Система работы с одарёнными детьми на уроках литературы и во внеурочное время.
Проблему развития творческих способностей учащихся я считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию, а литература—предмет, образующий ученика как личность, развивающий творческие способности учащихся.
Главная педагогическая идея, лежащая в основе моей деятельности, — каждый ребенок способен созидать и творить.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы — урочная Деятельность и внеурочная.
Особую роль в работе со способными учащимися играют:
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся.
Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.
Составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы, развивает метапредметные умения и навыки.
Благодатной почвой является работа с разными видами текста.
1. дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся) 2. трансформация текста (разного уровня сложности)
з. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)
составление текста по модели (для слабых учащихся)
создание собственного текста(для сильных учеников)
Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер.
Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе..
Уже с 6 класса учу проводить дебаты, гдев роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения.
Активно использую следующие методы и приёмы работы с одарёнными:
Таким образом, я реализую проблему интеграция учебных предметов, расширяю общий кругозор обучаемых, формирую метапредметные умения и навыки, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из учеников.
В начале своей педагогической деятельности я ставила перед собой задачу:
пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, привить поэтический вкус, любовь к стиху, развить творческие способности учащихся.
Я считаю, что эта задача реализуется во внеклассной работе по литературе, которая является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя.
Задача этой работы — развить интерес к предмету, сформировать желание работать с источниками, знакомиться с новыми фактами, явлениями, получать дополнительную информацию.
Так, несколько лет подряд проводится элективный курс по теме: «Секреты русского словообразования», кружок русского языка по теме: «Секреты орфографии», которые успешно развивают литературно - художественное творчество школьников.
Одним из действенных средств вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность является олимпиада. Ценность этой формы работы заключается не только в выявлении одарённых и талантливых детей, но и в формировании положительной мотивации Учения.
Ученики нашей школы — постоянные участники различных конкурсов творческого характера. Они пишут сочинения, работают над исследовательскими работами, сочиняют стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений.
Так, …………..является победителем в номинации — сочинение по теме: «История моей родословной». …………… приняли активное участие в конкурсе творческих работ по теме: «Сахалин и Курилы — они у нас одни такие», который объявил областной музей книги А.Чехова «Остров Сахалин». Ребята награждены дипломами. В конкурсе исследовательских работ были отмечены такие учащиеся это …………….. Они раскрывали тему, которая им показалась интересной и близкой, - «Тема сахалинской каторги в произведениях А.П. Чехова». Девочки награждены Благодарственными письмами от администрации областного музея имени книги А. Чехова «Остров Сахалин».
Чеховские произведения при вдумчивом прочтении всегда вызывают бурю чувств, не потеряли они своей актуальности и сейчас у современных школьников.
У учеников 10 класса возникло желание инсценировать отрывок из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Репетиции длились по 2 -3 часа, но ни у кого не возникло желание бросить учить роль, уйти и не прийти на репетицию. Чтобы максимально «вжиться» в чеховских героев, мы провели съёмку отрывка в нашем краеведческом музее. Этот маленький спектакль показал, что нет неталантливых детей, их нужно вовремя увидеть, заинтересовать, направить. Группа учащихся награждена Благодарственными письмами Музея книги Чехова» Остров Сахалин». Эта группа попросила меня ещё им подобрать небольшое произведение для инсценирования.
В марте месяце проходил фестиваль творческих коллективов, посвящённый дню Театра. Теперь участие приняли как большие, так и маленькие. Так, ученик 5 класса ……… получил диплом как лучший чтец, выучил громадный отрывок, сам прочитал окончание произведения, проявил прекрасные артистические данные при чтении рассказа. Это его не единственная победа…………участвовал в краеведческой конференции по теме: «Образ родного города в произведениях александровских авторов», была проведена вместе с руководителем большая работа. Мальчик все стихи выучил наизусть, прекрасно их декламировал, а самое главное — есть желание продолжать дальше исследование о родном городе (мальчик воспитывается в приёмной семье).
Ученики 10 класса показала на этом фестивале своё видение рассказов А.П.Чехова «Размазня», «Злой мальчик», получили Благодарственное письмо. Это ученицы 10 класса: ………….
В этом году наши ученики приняли активное участие в конкурсе «Живая классика». Сначала конкурс провели в школе. А затем в городской библиотеке, где учение 5 класса ………занял 1 место, поехал в город Южно — Сахалинск, а затем в Москву……. отмечен ценным призом, получил в подарок электронную книгу, а в Москве — ноутбук (воспитывается в приёмной семье, учится по программе 7 вида).
Огромную роль во внеклассной работе по предмету играет совместная работа с детской библиотекой.
На протяжении нескольких лет наша школа успешно сотрудничает с библиотечными работниками. Мы не просто приводим учеников, не просто наши учащиеся слушают информацию, а активно принимаем участие в подготовке мероприятий. Так, с учениками 5 класса был проведён День Здоровья, где дети пели частушки, участвовали в сказке, рисовали рисунки, отвечали на вопросы ведущего. Сделали вывод: мы выбираем здоровый образ жизни.
А уже в этом учебном году мы участвовали в КВН между б — 7 классами по творчеству И. Крылова. На мероприятии звучали басни автора, ребята участвовали в художественном чтении и в инсценировках.
В этом учебном году продолжается начатая работа по развитию творческих способностей учащихся.
Так, была проведено необычное мероприятие ночь в библиотеке. Учащихся встретили сказочные герои, они преодолевали испытания и, наконец, достигли цели — нашли ключи знаний. А закончилось всё весёлой ярмаркой, где звонкой монетой были не деньги, а полученные игрики (жетоны за правильные ответы).
Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях работ творческого характера учат и воспитывают не только авторов, но и всех присутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей - этому учить никогда не поздно.
У детей очень сильно желание сотворчества. Его только надо правильно ориентировать. Нет неталантливых детей. Действительно, может быть уроки помогут найти многим свой путь в большую литературу. А пока приятно и радостно от того, что учащиеся активно участвуют в различных районных и региональных творческих конкурсах, научнопрактических конференциях, становятся призерами.
Думается мне, что после такого соприкосновения с прекрасным, каковым является поэзия вообще и творчество наших авторов, в частности, наши учащиеся не будут восприимчивы к вульгарности, пошлости, грязи, насаждаемой в нашей повседневной жизни. Работа с одаренными детьми на уроках литературы формирует творческую личность, ведёт ребят к самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию, побуждает много читать, расширяет литературный кругозор, вызывает стремление активно участвовать в подготовке читательских конференций, литературных вечеров.