Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках физики
В ходе изучения любого предмета, у учащегося должны быть сформированы ключевые образовательные компетенции. Для формирования ключевых образовательных компетенций на уроках физики мною используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии;
-метод сотрудничества (лабораторные работы);
-методики проектирования;
- использование ИКТ (презентации, видео для замещения эксперимента, который невозможно выполнить из-за отсутствия оборудования);
- деятельностный подход;
- работа по алгоритму (при решении задач) и др.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец триместра, полугодия, года.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
отсутствие познавательного интереса;
не сформированы элементарные организационные навыки;
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;
дети, в основном, из асоциальных семей;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;
Причинами неуспеваемости могут быть:
Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
Неблагоприятная наследственность.
Общая неспособность к интеллектуальному труду.
Боязнь учителей, школы.
Миграция.
Социально-экономическая ситуация в стране.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика, применяемые мною при изучении предмета «физика»:
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. |
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. |
Предложение учащимся примерного плана ответа. |
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос. |
Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. |
В ходе самостоятельной работы | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. |
Напоминание способа и приема выполнения задания. |
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки. |
Исследования подтвердили истинность древнего высказывания. В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
Таким образом, используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включаю посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
Используя на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.), обеспечиваю объективность результата.
Дифференцированные задания применяются при решении задач.
Регулярно и систематически опрашиваю, выставляя оценки своевременно.
Ставлю в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
Обучаю детей навыкам самостоятельной работы, созданию ситуации успеха на уроке.
Работа с дневником и тетрадью ведется систематически, что позволяет держать на контроле выполняемость домашних заданий и отслеживать работу учащихся.
При работе над определениями, правилами и формулами, придерживаюсь следующих правил:
· При изучении правил обучаю детей искать смысл;
· Минимизирую объём запоминаемого материала через запись на уроке самого важного в тетрадь учащихся;
· Не отвлекаюсь на посторонние дела, разговоры;
· Отвожу время для собственного воспроизведения материала и повторения его детьми;
· Использую краткое содержание и методы повторного цитирования для самопроверки.
Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается лишь 90%, а высказывается – 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается – 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах. Поэтому использую кроме своего объяснения материала еще видео и текст учебника.
Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение. Решение задач и лабораторные работы помогают обеспечить 100% усвоения материала.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Развитие ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Развитие ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету.