МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 30 им. С.А. ЖЕЛЕЗНОВА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Система работы с одаренными обучающимися
Составитель:
учитель физической культуры
Ковредова О.Н.
2017 - 2018 учебный год
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, мини-футбол, национальные виды спорта.
Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь будем стараться привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
Я стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Мной разработана система работы с одаренными детьми.
Цели системы
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи системы
совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
выбор оптимальных форм и методов работы;
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации системы
Реализация системы призвана способствовать:
созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителя для
одарённых детей;
организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
секционные занятия по видам спорта;
спортивные соревнования;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуально-групповым планам;
сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных школ и сотрудничество с другими школами.
Примерные нормативы для выявления физических качеств
(по А.В. Гужаловскому)
Физические качества | Упражнения | Пол | Возраст и нормативы |
8 | 9 | 10 |
Быстрота | 6 повторений упражнения: упор присев, упор лежа,с | М Д | 8.7 9.0 | 8.6 8.9 | 8.5 8.8 |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места, см. | М Д | 170 150 | 175 155 | 180 160 |
Выносливость | Общая- бег с ходьбой на 500 м.мин. с | М Д | 1.45.0 1.50.0 | 1.42.5 1.47.5 | 1.46.0 1.45.0 |
Гибкость | Наклон вперед,с | М Д | +8 +10 | +9 +11 | +11 +12 |