СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми»

Система работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и конкурсам

Лунева Г.Н. учитель математики

МБОУ «Школа № 55 с УИОУП» г.Рязань

Выступление на августовском педагогическом форуме 2021

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одаренный человек это, прежде всего одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Работать с такими детьми интересно и трудно, они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Можно определить следующую цель работы с одаренными детьми: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи такой деятельности: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

В своем выступлении я бы хотела остановиться на некоторых особенностях математического образования в нашей школе.

В нашем методическом объединении 10 педагогов. 6 учителей высшей квалификационной категории, 2 имеют первую категорию, и есть молодые педагоги, которые только получают педагогический опыт.

Все учителя применяют следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

  • групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальные марафоны;

  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе мы стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант.

Систему подготовки участников олимпиад можно выразить несколькими направлениями:

-базовая подготовка по предмету;

-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение тестовых заданий, поиск информации в Интернете и т.д.);

-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми используемые нами:


-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;


-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;


-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;


-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;


-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для реализации этих принципов в нашей школе созданы все условия. В каждой параллели есть класс с углублённым изучением математики и физики. Профильные технологические классы в старшей школе. В этих классах увеличено количество часов математики и физики, а так же учащиеся проходят отбор в класс с углубленным изучением математики, что в дальнейшем позволяет работать на повышенном уровне. Также выделяют час внеурочной деятельности.


5 класс

6 класс

Математика

6

6

Внеурочная деятельность

1

1

Всего

7

7






7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Модуль «Алгебра»

4

4

4

4

4

Модуль «Геометрия»

2

2

2

2 +

1 лекция

2 +

1 лекция

Математика (всего)

6

6

6

7

7

Внеурочная деятельность

1

1

1



Платные образовательные услуги



2

2(математический анализ)

2(математический анализ)

Всего

7

7

9

9

9



Также час внеурочной деятельности есть и в не профильных классах. Это позволяет не упустить талантливых детей и вовремя организовать работу с ними. Как видно из таблицы дополнительные часы есть не только по математике, но физике и информатике.

Внеурочная деятельность

2020 – 2021 учебный год

МО математика, физика, информатика

класс

тема

день

время

учитель

5 а

Математика любознательным

среда

14:00

Лунева Г.Н.

5 б

Прикладная математика

понедельник

15:00

Москвителева О.Д.

5 в

Математический калейдоскоп

вторник

15:00

Крикунова О.А.

5 г

Математика для увлеченных

четверг

15:00

Тюрина Т.В.

6 а

Увлекательная математика

четверг

14:00

Крикунова О.А.

6 б

Математика для любознательных

четверг

15:30

Тюрина Т.В.

6 в

Математика для любознательных

четверг

16:15

Тюрина Т.В.

6 г

Практикум по математике

четверг

15:00

Баранова Е.Е.

6 д

Увлекательная математика

понедельник

14:00

Ананьева Ж.Н.

7 а

Решение нестандартных задач по математике

вторник

14:00

Лунева Г.Н.

7 а

Физика вокруг нас

среда

14:00

Карпова Т.А.

7 в

Решение задач по физике

понедельник

15:00

Понтюхина Н.М.

7 г

Математика вокруг нас

четверг

14:00

Ананьева Ж.Н.

8 а

Решение нестандартных задач по математике

вторник

15:00

Лунева Г.Н.

8 а

Физика и туризм

пятница

16:00

Карпова Т.А.

8 б

Математические задачи

вторник

15:00

Коник И.А.

8 в

Решение нестандартных задач по математике

понедельник

14:00

Лунева Г.Н.

8 г

Математические задачи

вторник

15:00

Коник И.А.

9 а

Удивительный мир информатики

четверг

14:00

Маргацкая М.М.

9 а

Методы решения физических задач

вторник

16:00

Карпова Т.А.

9 в

Решение задач по физике

среда

15:00

Понтюхина Н.М.



В рамках системы дополнительного образования учащиеся школы принимают активное участие в различных математических мероприятиях, проводимых как учителями школы, так и другими организациями.

Традиционно в течение всего учебного года в школе проводятся различные математические игры: «Математический квадрат», «Математическое домино», «Математическая регата».

Обладая опытом проведения математических игр, школа стал площадкой для проведения городской математической игры для учащихся 7 и 8 классов «Семь раз отмерь, один раз отрежь» для школ Московского района. В этом году мы проводили игру дистанционно, что позволило принять в ней участие и школам других районов города. В мероприятии участвовало 20 школ. Никто не остался без дипломов. Мы и дальше будем проводить эту игру.

В школе ведет свою работу Клуб интеллектуальных игр «Мудрые пчелы», руководителем которого я являюсь. Мы проводим в каждой параллели игры «Что? Где? Когда?» и сами принимаем участие в областных соревнованиях.

При подготовке обучающихся к олимпиаде придерживаюсь нескольких принципов.

1.Самостоятельность.

Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде ведем подготовку с успешными обучающимися по заданиям, которые будут выше по своей сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.



4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и обучающегося.

5. Напутственное слово учителя.

На последнем занятии перед олимпиадой, говорим с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде.

6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Нужно придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у обучающихся заниматься. Неприемлем принцип «давления» с целью удержать обучающегося, заставить его участвовать в олимпиаде или конкурсе по предмету. Это не принесет должного результата.

А самое важное для нас – это привить любовь к предмету, показать его возможности и красоту. И особое внимание этому мы уделяем в 5 классе, включая в программу уроки наглядной геометрии. Ученики с огромным удовольствием складывают оригами, любят делать поделки в технике судоку. А также большое количество игр на листе бумаги.

И в таблице приведены результаты нашей работы.

Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике

Уровень ВОШ


2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Муниципальный уровень

победители

0

1

0

1

1

призеры

3

0

1

3

4

Региональный уровень

победители

0

0

0

1

1

призеры

1

0

1

1

1







Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физике

Уровень ВОШ


2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Муниципальный уровень

победители

0

0

0

0

1

призеры

2

3

4

3

4

Региональный уровень

победители

0

0

0

2

1

призеры

0

0

0

0

0



Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике

Уровень ВОШ


2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Муниципальный уровень

победители

1

0

0

1

0

призеры

0

1

1

2

2

Региональный уровень

победители

0

0

1

1

1

призеры

0

1

0

0

1



Достижения учащихся в городской олимпиаде школьников по геометрии

Уровень ВОШ


2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Муниципальный уровень

победители

0

0

1

1

4

призеры

1

2

3

4

7