УДК 159.9
СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Воротынцева Дарья Алексеевна
педагог-психолог, нейропсихолог
Кондрашина Маргарита Александровна
Учитель-дефектолог
Обрезанова Елизавета Алексеевна
Воспитатель
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23»
Аннотация: В статье представлены материалы по системе работы с проблемой тревожности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством психологических игр и упражнений.
Ключевые слова: психология, педагог-психолог, нарушения слуха, дети дошкольного возраста, тугоухость, тревожность.
THE SYSTEM OF WORK OF A PSYCHOLOGIST WITH THE PROBLEM OF ANXIETY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Vorotyntseva Darya Alekseevna
Kondrashina Margarita Alexandrovna
Obrezanova Elizaveta Alekseevna
Abstract: The article presents materials on the system of work with the problem of anxiety in preschool children with hearing impairment through psychological games and exercises.
Keywords: psychology, educational psychologist, hearing disorders, preschool children, hearing loss, anxiety.
Психологические исследования и данные статистики свидетельствуют о том, что тугоухость представляет собой третье по распространенности заболевание в мире.
В соответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, возникающие нарушения слуха обусловливают нарушения вторичного порядка, в числе которых снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; замедление процесса формирования понятий; недоразвитие предметной деятельности; отставание в эмоционально-волевом развитии и трудности социально-психологической адаптации.
В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения нервно-психического развития играют ведущую роль, препятствуя социально-психологической адаптации ребенка. Недостаточно изученными на данный момент остаются вопросы, связанные со спецификой работы педагога-психолога с проблемой тревожности у детей с различной степенью слуховой депривации.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным уровнем беспокойства, неуверенности, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети ранимы, сенситивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Влияние тревожности на развитие личности, поведения и деятельности ребенка носит, как правило, негативный характер.
Работа педагога-психолога с тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями, требует воздействий в нескольких направлениях и занимает длительное время. В рамках коррекционной работы исследователи предлагают осуществлять деятельность по повышению самооценки, обучению способам саморегуляции и снятия мышечного напряжения, однако исследований, раскрывающих специфику тревожности в дошкольном возрасте и предлагающих систему работы с данной проблемой крайне мало.
Многие отечественные специалисты (Е.К. Лютова, Б.И. Кочубей, В.С.Мухина, А.М. Прихожан) предлагают вести работу по снижению уровня тревожности в рамках трех направлений: повышение самооценки ребенка; обучение методам снятия мышечного напряжения; обучение методам самоконтроля в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Авторы предлагают в рамках работы по заявленным направлениям применение таких методов, как куклотерапия, арт-терапия, проективное рисование, сказкотерапия, «сочинение историй», психогимнастика, музыкотерапия, каждый из которых представляет собой набор упражнений, направленных на создание комфортной атмосферы, расслабление мышц, повышение самооценки детей [1, 2].
Важно подчеркнуть также необходимость совместной работы при разработке программ психологической коррекции группы специалистов, включающей в себя психолога, педагога, родителей, - всех тех, кто в дальнейшем будет осуществлять коррекционную работу с ребенком [3].
Мы предлагаем осуществлять работу в нескольких направлениях. Так, педагогу-психологу предлагается разработать систему рекомендаций для педагога (воспитателя, дефектолога), которая будет включать в себя следующее:
Частое обращение к ребенку по имени, похвала в присутствии других детей и взрослых, акцент внимания на успехах и достижениях, на преимуществах и сильных сторонах ребенка;
Отсутствие ситуации сравнения успехов детей с другими детьми, соревновательные моменты способствуют развитию тревожности и усугублению состояния ребенка;
Поддержание визуального контакта с ребенком во время диалога, т.к. общение «глаза в глаза» способствует развитию доверительных отношений, а в случае работы с детьми с нарушением слуха – это необходимое условие коммуникативного взаимодействия;
Создание доверительной обстановки в группе, в рамках которой возможно обсуждение детьми своего эмоционального состояния, развитие способности высказываться о своих эмоциях – важная часть работы с детьми с нарушением слуха;
Применение техник релаксации и техник снятия мышечного напряжения, а также развитие пространственной координации (что связано с особенностями развития сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушением слуха и ее недостаточностью);
Проведение информационных родительских собраний, информирование о проблеме тревожности и ее симптоматике (следует общаться с родителями доступным, простым языком, короткими и точными предложениями с большим количеством примеров).
В рекомендациях для родителей детей с проблемой тревожности рекомендуется следующее:
Снижение количества замечаний по отношению к ребенку;
Регулярные беседы и обсуждение с ребенком эмоциональных состояний и настроения, что поспособствует развитию навыка вербализации эмоционального тревожного напряжения;
Применение ласковых прикосновений, объятий, поцелуев как способа поддержки ребенка и развития тактильного восприятия (многие дети с нарушением слуха крайне тактильны и недостаток тактильного контакта также способен инициировать формирование тревожного синдрома);
Доверие ребенку, откровенность и принятие по отношению к дошкольнику как личности;
Применение различных упражнений и техник, направленных на релаксацию и снятие мышечного напряжения.
Также в рамках системы работы педагога-психолога с проблемой тревожности у детей с нарушением слуха рекомендуется сочетание таких форм психологической коррекции, как:
Индивидуальная форма, предполагающая работу с ребенком в кабинете один на один, при отсутствии посторонних в виде индивидуальных бесед, коррекционных занятий, включающих аутогенную тренировку, музыкальную терапию, вокалотерапию, арт-терапию, сказкотерапию. Могут применяться такие упражнения, как «Шум моря», «Ковер-самолет», «Изображая музыку», «В сказочном лесу».
Микрогрупповая форма коррекции, подразумевающая работу в группах по несколько человек, имеющих сходные проблемы (сходный уровень тревожности). В данной форме терапии могут применяться такие упражнения, как «Комплименты», «В сказочном лесу», «Музыка в линиях и красках», «Я дарю тебе» и т.д.
Групповая форма работы состоит в использовании групповой динамики и совокупности внутригрупповых взаимоотношений как способов повышения коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением слуха и проблемой тревожности. В данной форме могут использоваться такие упражнения, как «Комплименты», «Музыкальный театр», «Встреча эмоций», «Мы хорошие».
Также педагогу-психологу предлагается разработать информационный стенд, посвященный вопросам тревожности других проблем, актуальных для дошкольников и их родителей, где будет располагаться актуальная информационная справка о проблеме, диагностические критерии и контакты непосредственно психолога для связи и консультаций.
Список источников
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Воронеж, 2000. – 304 с.
Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
Пантелеева, А.В. Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста / А.В. Пантелеева // Аллея науки. – 2019. - №1 (28). – С.837-840
© Д.А. Воротынцева, М.А. Кондрашова, Е.А. Обрезанова, 2021