Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.
ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе.
Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:
- повторение пройденного материала;
- усвоение нового материала;
- первичное закрепление новых знаний;
- отработка умений и навыков;
- контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);
- решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий
Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.
Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей.
Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.
Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.
Ученик должен уметь анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:
Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются и сведения об основах стихосложения и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении лирического произведения, но и прозаического текста. Повторяем стихотворные размеры.
Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:
Средство изобразительности
|
Определение
|
Роль средства выразительности
|
Пример
|
Антитеза
|
Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний
|
Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль, создать необходимую эмоциональную окраску тексту.
|
«Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….»
(М.Цветаева)
|
Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.
Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения и указываются герои:
Писатель
|
Произведение
|
Основное содержание, проблемы
|
герои
|
|
|
|
|
И закрепление - тест - презентация. Для успешного овладения учащимися материалом для выполнения части 1 можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть 19 века, 2- и 3-ая треть 19 века, 20 век), ввести хронологическую схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся, во-первых, постоянно обращаться к одному и тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.
При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:
1. Тезисы
2. Доказательства
3. Вывод
Предлагаю в качестве домашнего задания письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям. Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить кратко и четко излагать материал.
Критерии оценки в действии показываю на примерах реальных ответов на вопросы заданий.
Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.
Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.
ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе.
Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:
- повторение пройденного материала;
- усвоение нового материала;
- первичное закрепление новых знаний;
- отработка умений и навыков;
- контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);
- решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий
Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.
Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей.
Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.
Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.
Ученик должен уметь анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:
Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются и сведения об основах стихосложения и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении лирического произведения, но и прозаического текста. Повторяем стихотворные размеры.
Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:
Средство изобразительности
|
Определение
|
Роль средства выразительности
|
Пример
|
Антитеза
|
Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний
|
Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль, создать необходимую эмоциональную окраску тексту.
|
«Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….»
(М.Цветаева)
|
Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.
Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения и указываются герои:
Писатель
|
Произведение
|
Основное содержание, проблемы
|
герои
|
|
|
|
|
И закрепление - тест - презентация. Для успешного овладения учащимися материалом для выполнения части 1 можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть 19 века, 2- и 3-ая треть 19 века, 20 век), ввести хронологическую схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся, во-первых, постоянно обращаться к одному и тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.
При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:
1. Тезисы
2. Доказательства
3. Вывод
Предлагаю в качестве домашнего задания письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям. Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить кратко и четко излагать материал.
Критерии оценки в действии показываю на примерах реальных ответов на вопросы заданий.
Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.
Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе»
Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.
ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе.
Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:
повторение пройденного материала;
усвоение нового материала;
первичное закрепление новых знаний;
отработка умений и навыков;
контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);
решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий
Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.
Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей.
Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.
Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.
Ученик должен уметь анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:
Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются и сведения об основах стихосложения и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении лирического произведения, но и прозаического текста. Повторяем стихотворные размеры.
Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:
Средство изобразительности | Определение | Роль средства выразительности | Пример |
Антитеза | Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний | Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль, создать необходимую эмоциональную окраску тексту. | «Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….» (М.Цветаева) |
Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.
Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения и указываются герои:
Писатель | Произведение | Основное содержание, проблемы | герои |
| | | |
И закрепление - тест - презентация. Для успешного овладения учащимися материалом для выполнения части 1 можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть 19 века, 2- и 3-ая треть 19 века, 20 век), ввести хронологическую схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся, во-первых, постоянно обращаться к одному и тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.
При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:
1. Тезисы
2. Доказательства
3. Вывод
Предлагаю в качестве домашнего задания письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям. Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить кратко и четко излагать материал.
Критерии оценки в действии показываю на примерах реальных ответов на вопросы заданий.
Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.