Работа учителя технологии по выявлению и развитию
творческих способностей обучающихся
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут обучающимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей обучающихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого обучающегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы и при наличии современного оборудования, которого мы не имеем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне, как учителю определить ту возможную меру включённости обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Остановимся на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
приобщить учащихся к творческой работе;
привить интерес к творчеству, поиску;
развить навыки созидания, самореализации.
Данная цель реализуется посредством программы по технологии, которая предусматривает следующие разделы:
Теоретические (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
Практические (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).
Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.
В разделе “Обработка ткани” обучающимися выполняются исследовательские проекты (например, «Национальный костюм», «Арт-мода», «Моя мечта», которые предусматривают основные этапы исследовательской деятельности.
В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему.
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Так, например, в разделе «Основы моделирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности обучающихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании обучающиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя его, обучающиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. При выборе темы проекта я делаю упор на то, чтобы обучающиеся самостоятельно вышли на интересующую их проблему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Уделяю большое внимание оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
В зависимости от темы урока, стараюсь как можно чаще давать детям творческие работы. Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».
Примеры.
В 5-ом классе при изучении темы «Натуральные волокна» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить это творчески.
Работая с лоскутками, как элементами мозаики, обучающиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для обучающихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему. Суть проблемного метода заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученик при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследует пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример.
Фрагмент урока в 6-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня вы модельеры, создатели коллекции будущих изделий.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать коллекцию своих фартуков. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках и попытайтесь создать неповторимые модели фартука.
3. Подумайте, как ваши модели будут украшены, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте название самой красивой, на ваш взгляд, модели.
4. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаю на уроке специально проблемные ситуации. Например, такая очень ответственная операция, как раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.
И так кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог. Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани в картинках и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь обучающихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. Даже к ведению тетрадей я прошу подойти творчески.
Развитие творческих способностей обучающихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство обучающихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Так, на уроках, выявляются творчески способные, одарённые обучающиеся. Впоследствии эти дети привлекаются к участию в заочных, дистанционных и очных олимпиадах всех уровней, начиная со школьного, муниципального, регионального и всероссийского, что является одной из форм работы. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и окружного уровней проводится в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет условия для культурной самореализации обучающегося и его интеллектуального саморазвития.
На первом этапе при подготовке к олимпиадам (этот этап можно назвать подготовительным) я выбираю именно ту кандидатуру из девочек, которая может прийти к победе. Для этого и проводится первый, школьный тур олимпиады. Но иногда одни и те же дети набирают максимальное количество баллов по различным предметам. И здесь обязательным правилом участия в следующем этапе становится желание самого ребенка участвовать в олимпиаде по данному предмету. Никакого принуждения, никакого давления быть не должно, а только личная заинтересованность, личная увлеченность. Только тогда, когда желание учителя и желание обучающегося совпадают, возможен позитивный результат. И уже на этом этапе обучающихся надо нацеливать на успех, на победу. Ориентация на победу, заставит обучающегося проработать самостоятельно огромное количество литературы, просмотреть энциклопедии, использовать информационные ресурсы, Интернет и т.д. В нашей школе обучающиеся прекрасно владеют компьютером и вполне самостоятельно могут вести поиск по заданной теме. Вместе с тем надо стимулировать обучающихся. Уже на подготовительном этапе они должны знать, что их ждет в случае победы. Мотивационный компонент очень важен для усиления познавательной активности обучающихся. Учащиеся-победители олимпиад получают дипломы, которые им вручают в школе на общей линейке или в конце учебного года на последнем звонке. Это важно для того, чтобы ребенок почувствовал собственную значимость, чтобы его труд был признан обществом.
Кроме очных олимпиад обучающиеся участвуют в дистанционных интернет-олимпиадах, в различных конкурсах, фестивалях.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся к урокам, развития творческого потенциала и конечной цели - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученицам.