СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
(классный руководитель Костина Г.А.)
I. Целевой блок.
Цель: формирование творческой, активной личности.
Задачи:
1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей гимназиста в общественно-целостные отношения.
3. Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
II. Принципы построения и развития самоуправления.
1. Выборность всех органов самоуправления.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3. Разделение полномочий органов самоуправления класса и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
III. Система самоуправления класса:
Высшим органом самоуправления класса является общее собрание его членов, проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Органы классного самоуправления избираются согласно представленной схеме. Структура самоуправления класса обсуждается и утверждается на ученическом совете класса.
Структура самоуправления в классе


Во главе классного самоуправления стоит командир класса. Именно он представляет свой класс на собрании командиров школьного самоуправления. Но главная его задача— планировать и организовывать деятельность всего классного самоуправления (всех его секторов). Если в течение полугода менеджер класса не сумел организовать работу классного самоуправления, его можно переизбрать.
В каждом секторе может работать от двух до пяти учащихся. Классное самоуправление задействует в работе секторов всех учащихся класса.
Культсектор в классе планирует и проводит экскурсии, вечера, праздничные дискотеки для учащихся класса, организовывает подготовку к конкурсам «Вдохновение», «Мисс гимназия» или конкурс театральных коллективов.
Редколлегия выпускает стенгазеты к праздникам, а также занимается оформлением и обновлением материалов классного уголка.
Староста отвечает за дисциплину в классе, продумывает способы ее улучшения, организовывает на классных собраниях рассмотрение вопроса о поведении и мероприятия по сплочению класса.
Хозяйственный сектор осуществляет контроль за состоянием полученных в библиотеке учебников, за состоянием учебной мебели как в своем кабинете, так и в кабинетах, где проходят уроки класса, организовывает генеральне уборки или подготовку кабинета к зимнему периоду, отвечает за раздевалку и состояние цветов.
Шефский сектор организовывает поздравление ветеранов, визиты в подшевный класс сразличными мероприятиями, визиты к долгоболеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых гимназией акциях милосердия.
Учебный комитет (он же сектор просвещения) не только помогает класному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, но и готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, узнает заранее программу концертов и спектаклей в театрах.
Спортивный сектор организовывает спортивные мероприятия для учащихся класса и обеспечивает подготовку и участие команды класса в общешкольных и прочих спортивних мероприятиях и соревнованиях.
Именно классное самоуправление может сделать жизнь класса более интересной и насыщенной.
IV. Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определятся исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
экологическая деятельность – практические дела, акции;
художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
спортивно-оздоровительная деятельность – работа секций, спартакиады, соревнования, дни здоровья;
патриотическая деятельность – марафоны, встречи, поиск, проект, диспуты;
шефская деятельность – работа с подшефным классом, помощь ветеранам, акции милосердия.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.
Заключение
Организация самоуправления:
1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе, школе.
Структура самоуправления в классе

Командир класса представляет свой класс на собрании командиров школьного самоуправления. Но главная его задача— планировать и организовывать деятельность всего классного самоуправления (всех его секторов).
Культсектор в классе планирует и проводит экскурсии, вечера, праздничные дискотеки для учащихся класса, организовывает подготовку к конкурсам «Вдохновение», «Мисс гимназия» или конкурс театральных коллективов.
Редколлегия выпускает стенгазеты к праздникам, а также занимается оформлением и обновлением материалов классного уголка.
Староста отвечает за дисциплину в классе, продумывает способы ее улучшения, организовывает на классных собраниях рассмотрение вопроса о поведении и мероприятия по сплочению класса.
Хозяйственный сектор осуществляет контроль за состоянием полученных в библиотеке учебников, за состоянием учебной мебели как в своем кабинете, так и в кабинетах, где проходят уроки класса, организовывает генеральне уборки или подготовку кабинета к зимнему периоду, отвечает за раздевалку и состояние цветов.
Шефский сектор организовывает поздравление ветеранов, визиты в подшевный класс сразличными мероприятиями, визиты к долгоболеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых гимназией акциях милосердия.
Учебный комитет (он же сектор просвещения) не только помогает класному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, но и готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, узнает заранее программу концертов и спектаклей в театрах.
Спортивный сектор организовывает спортивные мероприятия для учащихся класса и обеспечивает подготовку и участие команды класса в общешкольных и прочих спортивних мероприятиях и соревнованиях.
ПОЛОЖЕНИЕ
о классном ученическом самоуправлении
I. Общие положения
Классное ученическое самоуправление – целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.
Цель самоуправления – приобретение учащимися умения решать управленческие задачи.
Цель управления – постановка цели, анализ информации, принятие решения, контроль за ходом выполнения решения.
II. Принципы управления:
* регулярная поочередная сменяемость актива:
* расширение реальных прав и полномочий органов управления;
* доброжелательная требовательность;
* конкретизация классных дел;
* дифференциация и индивидуализация.
III. Организация деятельности
Собрание класса:
1. Определяет перспективы развития и основные направления жизни класса
2. Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения
3. Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
4. Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса
5. Избирает Совет учащихся (актив), председателя, определяет сроки их полномочий, заслушивает и оценивает работу Совета класса.
6. Анализирует ход выполнения принятых решений
Собрания проводятся не реже 1 раза в четверть.
Виды собраний: выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчётное, итоговое.
Совет класса:
1. Организует выполнение решений классного собрания
2. Организует помощь в учёбе учащимся, имеющим проблемы
3. Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в классе
4. Готовит и проводит классные собрания, спортивные и другие классные мероприятия
5. Организует посильную помощь ветеранам
6. Отражает всю важную информацию в классном уголке.
7. Два представителя от Совета класса входят в состав Совета Дела.