СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по индивидуализации процесса обучения детей, мотивированных на изучение русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение системы работы с детьми, мотивированными на изучение русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя по индивидуализации процесса обучения детей, мотивированных на изучение русского языка.»

Система работы учителя по индивидуализации процесса обучения   детей, мотивированных на изучение

русского языка.

1.В своей повседневной работе в течение длительного времени изучаю своих учеников для того, чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания. Для выявления учащихся, мотивированных на изучение предмета, используются следующие диагностические методы: 1) карты программы коррекции; 2) традиционные методы (наблюдения, беседа, анализ письменных работ); 3) предметные тесты для выявления ЗУН; 4) серия психологических тестов для выявления общих умственных способностей (проводились школьным психологом.

 2.  Использование индивидуализированных заданий на различных этапах урока.

  Задания становятся индивидуализированными в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а отдельным ученикам соответственно их индивидуальным способностям. Рассмотрим применение индивидуализированной работы в различных звеньях учебного процесса.

На этапе изучения нового материала, учащиеся включаются в деятельность по приобретению новых знаний различными методами:

-извлечению знаний из литературных источников;

-самостоятельному созданию опорных таблиц, схем, алгоритмов путем индивидуальной поисковой деятельности.

Дети часто работают самостоятельно с дополнительной литературой, прорабатывают её, используя специальные пометки:

«V»- «это я знаю»

«+»- «новая информация»;

«-»- « информация, противоречащая моим знаниям»;

«?»- «информация, требующая пояснения»;

«!»-«это интересно».

При работе с текстом учебной статьи сильным учащимся предлагаются различные творческие задания (составление объяснения со стороны учителя, составление вопросов для проверки знаний и пр.)

Необходимость индивидуализации обучения особенно значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников в этом звене освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. В этот момент во время работы с классом я предлагаю использовать индивидуальные разноуровневые карточки. В основном применимы следующие виды тестовых заданий:1) тесты-вопросы; 2) тесты с заполнением пропуска; 3) тесты с выбором ответа; 4) тест «правильно-неправильно». Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания олимпиад, КИМы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ составлены в форме тестов. Вот поэтому часто используем эту форму в качестве контроля знаний.

Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой.  Деятельность учащихся организуется по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую необходимо выполнить дома индивидуально. Вот примерный перечень некоторых заданий: 1) чтение дополнительной литературы; 2) работа с интернет - ресурсами (Гугл Класс, Учи.Ру, Я.Класс, Wordwall) 3) работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и другой справочной литературой; 4) подготовка докладов, сочинений; 5) составление презентаций; 6) написание рефератов.

При повторении целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. Ученики самостоятельно находят и повторяют материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике, параграфе, где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы анализируются после каждого тестирования, составляется индивидуальная картотека ошибок. Материалы собираются в тетрадь учета, каждый ученик работает над своими проблемными заданиям. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Ежеурочно проводятся разминки на повторение. Разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Результатом данной работы является мотивация на улучшение качества отрабатываемых знаний, повышение степени их освоенности, прочности, осознанности, появление более сильного мотива удовлетворения своих собственных познавательных интересов.

Пытаясь решить вопрос личностно-ориентированного подхода, педагогический коллектив гимназии №26 пришёл к следующим этапам формирования работы с обучающимися:

  1. Включение в блок занятий внеурочной деятельности курса «Тайны смыслового чтения».

  2. Введение в систему обязательных занятий в 8 и 9 классе курса «Комплексный анализ текста», рассчитанный на 34 часа в год.

  3. Проведение спецкурса «Культура речевого общения», начиная с 5-го класса.

Эти занятия позволяют повторить грамматику языка, собрать разрозненные правила в четкую структуру. Можно уделить внимание каждому ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ. На этих уроках обязательным является использование справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

3. При подготовке к ЕГЭ особое внимание уделяется написанию сочинения. Работа начинается с ознакомления с критериями оценивания ответа, затем обучение правилам построения текста сочинения (логически выстроенная композиция – это уже большой процент успех). Готовятся памятки в помощь учащимся, речевые стандарты, тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Таким образом, индивидуальность обучения позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к русскому языку.

В результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися предметом, у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение правильно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении тестов, стремление к выполнению заданий повышенной трудности.