СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках физики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец триместра, полугодия, года.

Просмотр содержимого документа
«Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках физики»

Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках физики

В ходе изучения любого предмета, у учащегося должны быть сформированы ключевые образовательные компетенции. Для формирования ключевых образовательных компетенций на уроках физики мною используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии;

-метод сотрудничества (лабораторные работы);

-методики проектирования;

- использование ИКТ (презентации, видео для замещения эксперимента, который невозможно выполнить из-за отсутствия оборудования);

- деятельностный подход;

- работа по алгоритму (при решении задач) и др.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец триместра, полугодия, года.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

  • отсутствие познавательного интереса;

  • не сформированы элементарные организационные навыки;

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

  • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

  • дети, в основном, из асоциальных семей;

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;

Причинами неуспеваемости могут быть:

  • Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.

  • Боязнь учителей, школы.

  • Миграция.

  • Социально-экономическая ситуация в стране.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика, применяемые мною при изучении предмета «физика»:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.

  • Специальная система домашних заданий.

  • Усиление работы с родителями.

  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.

  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.

Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание способа и приема выполнения задания.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания. В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Задания с выбором ответа.

  • Деформированные задания.

  • Карточки - тренажеры.

  • Творческие задания.

  •  “карточки-информаторы”,

  • “карточки-с образцами решения”,

  •  “карточки-конспекты”.


Таким образом, используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включаю посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

Используя на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.), обеспечиваю объективность результата.

Дифференцированные задания применяются при решении задач.

Регулярно и систематически опрашиваю, выставляя оценки своевременно.

Ставлю в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

Обучаю детей навыкам самостоятельной работы, созданию ситуации успеха на уроке.

Работа с дневником и тетрадью ведется систематически, что позволяет держать на контроле выполняемость домашних заданий и отслеживать работу учащихся.

При работе над определениями, правилами и формулами, придерживаюсь следующих правил:

· При изучении правил обучаю детей искать смысл;

· Минимизирую объём запоминаемого материала через запись на уроке самого важного в тетрадь учащихся;

· Не отвлекаюсь на посторонние дела, разговоры;

· Отвожу время для собственного воспроизведения материала и повторения его детьми;

· Использую краткое содержание и методы повторного цитирования для самопроверки.

Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается лишь 90%, а высказывается – 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается – 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах. Поэтому использую кроме своего объяснения материала еще видео и текст учебника.

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение. Решение задач и лабораторные работы помогают обеспечить 100% усвоения материала.






10 правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

Развитие  ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету.





10 правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

Развитие  ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету.