Кудряшова Н.Г.,
воспитатель ГПД
Система работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения
Нами была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. Осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.
В процессе работы использовались методы, которые условно можно разделить на три группы:
1. Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.
2. Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.
3. Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, были реализованы на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.
Свою работу мы начали с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Таблица 1
Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста
Раздел | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Ребенок и другие люди | - Беседы «Злые намерения «доброго» человека». - Дидактические игры: «Опиши внешность человека», «Найди правильную карточку», «Где ты живешь?». | Информация в родительский уголок: «Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах». |
Ребенок и природа | - Беседы: «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?». - Опытно-экспериментальная деятельность «Чистой водицей можем напиться». - Дидактические игры. «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод». - Чтение художественной литературы | Информация в родительский уголок: «Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать». |
Ребенок дома | - Беседы на тему: «Осторожно, огнеопасно!», «Дома опасно – безопасно», «Порядок должен быть везде», «Электроприборы не игрушка», «Лекарства», «Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны», «Открытое окно и балкон – источник опасности». - Рисование на тему «Пожарная часть». - Дидактические игры. «Нельзя играть с огнем!», «Опасно-безопасно», «Найди пару», «Найди опасный предмет в комнате», «Разрезные картинки», «Логические цепочки». | Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это. |
Здоровье ребенка | - Беседы на тему: «Зачем мыть руки», «Витамины», «Полезная и вредная пища», «Режим дня», «Закаливание, что это?». - Дидактические игры. «Четвертый лишний», «Дорисуй», «Правильно-неправильно», «Опасно-неопасно» | Информация в Уголок класса: «Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня школьника», «Здоровая пища», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста». Индивидуальные беседы с родителями: «Режим ребенка дома», «Рацион школьника». Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности». |
Эмоциональное благополучие ребенка | - Беседа на тему: «Мы друзья», «Папа и мама иногда ссорятся». - Чтение художественной литературы. - Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи. | Наглядная информация в уголок класса: «Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка», «Между нами, взрослыми». |
Ребенок на улицах города | Беседы на тему: «Если ты потерялся», «Светофор – наш друг и помощник», «Дорога, какая она», «Пешеходный переход», «Что такое перекресток», «Игры во дворе», «Правила езды на велосипеде», «Общественный транспорт». | Беседа с инспектором ГИБДД. Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения». |
Итак, дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.
Формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.
Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.
Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.
Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.
Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.
Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.
Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.
Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.
Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.
Посмитная, А. А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 201-204.
Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.
Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.
Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.
7