Система работы с историческим сочинением
Руденко Г.В, учитель истории и обществознания
22.03.2019 г.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Л.Н. Толстой
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Регулярная практика
Проверка и переписывание сочинения
Теоретическое занятие
- Рекомендации для экспертов по проверке задания 25 ЕГЭ по истории.
- Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
Критерии к заданию 25
- Критерий 1 – 2 события, явления, процесса – 2 б
- Критерий 2 -2 исторические личности + конкретные действия, характеризующие роль в событиях - 2б
- Критерий 3 – 2 ПСС, характеризующие причины возникновения событий – 2б
- Критерий 4 – оценки влияния событий периода на дальнейшую
- историю России (мнения историков или факты)- 1б
- Критерий 5 –корректное использование терминов- 1б
- Критерий 6 – Наличие фактических ошибок-2б
- Критерий 7 – форма изложения – 1б
- Баллы ставятся тогда, если по критериям 1-4 сумма не меньше 4 баллов.
Критерий 1 – 2 события (явления, процесса) – 2 б
- Событие – факт в определенном месте, в определенное время. Например: заключение мирного соглашения, заключение договора
- Процесс – множество фактов с некими причинами, предпосылками. Например: Распад Древнерусского государства, развитие вотчинного земледелия.
- Явление – те факты и события, которые характерны для определенного периода. Например: Смягчение нравов восточных славян в условиях христианизации
Критерий 2 -2 исторические личности + конкретные действия, характеризующие роль в событиях - 2б
- Роль = конкретные действия, значительно повлиявшие на ход/результат указанных событий
Пример: роль Дмитрия Донского в победе на Куликовом поле
Конкретные действия (правильно)
Общие формулировки (неправильно)
-посетил Сергия Радонежского и заручился поддержкой церкви, что придало уверенности русским воинам,
-сыграл решающую роль в победе русского войска в Куликовской битве,
- Выбрал выгодное для русского войска, с т.з. ландшафта, место сражения,
- командовал русскими войсками.
-удачно расположил засадный полк, который вступил в бой со свежими силами и переломил ход битвы.
Критерий 3 – 2 ПСС , характеризующие причины возникновения событий – 2б
Причинно-следственная связь
обезличенность
Пример: (К-3)Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.
Роль: (К-2) Алексей Михайлович подписал решение о повышении налогов.
Критерий 4 – оценки влияния событий периода на дальнейшую историю России (мнения историков или факты)- 1б
- Опора на мнение историков или исторические факты
Неверно
Верно
В этот период были построены сотни промышленных предприятий и ССС превратился в сильную индустриальную державу
В период индустриализации был создан мощный оборонно-строительный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в ВОв
Критерий 5 – корректное использование терминов- 1б
- Выпускник в сочинении использовал 3 термина, только 1 из них корректно.
Критерий 6 – Наличие фактических ошибок. Нет -2б
- Условие – по первым 4-м критериям в сумме 4 балла.
- Излишние обобщения, приводящие к ошибке:
Эпоха 1964-1985 гг. – эпоха «застоя»
- Орфографическая ошибка, приводящая к фактической:
Метрополия
Митрополия
Критерий 7 – форма изложения – 1б
- Условие – по первым 4-м критериям в сумме 4 балла
- Связность
- Последовательность
Практическое занятие
- Преемственность
- Совместный разбор сочинения и его написание.
Знание основных событий, явлений, процессов, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, их даты, хронологическую последовательность
1. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром
в Киеве?
1) VIII в. 2) IX в.
3) X в.
4) XI в.
5. Какое из перечисленных событий революции 1905–1907 гг. произошло позже
остальных?
1) принятие манифеста 17 октября
2) Кровавое воскресенье
3) роспуск II Государственной думы
4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
11. Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР
происходила в
1) 1920-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1940-е гг.
4) 1950-е гг.
Знание исторических понятий, терминов, их использование
14. Какое условное наименование получил план нападения фашистской
Германии на СССР?
1) «Тайфун»
2) «Цитадель»
3) «Барбаросса»
4) «Ост»
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин,
означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека,
необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого-
либо преступления.
Ответ: ___________________________.
Знание исторических деятелей (персоналий) и установление соответствия между событиями и историческими деятелями определенного периода истории
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого
в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев- Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Фёдор Иванович
4) Борис Годунов
31. Укажите автора доклада и название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну.
Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа
3. Что из перечисленного стало одним из последствий Смуты в начале XVII в.?
1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы
2) вхождение украинских земель в состав России
3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты
4) воцарение династии Романовых на российском престоле
7. Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления
Екатерины II причиной
1) русско-турецких войн
2) заключения Вечного мира с Польшей
3) участия России в разделах Польши
4) антифранцузской политики Российской империи
Понимание исторической обусловленности событий (явлений, процессов), их исторического значения
6. III отделение императорской канцелярии было создано в целях
1) создания единого свода законов
2) разработки проектов отмены крепостного права
3) усиления полицейского контроля над обществом
4) улучшения положения государственных крестьян
Что из перечисленного явилось одним из итогов нэпа?
1) Городское население количественно превзошло сельское.
2) Было ликвидировано кулачество.
3) Была проведена форсированная индустриализация страны.
4) По объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г.
Понимание современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории, результатов деятельности исторических персоналий
Работа с современными версиями и трактовками важнейших проблем
Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности
32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
33. Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.
1. Укажите год, когда могли произойти указанные события.
2. Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым
воспользовались крестьяне?
3. Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли
помещиков?
Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
Умение систематизировать, обобщать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса, т.е. воссоздавать целое путем объединения частей, компонентов (синтез )
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины , понятия, относящиеся к данному периоду.
Регулярная практика
- Рабочие тетради
- «Золотой фонд»
Проверка и переписывание сочинений
Сайт учителя
Схема написания сочинения по историческому периоду
___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, ___.
Но, с другой стороны, ___.
Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___
Период 1762-1796. Екатерина II
Благодарю за внимание!