Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Для выступления в направлении «Панорама педагогического опыта» в рамках фестиваля «Талант-2016» мною была определена тема «Система работы с одарёнными детьми». Тема одарённости детей была выбрана не случайно. Именно сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих дивергентным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Одаренного ребенка отличает чрезвычайная любознательность и потребность в знаниях, энергичность и независимость в суждениях, поэтому, в условиях обычной общеобразовательной школы необходимо организовать такую деятельность, которая бы отвечала его повышенной потребности в творческой работе.
Как и у любого другого педагога передо мной встали вопросы: "Как же удовлетворить интересы одарённых детей? Какие подходы наиболее оптимальны в работе с ними?"
Несмотря на то, что имею достаточно большой опыт работы в этом направлении, в свете новых стандартов образования я пересмотрела свою методику работы.
Для создания обновлённой системы я познакомилась с работами многих психологов и педагогов: Богоявленской Д.Б., Бабаевой Ю.Д., Селивановой О.Г., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б., Рензулли Дж., Кларка Б. и выяснила, что существуют полярные точки зрения. Одни учёные говорят, что потенциальная одарённость присуща всем здоровым детям, другие – что это одарённость – редкий дар. Для себя я решила , что каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности.
Актуальность систематизации работы с одарёнными детьми обоснована качественными показателями результатов обучения. 61% моих учеников имеют повышенный познавательный интерес к учёбе, что требует личностно-ориентированного подхода к работе с ними, а также дополнительной просветительской работы с родителями обучающихся.
Мое внимание привлекла формула одарённости ребёнка, выведенная Селивановой О.Г., которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся.
Меня поразило определение, сформулированного выдающимся педагогом-новатором Василием Александровичем Сухомлинским.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский.
Действительно, очень многое в судьбе одарённого ученика зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить. К сожалению, так бывает не всегда. Учитель, загруженный повседневными заботами, не всегда может увидеть в ребёнке его дар, помочь его способностям расцвести и развиться. Именно поэтому основным принципом работы с одарёнными детьми для меня стали слова поэта Льва Озерова:
Не упиваясь словесам,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
Понимание этого позволило мне выстроить систему работы с одаренными и талантливыми детьми.
Ведущая педагогическая идея моего опыта – создание эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через организацию образовательной среды, активизирующей интеллектуальное, творческое развитие одарённых учащихся с последующей социальной адаптацией в обществе, что является одним из приоритетных направлений современного образования.
Новизна опыта состоит в том, что работа с одаренными детьми – это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми. В зависимости от выявленного типа одаренности разрабатывается индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Цели задачи создания системы работы с одарёнными детьми:
- создание условий, в том числе развивающей творческой среды, для выявления, развития и сопровождения одаренных детей, реализации их потенциальных способностей;
- обеспечение психологического и педагогического благополучия одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса
- выявление наиболее оптимальных вариантов вовлечения детей в творческую деятельность;
- содействие самореализации талантливых детей;
- привлечение к участию в проектах, конкурсах, олимпиадах мероприятиях школьников с разными видами одаренности;
На раннем этапе формирования системы по работе с одаренными детьми были определены основополагающие принципы:
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся);
Принцип опережающего обучения;
Принцип комфортности в деятельности;
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
Принцип развивающего обучения;
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
План формирования собственной системы работы с одарёнными включал в себя следующие этапы:
На первом этапе был проведен анализ современных концепций работы с одаренными детьми и отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей.
На втором – определены условия, необходимые для успешной реализации системы: отбор форм педагогического сопровождения.
Следующий, практический, этап включал в себя такие виды работы: апробация новых форм работы с одаренными детьми. Использование инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми, внедрение системы мотивации обучающихся, участие учеников в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня, отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности участников образовательного процесса, консультативная и просветительская работа среди обучающихся и родителей.
Оказание дополнительной помощи одаренному ребенку, поддержка заинтересованности ученика в определенной теме, помощь в расширении кругозора за счет освоения научно-популярного материала. Организация дополнительных возможностей для развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Создание условий, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, формирование умения мыслить самостоятельно, нестандартно.
Моя система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:
Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей.
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: организация работы на занятиях факультатива «Уроки словесности», участие в проекте «Школьная газета «Позитивчик».
Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования: кружок «Научное общество учащихся «Эрудит» .
Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ и на сайте школы, грамоты и благодарственные письма, ценные призы.
Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.
Ожидаемые результаты:
Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях.
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Увеличение числа одарённых детей.
Повышение качественных показателей.
Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.
Формирование умений самостоятельной работы.
Творческая самореализация выпускника школы.
Издание исследовательских работ обучающихся.
Эффективность функционирования системы работы с одаренными детьми
обеспечивается моделью управления, внедрение которой включает многоуровневые структурные процедуры:
проектирование;
диагностику и мониторинг;
анализ собранной информации;
участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней.
Перспективы системы работы с одарёнными детьми:
Обновление содержания каждого из этапов
Построение перспективы дальнейшей работы
Воспитание талантливого взрослого
Очевидно, что в основе данной системы работы – выбор различных инновационных педагогических технологий, методов и индивидуальных занятий на уроках и во внеурочное время с учетом выявленных индивидуальных способностей школьников.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта
позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, «мозговые штурмы», «творческие мастерские». Использование на уроках элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.
Используемая мной технология кейс-стади превращает процесс обучения в сотворчество педагога и обучающегося. Суть данной технологии заключается не просто в овладении готовым знанием, а в его выработке. Например, технология "кейс-стади" была применена мной в рамках урока «Вещь и человек". Обучающиеся были разделены на группы, каждая из которых должна была представить свое решение кейс-задачи.
Опираясь на предложенную завязку урока – заочной экскурсии, а также сюжета рассказа «Толстый и тонкий», дети должны были предложить свой вариант развития действия и финала рассказа. В обсуждение были включены все группы, которые задавали вопросы, дискуссировали, полемизировали друг с другом, я же, как педагог выполнял роль модератора. Общими усилиями обучающиеся определили дальнейшее развитие сюжета.
Таким образом, применение технологии "кейс-стади" позволило обучающимся стать соавторами и самостоятельно определить развитие и финал рассказа А.П. Чехова. У детей появилась возможность проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. В процессе работы над кейсом создаётся ситуация творческой конкуренции, развивается способность критически мыслить, уметь защищать свою позицию, формируется интерес и позитивная мотивация по отношению к учебе.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания. На обобщающем уроке по теме «Имя числительное» одни учащиеся разыграли сценку «Учёный совет о появлении части речи «Числительное», с индивидуальным исследовательским проектом выступил ученик, представивший презентацию на тему «Из истории понятия числа и способов его фиксации». Третья группа к уроку сняла видеосюжет, в котором была поставлена задача для всего класса. (Фрагмент)
Основная форма работы и на уроке и вне урока - проектная деятельность, которая является реальным способом развития способностей каждого ученика. Моя роль –консультирование и координация работы учащихся, помощь в выборе направлений сбора сведений. Большая ответственность также ложится на плечи родителей при сборе информации и подготовке проектов. Это привлекает родителей активно участвовать в обучении ребёнка, а ребёнок получает постоянную поддержку и внимание со стороны родителей. Например, участие родителей в социологическом опросе помогло выбрать правильный путь исследования проекта «Язык СМС».
Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам.
Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми.. Внеклассная работа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Внеклассная деятельность – даёт прекрасную возможность видеть детей в неформальной обстановке, формировать их кругозор и интерес к окружающему миру.
Среди форм внеклассной работы с одаренными детьми можно отметить работу кружков и факультативов, подготовку нетрадиционных уроков, участие в проектах, участие в олимпиадах и конкурсах.
В учебный план школы включен факультатив «Уроки словесности», на занятиях которого учащиеся учатся понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя, правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций;
Полученные умения и навыки дети широко демонстрируют в рамках работы кружка «Научное общество «Эрудит». Программа кружка позволяет развивать навыки научного поиска, работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, грамотно оформлять научную работу. Результаты работы над исследовательскими проектами учащиеся представляют на научно-практической конференции «Эрудит». Лучшие работы отбираются для участия на более высоком уровне.
Кроме того, я являюсь руководителем проекта «Школьная газета «Позитивчик». Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Школьная газета – идеальное средство развития коммуникативных и творческих способностей. В редакцию газеты входят более 20 человек детей с разными талантами: дизайн, фоторепортаж, коррекция, сбор фактов и другие. В газете дети рассказывают о событиях школьной жизни, об интересных и замечательных людях, об успехах и проблемах школьников, об открытиях в мире науки, искусстве, литературе, пропагандируют здоровый образ жизни. Радует тот факт, что большинство учащихся высказывают желание лично участвовать в издании газеты.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке.
Подготовка внеклассных мероприятий – увлекательный творческий процесс, в котором с удовольствием участвуют большинство учеников. Именно на таких занятиях дети раскрывают свои таланты в полной мере, так как показывают свои организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, к активной творческой деятельности в социуме.
Работа с одаренными детьми продолжается круглый год. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала. Так, по инициативе девочки, занимающейся теннисом, был создан проект «Мои спортивный достижения». На международном конкурсе «Достояние страны» проект был отмечен дипломом 1 степени. Результат работы над проектом: большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.