СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы школьной библиотеки МБОУ «СОШ № 36» г. Курска на современном этапе развития школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расмотрим системный подход в организации ДБ в условиях реализацииФГОС НОО, который позволяет наиболее конструктивно, выстраиваетобширную деятельность библиотеки через внутренние творческие, внешние деловые связи и социальное партнёрство.

Просмотр содержимого документа
«Система работы школьной библиотеки МБОУ «СОШ № 36» г. Курска на современном этапе развития школы.»

Система работы школьной библиотеки МБОУ «СОШ № 36»

г. Курска на современном этапе развития школы.

Мы рассмотрим систему работы ШБ на современном этапе развития школы МБОУ «СОШ № 36» г. Курска. Очевидно, что ШБ развивалась в прошлом и развивается сегодня и является неотъемлемой частью образовательного пространства ОУ. ШБ, являясь структурным подразделением ОУ, функционирует как отдельная система и так как наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями становится полноправным участником учебно-воспитательного процесса и, используя библиотечные формы работы, привносит эффективность образовательному процессу.

Рассмотрим системный подход в организации ДБ в условиях реализации ФГОС второго поколения, который позволяет наиболее конструктивно, выстраивать обширную ДБ через внутренние творческие, внешние деловые связи и социальное партнёрство:

Организация информационных ресурсов → организация просветительской деятельности → формирование, организация и хранение фондов, документов → формирование и использование СБА → библиографическое обслуживание → подготовка библиографических указателей → предоставление материалов из коллекции книжного фонда → распространение знаний по информационной культуре → методическая помощь в повышении квалификации для педагогических работников в работе с информационными источниками → информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности ОУ.

Информационно-культурная среда не появляется в одночасье: на протяжении многих лет вся деятельность ШБ была направлена на формирование информационного, образовательного, культурного пространства. Поэтому в ШБ МБОУ «СОШ № 36»г. Курска наработки и достижения всего периода имеют ценность. На основе такого подхода в своей работе ШБ, формируя информационно-культурную среду, стала сопричастной с общественной и культурной жизнью нашего города, страны.

Содержание и технология в системном подходе деятельности библиотеки ОУ определяются совокупностью целей – общей (стратегической), основными (перспективными) и конкретными (текущими).

Технология работы данной системы - это совокупность процессов и операций, обеспечивающих эффективное функционирование школьной библиотеки. Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующему кругу вопросов:

-планирование и отчетность;

-формирование фондов;

-организация и хранение фондов;

-учет и обработка документов;

-ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

-организация справочно-библиографического и информационного обслуживания;

-продвижение информационной и образовательных продукции и услуг.

Чётко организованная система ДБ в школе позволяет библиотеке стать территорией активного познания через творческое чтение. Современная ДБ ШБ – это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения, а так же развития информационно-культурного пространства ОУ как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе.

ШБ предлагает учащимся изучение учебного, краеведческого материала в рамках организации, проведения и участия в окружных и городских мероприятиях посвящённых юбилеям курских писателей. Особое внимание заслуживает ещё несколько примеров использования инновационных технологий, которые, как показала практика, становятся опорой в духовно-нравственном воспитании обучающихся ОУ и развитие интереса к чтению. Это творческие встречи с курскими писателями: Федором Голубевым, Егором Полянским, Александром Харитоновским, Николаем Зыбиным, Алексеем Шитиковым, Борисом Агеевым, Владимиром Детковым, Николаем Шадриным, Михаилом Еськовым так же легли в фундамент создания культурной и образовательной среды библиотеки МБОУ «СОШ № 36».

Современные реалии предлагают инновационные формы работы, например использование площадок других библиотек города, музеев, музыкальных школ и т.д. На таких литературных мероприятиях и происходит творческое развитие детей, которое неизбежно сопутствует литературному образованию. Находясь в атмосфере литературы, соприкасаясь с биографией и творчеством писателей, учащиеся и сами начинают писать стихи, рассказы, очерки. Эта работа пробуждает у детей чувства любви, гордости к родной земле, а также чувство сопричастности к судьбе малой родины.

Исследуемый материал по ДБ подтвердил очевидные факты, что образование, культура и искусство – это мощный фактор развития общества, а информационно-культурная среда ШБ формирует образ мысли, поведения, является источником знаний, формирования эстетических, нравственных ценностей. Любовь к родному краю, знания его истории ложатся в основу, на которой может осуществляться рост духовной культуры нашего подрастающего поколения, учащихся нашей школы. В данном случае ШБ активно используем этот фактор, поэтому для выставочной деятельности в экспозиционном разделе используются предметные коллекции наряду с краеведческими документами. Это расширяет возможности выставочной работы библиотеки, совершенствует визуальную культуру. Яркой иллюстрацией в пропаганде литературы по искусству курского края являются художественные работы преподавателя изобразительного искусства школы Мельниковой Людмилы Михайловны и творческие работы самих обучающихся. Интересную выставку курского художника организовывала ШБ: открылась «В мире прекрасного. Выставка одной картины». Вниманию любителей живописи и творчества Курского художника Людмилы Мельниковой была представлена новая работа «Магнитодвижущая сила Галактики».

Эта картина впервые выставлялась для курян в ШБ, художник работал над этим произведением много лет, мастерство талантливого живописца убеждало зрителей оказаться, без запуска летательного аппарата, в необъятном, бескрайнем мире вселенной.

В творчестве Л. Мельниковой ведущая тема «Любовь к родному краю». Эта тема раскрывается в её работах курскими просторами, цветными узорами лесов, чистотой рек и озёр нашей земли. В картине «Магнитодвижущая сила Галактики» несмотря на фантастический сюжет, Курская земля тоже озвучивается, как один из ведущих структурных элементов мироздания. Люди, не оторванные от земли и своих корней, питающие свою душу крепкой связью с Родиной, украшают свою жизнь и несут добрые чувства через своё творчество окружающим людям. Соприкасаясь с творчеством писателей и художников, просыпается генетически заложенная гармоничная связь с окружающим миром, растраченная в суете сегодняшнего дня. Кроме, того, отличительной чертой этой работы является, её постоянный характер, систематичность и целеустремлённость.

Эстетические и содержательные аспекты экспозиционной работы курских художников, работников нашей школы и учащихся были востребованы в организации окружных, городских, областных, всероссийских мероприятий «Моё Отечество земля русская», «Славлю соловьиный курский край», «С любовью к отчизне», «Мастерами славиться Россия», «Япония глазами Россиян».

Организуя ДБ, образуется вокруг детей уникальная информационно-культурная среда благоприятная для постижения многих истин, фактов, явлений, которые могут быть трудными в понимании вне этой среды. Эта форма работы является ценным звеном в цепи эффективности сформированной системы ДБ на протяжении всей своей истории. Более того, это маленький родник, который питает и сохраняет большую реку – духовную жизнь нашего общества.

Занятия во внеурочное время с привлечением пространства ШБ, позволяют учащимся установить связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества того или иного писателя. Такая работа – это накопление жизненного опыта и умение собрать полезную и необходимую информацию. В современных условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения. А совместная деятельность учителя и педагога-библиотекаря предоставляет возможности обучающимся для приобретения опыта в процессе получения и использования информации, с тем, чтобы расширить собственные знания и понимание.

Анализируя систему работы ШБ на современном этапе развития школы можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях ШБ МБОУ «СОШ № 36» г. Курска закономерно играет значимую роль в истории школы, города, страны, так как идеология современных преобразований в мире подразумевает построение информационного общества, базирующегося, в свою очередь, на экономике знаний. Данная система ДБ позволяет наращивать темпы, объём и разнообразие услуг с тем, чтобы пользователи могли применять их в своей повседневной деятельности.

Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Т.Д. Жукова говорит о том, что «во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески - креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки». И с этим нельзя не согласиться.