Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ лицея № 6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.)
Современное общество нуждается в одаренных людях и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Но далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности.. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Осознавая значимость данного направления, следует поставить такие задачи:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
- способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности; - развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.
Представляя систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с детьми ведётся по трём направлениям:
интеллектуальному;
эстетическому;
спортивному.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:
Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети со спортивными способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.
В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Многие дети класса посещают спортивные секции при школе. Занятия в спортивных кружках спортивной школы, двое детей занимаются в школе искусств, посещают творческие кружки местного Дома культуры. Для развития интеллектуальных способностей детей класса ведутся факультативные занятия по математике «В мире символов и знаков», по русскому языку «Занимательная грамматика». На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаются условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения.
Дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,конкурс по естествознанию «Человек и природа», «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза. По результатам конкурса «КИТ» в 2018-19 году, мои второклассники заняли призовые места в рамках образовательного учреждения.
Результаты и успехи не могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом.
В моих планах:
-дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
-развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения: это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в нашей школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы — учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей — чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача — так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.