ТЕМА: «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ».
Подготовила: Андрухова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №15.
г. Мичуринск
2021г
Предлагаю вам мастер-класс по теме: «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ».
Я очень надеюсь на то, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. Бебель
Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди. Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Задача учителя начальных классов: во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Работа с одаренными детьми у меня строится в двух направлениях:
1. через учебный процесс и внеурочную деятельность;
2. по интересам самих учащихся.
Работа с талантливыми детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Школа России», которая соответствует требованиям ФГОС.
В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно- ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Урок – это та учебная ситуация, на мой взгляд, где не только излагаются знания, но и раскрываются, и реализуются личностные особенности учащихся.
Так на уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети любят работать в парах и группах.
Например, в этом тексте перечислены ещё пять общественных мест, куда интересно и полезно ходить в свободное время. Попробуйте их назвать.
Иру Токареву посещало несколько муз. Ей тогда хотелось писать стихи, танцевать, петь, рисовать. Иной раз они возникали перед девочкой все вместе, а третьего дня явилась только Терпсихора – муза танца. “У тебя прекрасные руки, ноги, хороший слух и пластика, но нужны ещё труд и воля. Запомни: балет – цель твоей жизни. С детства ты должна постичь все танцевальные основы. Ставка слишком большая. Занимайся с усердием, пожалуйста. Дионис – бог Виноградства и большой ценитель танцев, — а также Аполлон – покровитель искусства – прислали меня к тебе”.
С тех пор главным в жизни маленькой балерины стал танец. “Ирка, — звали подруги, — выходи к нам, поиграем в салочки”. Но девочка разучивала балетные упражнения. Ирой теперь владела лишь одна страсть – балет.
2. Прочитай внимательно.
Жил-был король. Он не любил учиться. Зато обожал писать королевские указы.
Просыпался король и тут же писал первый указ о королевской трапезе:
На завтрак нам подать кашу с молотком.
На обед мы будем есть сук с гривами, пелёнку с оводами, зелёный халат.
На ужин приготовить фруктовый сор и гладкий пирог.
Повара удивились, но исполнили волю короля. Они положили в кашу большой молоток. Потом пошли в конюшню, остригли гривы коней и намотали их на крепкий сук. Наловили жужжащих оводов и завернули их батистовую пеленку. На большое блюдо положили зеленый шелковый халат. Во фруктовом саду они собрали с земли весь сор и насыпали его в серебряный кубок. Труднее всего было с пирогом. Пришлось его гладить утюгом.
Исправь все ошибки – и ты узнаешь меню короля.
Результат такой работы: праздники, интеллектуальные игры, турниры. Некоторые ученики любят читать сказки и стихотворения. Активно участвуют в конкурсе чтецов, инсценировке басен.
Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовлю и провожу олимпиады.
Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете.
Предлагаю и Вам побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Пальцы". Нам потребуется 7 человек. Прошу выйти желающих.
Правила игры таковы:
Игроки становятся в линию. Первый и второй игроки друг к другу лицом
и прячут одну руку за спиной.
Ведущий говорит: «На старт, внимание, пальцы!» На слове «Пальцы!»
игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре, пять или ни одного пальца.
3. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает букву «п», первую букву в слове «пальцы».
4. После этого, оставшийся игрок поворачивается к третьему игроку и снова продолжают игру. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает следующую букву в слове «пальцы». Игра продолжается, пока не соберут все буквы слова «пальцы». Один игрок остаётся без буквы.
Уважаемые коллеги, спасибо за игру! Прошу занять свои места в зале. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по математике разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников.
Очень люблю на уроках использовать дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Например, 1группа: находят в предложении только главные члены; 2 группа: задание 1группы и находят второстепенные члены; 3 группа: задание 1 и 2 групп и определяют части речи.
Предлагаю Вам ещё раз побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Слоговица"
Перед вами слоговица.
Потрудитесь ухитриться
Слоговицу разгадать
И слова все-все назвать.
Цифры – это слоги. Одинаковые слоги обозначены одинаковыми цифрами.
1-2-3- стоит с едой для поросят: ………………………
4-5-6-чем больше бьют, тем больше рад: ………………
1-7-5- чехол, где спрятан пистолет: …………………….
2-4- на хлеб клюёт, на сахар нет: ………………………
Спасибо.
Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: “Очень! Целый табун!”. Мама сразу догадалась, что это были:
(А) лошади; (Б) собаки; (В) гуси; (Г) коровы; (Д) овцы.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты. Например проект на тему: «Моя семья» , по математике « Числа в пословицах и поговорках» коллективные проекты: « Покормите птиц зимой» , « Моя малая родина» пишут сообщения, проводят мини- исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Формированию основ патриотизма и нравственности, любви к своей Родине, гордости за своё Отечество способствуют экскурсии в школьный музей. Ежегодно ко дню празднования 9 Мая в школе проходит линейка классных часов, для которых ребята создавали демонстрационный материал. Были выполнены проектные работы на тему: «Мой прадед». Учащийся из моего класса, Гриднев Георгий, достойно представил исследовательскую работу «Мой прадед – гордость нашей семьи!» на муниципальном этапе, где занял 2 место. Работа над этим проектом привлекла ребят и их родителей к участию во всероссийской акции «Бессмертный полк».
Мне очень помогают в работе с талантливыми детьми интересы и склонности учащихся, которые реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования: музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей. У учащихся наблюдается стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитие творческих способностей, навыков проектно –исследовательской деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Очень хочется сейчас обратиться к своим коллегам
и в завершение хочется вам пожелать:
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. Как говорил Сухомлинский «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующийся к себе внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»