СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система ранней помощи детям с нарушениями речи и их семьям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальностью данной разработки является необходимость обратить внимание педагогов, медработников и родителей на раннюю диагностику нарушений речи и применение личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.  

Просмотр содержимого документа
«Система ранней помощи детям с нарушениями речи и их семьям»

   Система ранней помощи детям с нарушениями речи и их семьям. Учитель-логопед МКДОУ детского сада «Светлячок» р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

Система ранней помощи детям с нарушениями речи и их семьям.

Учитель-логопед МКДОУ детского сада «Светлячок» р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

Понятие о ранней коррекционной помощи  детям с отклонениями в развитии   Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на: выявление и ослабление или преодоление недостатков психоречевого и моторного развития детей младенческого и раннего возраста; на работу с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями

Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на:

  • выявление и ослабление или преодоление недостатков психоречевого и моторного развития детей младенческого и раннего возраста;
  • на работу с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями
Взаимодействие субъектов системы

Взаимодействие субъектов системы

Задачи раннего вмешательства: раннее выявление отклонений в развитии; определение структуры дефекта (первичных, вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности; выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка; составление индивидуального маршрута для ребенка и семьи, обоснование прогноза развития; организация комплексной коррекционно-развивающей работы, дифференциация и индивидуализация обучения; активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в процесс преодоления недостатков в развитии

Задачи раннего вмешательства:

  • раннее выявление отклонений в развитии;
  • определение структуры дефекта (первичных, вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности;
  • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка;
  • составление индивидуального маршрута для ребенка и семьи, обоснование прогноза развития;
  • организация комплексной коррекционно-развивающей работы, дифференциация и индивидуализация обучения;
  • активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в процесс преодоления недостатков в развитии
Просветительская работа при взаимодействии со специалистами и родителями   1. Просветительский блок:  -выступление на родительских собраниях всех возрастных групп с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературой; -проведение родительских собраний с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи;  -создание памяток для родителей с играми, упражнениями, оформление стендов с общими рекомендациями. 2. Практический блок:  -демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых); -открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей; -проведение тематических семинаров-пратикумов, гостиных и т.д.

Просветительская работа при взаимодействии со специалистами и родителями

1. Просветительский блок:

-выступление на родительских собраниях всех возрастных групп с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературой;

-проведение родительских собраний с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи;

-создание памяток для родителей с играми, упражнениями, оформление стендов с общими рекомендациями.

2. Практический блок:

-демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых);

-открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей;

-проведение тематических семинаров-пратикумов, гостиных и т.д.

Особенности языковой способности в ходе развития ребенка. Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Особенности языковой способности в ходе развития ребенка.

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Факторы, обуславливающие задержку в темпах формирования речи   а ) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;  б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

Факторы, обуславливающие задержку в темпах формирования речи

а ) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

Цель оказания ранней логопедической помощи в системе — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Цель оказания ранней логопедической помощи в системе — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений, и на тесную взаимосвязь в работе родителей и специалистов.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Об особенностях психо-речевого развития всегда можно судить, сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять, на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии. Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал. Нормальное развитие и группа внимания (отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска, так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, когда отстование на четыре — пять эпикризных сроков. Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы. Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия. Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей. Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Специалисты (которых слишком мало!) в области раннего выявления и ранней медико – психолого – педагогической помощи детям с выявленными отклонениями в развитии указывают на то, что в этом возрасте «диагностическая работа логопедов, коррекционных педагогов и специальных психологов … требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки» особенностей развития.

Специалисты (которых слишком мало!) в области раннего выявления и ранней медико – психолого – педагогической помощи детям с выявленными отклонениями в развитии указывают на то, что в этом возрасте «диагностическая работа логопедов, коррекционных педагогов и специальных психологов … требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки» особенностей развития.

Наблюдение детей группы риска у невролога .   Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А следовательно способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются.

Наблюдение детей группы риска у невролога .

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А следовательно способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются.

Просвещение родителей о нормах развития речи и их отклонениях при определенном возрасте. Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Просвещение родителей о нормах развития речи и их отклонениях при определенном возрасте.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?    Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды. Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком. Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  • Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми?
  • Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  • Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
  • Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
  • Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста : Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000); Программа «Каролина»; Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 1983);

Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста :

  • Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000);
  • Программа «Каролина»;
  • Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 1983);
Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии: Е.Ф. Архипова (1989) - система обследования психического и доречевого развития детей с детским церебральным параличом ; О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) - комплексное обследование детей с нарушениями в двигательной сфере ; Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) - диагностика нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром (раннего детского аутизма) ; Т.В. Пелымская и Н.д. Шматко (2001) - методика выявления снижения слуха у детей первого года жизни; И.И. Ильчикова, М.Э. Бернадская и О.В. Парамей (2003) - диагностика нарушений зрительного восприятия у детей младенческого возраста; Е.В. Козлова (2003) - система оценки основных показателей развития детей первого года жизни с патологией ЦНС по «Шкале психомоторного развития по Гриффитс»; Ю.А. Лисичкина (2004) - исследование довербального развития детей с ПЭП (модифицированная методика О.В. Баженовой; Т.Н. Гирилюк (2007 ) – методика диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) с дизартрией с балльной системой оценки развития психомоторной сферы

Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии:

  • Е.Ф. Архипова (1989) - система обследования психического и доречевого развития детей с детским церебральным параличом ;
  • О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) - комплексное обследование детей с нарушениями в двигательной сфере ;
  • Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) - диагностика нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром (раннего детского аутизма) ;
  • Т.В. Пелымская и Н.д. Шматко (2001) - методика выявления снижения слуха у детей первого года жизни;
  • И.И. Ильчикова, М.Э. Бернадская и О.В. Парамей (2003) - диагностика нарушений зрительного восприятия у детей младенческого возраста;
  • Е.В. Козлова (2003) - система оценки основных показателей развития детей первого года жизни с патологией ЦНС по «Шкале психомоторного развития по Гриффитс»;
  • Ю.А. Лисичкина (2004) - исследование довербального развития детей с ПЭП (модифицированная методика О.В. Баженовой;
  • Т.Н. Гирилюк (2007 ) – методика диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) с дизартрией с балльной системой оценки развития психомоторной сферы

Детальная диагностика для выявления причин патологии речевого развития (направление к сурдологу, невропатологу, психиатру и детскому психологу).

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга.

Так, с помощью нейросонографии и электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление.

Транскраниальное доплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объем кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребенка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте и являющейся причиной нарушений мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста Задачи обучения : формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительно-моторной координации, навыков самообслуживания); преодоление дизартрической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, формирование кинетических и кинестетических ощущений ручных и артикуляторных движений, развитие дыхания, межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей);

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Задачи обучения :

  • формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительно-моторной координации, навыков самообслуживания);
  • преодоление дизартрической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, формирование кинетических и кинестетических ощущений ручных и артикуляторных движений, развитие дыхания, межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей);
развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи; формирование ведущей деятельности (овладение предметными, предметно-игровыми, конструктивными действиями) и устойчивой мотивации к различным видам деятельности; развитие речи и коммуникативной деятельности (импрессивной и экспрессивной речи, речевой активности, просодики, знаний и представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими);
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи;
  • формирование ведущей деятельности (овладение предметными, предметно-игровыми, конструктивными действиями) и устойчивой мотивации к различным видам деятельности;
  • развитие речи и коммуникативной деятельности (импрессивной и экспрессивной речи, речевой активности, просодики, знаний и представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими);
В работе применяются практические и наглядные методы и приемы : массаж гимнастика подражание вслушивание рассматривание манипуляции с предметами, картинками предметно-игровые действия с игрушками рисование, конструирование и др.

В работе применяются практические и наглядные методы и приемы :

  • массаж
  • гимнастика
  • подражание
  • вслушивание
  • рассматривание
  • манипуляции с предметами, картинками
  • предметно-игровые действия с игрушками
  • рисование, конструирование и др.
Группы комплектуют с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек): 1 подгруппа – дети только с дизартрическими проявлениями; 2 подгруппа – дети с ЗРР на 1 возрастной период; 3 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 1 возрастной период; 4 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 2 возрастных периода.
  • Группы комплектуют с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек):
  • 1 подгруппа – дети только с дизартрическими проявлениями;
  • 2 подгруппа – дети с ЗРР на 1 возрастной период;
  • 3 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 1 возрастной период;
  • 4 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 2 возрастных периода.
Родители в начале учебного года заполняют анкеты, знакомятся с результатами диагностики и с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка. В течение года закрепляют полученные детьми навыки дома по заданию логопеда, психолога, воспитателя, посещают занятия, консультации-практикумы, знакомятся с ходом коррекционно-развивающей работы, с педагогической и психологической литературой. Поддержка семьи обеспечивается взаимодействием педагогов, врача, психолога и родителей. Важным моментом является принятие родителями проблем своего ребенка, знание и правильное применение ими способов общения и взаимодействия с ребенком, через которые осуществляется воспитание и обучение

Родители в начале учебного года заполняют анкеты, знакомятся с результатами диагностики и с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка. В течение года закрепляют полученные детьми навыки дома по заданию логопеда, психолога, воспитателя, посещают занятия, консультации-практикумы, знакомятся с ходом коррекционно-развивающей работы, с педагогической и психологической литературой. Поддержка семьи обеспечивается взаимодействием педагогов, врача, психолога и родителей. Важным моментом является принятие родителями проблем своего ребенка, знание и правильное применение ими способов общения и взаимодействия с ребенком, через которые осуществляется воспитание и обучение

ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей от 2 до 16 месяцев KID шкала [Kent Infant Development (KID) Scale] Шкала KID (Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000) детей от 15 месяцев до 3,5 лет CDI опросник [Child Development Inventory] Шкала RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000

ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей от 2 до 16 месяцев

  • KID шкала [Kent Infant Development (KID) Scale]
  • Шкала KID (Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000)

детей от 15 месяцев до 3,5 лет

  • CDI опросник [Child Development Inventory]
  • Шкала RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше обратить внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше оказать ему помощь, тем эффективнее она будет. И в этом в первую очередь должны заинтересованы родители.

Программа обучения представлена:  1. В учебном пособии Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста» – Пермь, 2009 2. В монографии Гирилюк Т.Н. «Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» – Пермь, 2010

Программа обучения представлена:

1. В учебном пособии Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста» – Пермь, 2009

2. В монографии Гирилюк Т.Н. «Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» – Пермь, 2010