1.Повысить педагогическую культуру и уровень нравственных отношений в семье;

2.Помочь подростку восстановить в школе позицию нормального ученика, овладеть учебной деятельностью;

3. Выявить у подростка интересы склонности или способности к какой-либо деятельности, привлечь его к участию в спортивной секции. Содержательное проведение подростком свободного времени, организация его досуга – существенная сторона профилактической работы с ним;

4. Изолировать подростков от микросреды, во дворе или на улице.

5. В структуре личности подростка стараюсь выделить те побудительные силы, которые будут толкать его на хорошие определенные поступки и стимулируют соответствующее поведение: направленность личности, потребности, мотивы поведения, его интересы и склонности.

Вероятность снижения случаев девиантного поведения, путем формирования пар “воспитатель-ученик” труднопредсказуема, но возможна.

Вся работа с детьми «группы риска» в 8 классе проводится совместно со старшим воспитателем, социальным педагогом, психологом, классным руководителем, учителями предметниками, родителями. Ведется постоянно дневник наблюдений, в котором отражается все стороны жизни ребенка, изменения в ту или иную сторону, даются рекомендации, в соответствии с которыми и строится работа воспитателя с подростками.


Воспитатель в школе – интернате это человек, готовый делиться своим опытом, советами, способный стать другом для другого, демонстрирующий положительные образцы поведения и деятельности, он выступает в роли наставника. Конечно, быть наставником трудного подростка - очень ответственная роль. Основной девиз можно сформулировать так: “Подбодрить, помочь, поддержать!”  Основная цель работы - оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудных ситуациях. В воспитании таких детей важно уметь видеть стратегию развития подростка и уметь ее реализовать.  В своей работе выделяю такие задачи:

 установление контакта с подростком и с другими специалистами школы-интерната (относиться с пониманием к проблемам подростка, больше спрашивать, а не давать советы, не переходить на личности, не быть диктатором);

 обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе, помощь в разрешении конфликтных ситуаций в школе, семье;

 забота о быте подростка (помочь освоить навыки наведения и поддержания порядка в доме, ухода за собой и своими вещами, заботы о здоровье, кулинарные способности, планирование личного времени);

 формирование ближайшего окружения (не критиковать, а понять, что важно в среде, которую выбирает подросток, научить его приближать к себе людей, с которыми удобно, приятно и безопасно и отдалять манипуляторов и тех, у кого недобрые намерения);

 помощь в получении образования (использование образовательных интернет-ресурсов, программ, тренировка памяти, освоение навыков логического мышления);

 развитие кругозора (занятия творчеством, путешествия, экскурсии, посещение выставок, музеев, чтение, полезное общение);

 правовая поддержка (правовое просвещение, разбор правовых ситуаций, задач, обсуждение примеров из жизни, литературных произведений);

 помощь в организации внеурочной деятельности (посещение пробных уроков, тренировок, мастер-классов);

контроль за соблюдение принудительных мер воспитательного воздействия (без «кнута» не обойтись!  (ограничение пребывания на улице, увлеченность компьютерными играми, воспитывать обязанность учиться);

 помощь в профессиональном определении (составить список профессий, которые нравятся ребенку, рассмотреть на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она со способностями и желаниями ребенка, экскурсии в средние профессиональные учебные заведения города, знакомство с рынком профессий).

Исходя из поставленных задач, при составлении рабочей программы по воспитанию подбираю занятия по направлениям деятельности: 

Изучение личности ребенка.

Коррекционно-развивающая деятельность.

Патриотическое воспитание.

Здоровье сохраняющее.




 Трудовое воспитание.

Художественная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание.

Коммуникативное общение.

Познавательная деятельность.

Работа с семьей.

Подбираются воспитательные занятия, планируется участие в общешкольных мероприятиях, а также участие в конкурсах различного уровня.

Никто не сможет поведать больше о своём ребёнке, чем его родители. Поэтому большая работа проводится с семьей. При посещении семьи проходит знакомство с домашним микроклиматом, выясняется родительский стиль воспитания, есть ли у ребёнка в квартире личное пространство, обязанности, взаимоотношения между членами семьи. Совместно с родителями строится воспитательный маршрут, чтобы помочь ребёнку.

Ведущими методами на данном этапе становятся посещение на дому, беседы, консультирование.

Правила, которые соблюдаю в работе с детьми "группы риска".

Во-первых, ответственность педагога в решении проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом используется лишь обыденно-житейскую лексика. Выполняем те рекомендации, которые дает психолог, социальный педагог, чтобы помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, обращаю внимание на особенности семейной ситуации.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, заинтересованности родителей, системы в воспитании.

        Вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы.