Система работы с одарёнными детьми
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "СОШ №3" Шугуровой Л.Х.
Кто такие одарённые дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одарённость.
Одни считают, что одарённым является каждый нормальный ребёнок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.
Другие считают, что одарённость это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.
Я придерживаюсь классификации известного специалиста в области детской одарённости Н. С. Лейтеса, ( Лейтес Натан Семёнович (р. 1918), доктор психологических наук, профессор, исследователь в области возрастных и индивидуальных особенностей,) выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одарёнными:
Дети с высоким уровнем интеллекта.
Дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности.
Дети с высокой креативностью, т.е. если ребёнок показал высокие результаты хотя бы по одному из параметров, его следует считать одарённым.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
1. выявление одарённых детей;
2. развитие творческих способностей на уроках;
3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:
1. через учебный процесс и внеурочную деятельность;
2. по интересам самих учащихся.
Работа с одарёнными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Школа России», так же использую элементы развивающих методик.
В стремлении реализовать идеи авторов этих программ, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребёнок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, вызвать интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
На уроках я работаю над созданием творческой атмосферы, постоянно обращаюсь к личному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Ученик должен иметь возможность максимально использовать свой опыт, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
На уроках литературного чтения, например, я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.
Очень любят дети читать по ролям (такая работа идёт в группе). Готовясь дома, учащиеся выбирают себе роли в соответствии с уровнем сложности текста, причём отрывок им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам одно: стараться передать голосом чувства, настроение героев произведения.
Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
Так мы участвуем с детьми в инсценировании сказок на новый лад, военно-патриотической песни, участвуем в конкурсах чтецов. Пробуем писать стихи.
Каждый в классе ведёт свой читательский дневник. Такая работа расширяет кругозор детей, пополняет словарный запас, обогащает речь.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель - ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
Наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми считаю творческие проекты.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические, художественно – изобразительные.
Работаем над проектами по разным предметам в группах, индивидуально. Например, по рус.языку проекты: «Весёлые рифмы», «Происхождение моей фамилии»,
по математике "Весёлые числа", "Геометрия в жизни",
по окр.миру "Путешествия по странам", «Экология города», «Волшебный мир цветов», «Животные вокруг нас», «Мой питомец», "Воевали наши деды", "Военная техника времён ВОв".
При этом дети учатся работать с разными источниками, добывать нужную информацию.
Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем головоломки.
Во внеурочной деятельности отслеживаю детей математического склада ума на занятиях кружка «Умники и Умницы».
Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися являются олимпиады.
Они способствуют выявлению наиболее способных и одарённых детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Дети, которые увлечены определенными предметами, с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Исходя из этого, мои ученики проявляют таланты и реализуют свои способности в конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Мне очень помогают в работе с одарёнными детьми их собственные интересы и склонности. Это можно реализовать через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Особая роль принадлежит родителям. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребёнка.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию.
Хочу завершить своё выступление словами Л.Н.Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!”