СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система сценарных планов занятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система сценарных планов занятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Система сценарных планов занятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЕКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ











XV МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Единство или разделение: выбор христиан в XXI веке»

Межрегиональная открытая научно-практическая конференция «Куряне-подвижники Святаго Духа»





Система сценарных планов занятий внеурочной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию




Выполнила:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Степанюк Татьяна Александровна










с. Щекино

2019 г.


«Пасха — святой праздник»

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые взрослые! В прошлое воскресенье весь православный народ отметил замечательный праздник – Пасха. Пасха – великий и благостный праздник Светлого Воскресенья Христова. Во все времена Новозаветная Пасха считалась главным событием, Праздником праздников, Великим царём дней и для духовной жизни всякого христианина имеет особенное значение.

Ведущий 2: Пасха - подвижный праздник. То есть, у него нет определенной даты, поэтому число и месяц, на которые он приходится, меняется каждый год. Отмечается он в первое воскресение после полнолуния. Празднику Пасхи более 2-х тысяч лет. Это - самый главный и радостный праздник для всего христианства, его ещё называют «Праздник праздников» и «торжеством торжеств». 

Ведущий 1: У этого древнего и популярного, святого праздника очень богатые традиции. Преломившись в исторических и культурных гранях разных стран, праздник обрёл интересные и специфические особенности у разных народов.

После распятия Иисуса Христа, на третий день, грянуло великое землетрясение и покинул он свою гробницу не отодвинув камня закрывавшего её и оставшись незамеченным стражей охранявшей её.

Ведущий 2: Когда Мария Магдалина, самая любящая и благодарная, пришла к гробу Христову с благовониями, то обнаружила его пустым. Она решила, что тело господа украли. Со слезами, побежала она к апостолам, сообщить им, что тело господне пропало. Осмотрев пещеру, люди нашли только Его одежду. Явился тут к ним ангел в белом одеянии и возвестил: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите" (Мф. 28, 1 -7).

Оставшись одна, Мария Магдалина присела на камень и принялась горько плакать, но вдруг почувствовала рядом чье-то присутствие. Обернувшись, она увидела Его и, упав на колени, протянула руки к нему. "Не прикасайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему".

Так все христиане узнали о воскрешении господа своего Иисуса Христа. И сотни людей со всего света потянулись посмотреть на воскресшего господа…

Чтец:

Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,

А с весной - и Пасха радость вам несет.

Радость, что из гроба наш Спаситель встал!

Детям Он и взрослым избавленье дал!»

“Он воскрес из мертвых! - вся земля поет. -

И опять на землю скоро Он придет”.

Воспевайте, люди: “Наш Христос воскрес!”

Есть спасенье людям, и надежда есть!»

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес!

Христос воскрес!



С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Ведущий 1: На нашем празднике присутствует настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иеромонах Павлин (Целиков)

(выступление)

Ведущий 2: Как православная церковь празднует Пасху? (ответы детей)

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный ход, услышать церковное песнопение. Давайте мы сейчас с вами посмотрим как это происходит. (видеоролик)

Чтец:

Летят слова в простор небес:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Своих церквей

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес.

Чем это чудо всех времен:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Воистину - Сын Бога Он!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

Радость охватила.

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес.

Поздравляю с лаской,

С богоданной Пасхой –

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

(Звучит запись Пасхального звона.)

Ведущий 1: Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Ведущий 2: Как в вашей семье отмечается этот праздник? (ответы детей)
Пасха – это день обильного угощения. К Светлому Христову Воскресению готовятся разные вкусные блюда, но традиционно обязательно на пасхальном столе должны быть какие блюда? (пасха, кулич, крашеные яйца). Все христиане готовятся к этому Великому дню. Празднуют Пасху сорок дней, до праздника «Вознесение». Люди приветствуют друг друга радостно «Христос воскресе!» и слышат в ответ «Воистину воскресе!». 

Ведущий 1: Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают почетное место на пасхальном столе.

Ведущий 2: На Пасху всегда печется сладкая творожная пасха, ее также принято освещать в церкви. Печется пасха в четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается.

Ведущий 1: Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Ведущий 2: Кто знает, а почему мы красим яйца на Пасху? На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.

Ведущий 1: По преданию, именно Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Мария Магдалена сказала при этом “Христос воскрес!”.

Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумлённых людей белое яйцо изменило цвет на ярко-красный. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Ведущий 2: Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. А еще я хочу вам показать удивительную историю, которая берет свое начало с 1945 года. (видеоролик)

Ведущий 1: Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Ребята, давайте покажем нашим гостям сценку 

“Пасхальный подарок”. (инсценировка сказки "Курочка Ряба")

Ведущий 1: (после фонограммы “крик петуха” из серии песен Раздобриной "Деревенские песенки")

- Жили-были в одной деревушке
Старичок со своею старушкой.
Дружно жили они, не тужили,
Вместе в церковь в субботу ходили.
Вместе пироги пекли,
Вместе хозяйство вели.


Бабка:

- Дед. ты печку затопил?
Сегодня я устрою пир!
Праздник Пасхи наступил!

Дед:

- Я уж выбился из сил:
Дров наколол, воды наносил,
Печку давно для тебя растопил!

Баба:

- Ай-да, помощник! И я не дремала:
Тесто поставила, клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог
В печку сажу я - поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшинчик налили.

Дед: - Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба:

- Ну, это беда не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда!

(выходит курочка Ряба с "золотым" яйцом)

Курочка Ряба:

- Здравствуй, дед! Здравствуй, баба!
Постаралась кура Ряба!
Я яичко вам снесла
Не простое, золотое
В праздник радостный Христовый!

Баба: - Дед, яйцо горит, как жар!

Дед: -Я подумал, что пожар!

Баба:

- Жалко красить золотое.
Пусть оно стоит такое!
А тебе, моя хохлушка,
Я зерна насыплю в кружку!

Дед:

- Ну, а я воды налью,
Тоже Рябу похвалю!

(кудахтающая курочка, дед и баба уходят, появляется мышка)

Ведущий 1: - Все бы ладно, но, детишки,
В доме том жила и мышка.
Она по полу бежала и яичко увидала.

Мышка:

- Что за странное яйцо?
Словно жар горит оно!
С ним немножко поиграю,
Лапкой трону, покатаю (роняет яйцо на пол, яйцо разбивается)

Мышка:

- Что же скажут дед и баба?
Мышке ноги делать надо (быстро убегает, входят дед и баба, замечают разбитое яйцо)

Баба: - Вот так горе. вот беда! Это мышка, Дед, она!

Дед:  Что же делать, как же быть?

Баба: - Будем, старый, слезы лить.

(входит курочка с корзинкой разноцветных яиц)


Курочка Ряба:

- Не плачь, баба. не плачь, дед!
Будет вкусный вам обед!
Принесла вам яички другие - не золотые, а цветные!

Дед и баба:

- Спасибо, хохлатушка, курочка Рябушка!
Курочка Ряба. Яйца катайте, в игры играйте, да Пасху встречайте!

Ведущий 1: Ребята, а давайте мы с вами с яйцами поиграем.

«Катание яиц». 
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо. У кого укатится яйцо дальше, тот и победитель.

СБЕЙ ПРИЗ.

Вокруг него на равном месте (на полу) раскладываются конфеты призы. Кто собъет приз, забирает его. Дети с расстояния 1м. На полу катят яйца в сторону конфет-призов, если яйцо заденет приз – игрок забирает его себе.

ВОЛЧОК.

На полу ребята крутят яйца. Игра проводится в парах. Чьё яйцо дольше прокрутится. Победитель награждается медалью «Крутой»

ДОЛБЯНКА.

Ребята становятся парами, стукаются крашенками между собой. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.

ЭСТАФЕТА С ЯЙЦАМИ.

Две команды по 6 чел. По команде на вытянутой руке нужно в ложке донести яйцо, не уронив. Обогнув стул и быстро вернуться, отдав ложку с яйцом другому игроку.

ПОСПЕШИ ВЗЯТЬ ЯЙЦО.

На полу разложены пять яиц. Играют шесть детей. Пока звучит музыка, дети танцуют вблизи яиц. Как только музыка прервется, дети должны успеть взять яйцо. Кому не достанется – покидает игру. Ведущий убирают одно яйцо, игра продолжается до победителя.

"Катание яиц навстречу друг другу". Еще одна игра с пасхальными яйцами. Играют на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Ведущий 1: Какие все молодцы! Какие все шустрые и веселые! Христос Воскрес, ребята! Христос Воскрес!

Ведущий 2: Одна из самых древних и добрых традиций - выпускать птиц на волю в честь Великого дня. Пушкин пишет:

Чтец:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью,

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!



Сердце с бедами свыкается –

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднуем семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить, и жить надеемся

Еще тысячу веков.

Соберемся, не рассоримся,

Есть надежда - будем жить!..

Пахнет терпкая акация,

Звон плывет в родном краю...

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою.

Ведущий 1: Дорогие ребята и взрослые, мы поздравляем Вас с наступившим Светлым Христовым Воскресением. Желаем здоровья, счастья, мира и добра.

Ведущий 2: Чаще радуйте своих родных и близких добрыми делами и поступками. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа!

(звучит пасхальная песенка «Христос Воскрес»)





Урок милосердия на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»

Цели:

- воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству;

- знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, с

произведениями русского музыкального фольклора;

- развитие умения внимательно слушать музыку, определять жанр музыки по

прослушанному фрагменту;

- формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного мышления, способности рассуждать, выделять главное, коммуникативных навыков.

Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой Слайд 1

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

- Подарите, ребята, друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу,

улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

И вот на такой позитивной ноте мы начинаем наш сегодняшний урок.

Вступительное слово учителя: Слайд 2 …

-Почти ежедневно на нашей планете происходит какое – то событие или шумит праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Сегодня мы с любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков.

Большинство русских праздников связаны с православием. Любите ли вы

праздники? О каких православных праздниках мы уже говорили на уроках

милосердия?

(Рождество, Крещение) Слайд 3 …..

Представьте себе такую картину: весна, апрель, за окном уже растаял снег, в

доме вкусно пахнет сдобным тестом для пирога, а на столе в широком блюде

уложены разноцветные яички. Какого праздника это приметы?

Как вы думаете, о каком православном празднике мы будем говорить на

сегодняшнем уроке милосердия?

Слайд 4 ..

- Верно, молодцы. Мы будем говорить о празднике Пасхи и его традициях.

Праздник Пасхи или праздник Светлого Христова Воскресения – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как вы думаете, почему?

- Попытаемся в течение нашего урока найти ответ на этот вопрос.

Проведем мы урок в форме устного журнала.

- Открываем первую страницу.

Слайд 5 …..


«Пасха - главный христианский праздник» (открывается под музыку)

- Перенесемся в далекое прошлое. (музыка)

Гора Голгофа… Здесь более двух тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса

Христа, Сына Божия, ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем. А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем, не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело, а тело приобрело новые, невиданные доселе свойства: Иисус мог проходить сквозь стены, появляться и исчезать. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны. Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель воскресший.

Итак, Иисус Христос умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек после смерти также может войти в Царствие Небесное.

Воскресение Иисуса означает победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.

Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Недаром наши предки

радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

3.Христосование

- После того, как окончится служба, верующие «христосуются» —

приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». А что же слышим мы в ответ? (Воистину Воскресе!)

4. Любой желающий может позвонить в церковные колокола.

- На Руси в праздничную неделю повсюду был слышен колокольный звон.

Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте

послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.

5.Пасхальные гуляния: люди катаются на качелях, пасхальные хороводы,

пляски, игры.

- В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

6.По дворам ходят волочебники.

- В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением

особых волочебных песен, исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.

(включить песню волочебников)

7. Дети играют в различные пасхальные игры с яйцом (привести примеры

игр)

- В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой

торжественной — ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи,

играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в

старину пользовалась игра «Катание яиц», чоканье яйцами

«Пасхальный стол»

- Придя домой, устраивали пасхальный пир. Сейчас мы узнаем о том, что

является главным угощением на пасхальном столе.

Детям, разделенным на группы, было дано домашнее задание.

1 группа – проект «Пасхальный кулич»

2 группа – проект «Пасха»

3 группа – проект «Пасхальное яйцо»

4 страница.

«Раскрась пасхальное яйцо»

- Теперь вы знаете, почему христиане стали раскрашивать пасхальные яйца в

разные цвета, в основном, в красный.

А сейчас вам предстоит выполнить творческую работу – раскрасить пасхальное яйцо.

Существует множество способов покраски яиц (слайды). Все покрашенные яйца можно разделить на три группы:

Крашенки – яйца, покрашенные в одни цвет.

Крапанки – покрашенные в крапинку.

Писанки – на них наносится какой – либо рисунок.

При росписи яиц широко использовались символы:

∙ - «точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.

☼ - круг, солнце, символ жизни

- елочка, символ здоровья

- рога – барашек – символ благополучия

Давайте проверим, все ли готово у вас для работы? (краски, кисточки, заготовки).

Итак, начинаем нашу работу.

Самостоятельная практическая работа, индивидуальные консультации

учителя.

Группы представляют свои работы.

1 группа – Наши яички красные, расписные и прекрасные!

2 группа –Наши яички – не просто объеденье, но и красивы на удивленье!

3 группа – Мы старались, рисовали, принимайте работу нашу, нет яичек в мире краше!

Учитель подводит итог творческой работы, хвалит детей. Раскрашенные

яички собираются в корзинки.

Итог урока, рефлексия.

- Давайте сделаем вывод: почему же Пасха для христиан является самым главным праздником? (Потому что Воскресение Христа показало победу жизни над смертью, добра над злом.)

- А теперь составим все вместе кластер по теме «Пасха».

А теперь мои дорогие пожелания для всех:

-Любите друг друга!

- Будьте добрыми!

- Будьте красивыми!

- Будьте здоровыми!


«Спеши делать добро»

Цель:

формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1. Воспитывать у младших школьников потребность творить добро.

2. Содействовать воспитанию доброты.

3. Формировать ценностные гуманистические ориентиры.

4. Вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

5.  Развивать  представление  учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку;  речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

       Ход занятия:

Организационный момент ( звучит песня « Твори добро на всей земле»).

   Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу. Нашу беседу хочу начать словами поэтессы Татьяничевой: «Делать людям хорошо – хорошеть самому».

    Ребята, а как вы понимаете слова: … «хорошеть самому»?  

Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Основная часть.

   Кто думает про себя, что он добрый?

     Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

I.Вопросы.

Что такое зло?  И  что такое добро?

Безразличие                                                      Милосердие

Агрессивность                                                  Любовь

Ненависть                                                         Сострадание

Зависть                                                             Сочувствие

Предательство                                                Сопереживание

Равнодушие                                                       Забота

Хамство                                                            Готовность прийти на

Эгоизм                                                                помощь

Обман                                                          Справедливость

Неуважение                                                Бескорыстие

II.Игра.

Давайте с вами поиграем. Я буду бросать мяч, тот кто поймает, тот читает пословицу и объясняет её смысл.

  1.  Доброе слово лечит, злое калечит.

  2.   Злой не верит, что есть добрый.

  3.  Доброта без разума пуста.

  4.  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  5.  Делай другим добро - будешь сам без беды.

  6.  Доброе дело питает и душу и тело.

  7.  Добрый человек в добре живёт век.

  8.  Худо тому, кто добра не творит никому.

  9.  Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

  10.  За доброго человека сто рук.  

  11.  Добрые умирают, да дела их живут.

Как вы понимаете слово «добрый»?

Что значит совершить доброе дело или добрый поступок?

III. Правила доброты (слайд).

  1.  Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

  2.  Прощать ошибки других.

  3.  Не жадничать.

  4.  Не завидовать.

  5.  Жалеть других.

  6.  Помогай другу в беде.

  7.  Умей с другом разделить радость.

  8.  Не смейся над недостатками друга.

  9.  Останови друга, если он делает что-то плохое.

  10.  Умей принять помощь, совет.

  11.  Не обманывай друга.

  12.  Относись к другу как к себе.

  13.  Умей признавать свои ошибки.

    Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

 IV.   Ситуации (слайд).

1. Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

2. Вам сделал добро человек, которого вы не любите. Чем ответите на его поступок?

Мудро поступают те люди, которые стараются вообще не делать зла другим. Они стараются оставить после себя след. Ведь доброе дело два века живёт. Лично для меня путеводителем служит вот это четверостишие: (слайд)

Я знаю аксиому

Главнейшую в судьбе

Не делай зла другому,

Не будет зла тебе.

    «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорили о таком человеческом качестве как доброта.

      Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку. На словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. (слайд)

Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

V.Сказка.

Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

-Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?»

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

-Каких птенцов?- спросил император.

-У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

-Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

-У вас доброе сердце, вы любите птиц, но  никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! –воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума- не лучше.

Задание.

Выберите пословицу, которая очень метко подходит к этой сказке.

  • «Доброе слово лечит, злое калечит.»

  • «Худо тому, кто добра не делает никому.»

  • «Доброта без разума пуста.»

  • «Ум без добра- плохо, но добро без ума- не лучше.»

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым, себялюбец- несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

  • Каким делает человека доброта?

  • Какой человек может быть добрым?

(ответы детей).

VI. Игра «Круговая беседа».

Давайте встанем в круг и поиграем. Будем передавать цветок, на котором написаны слова   «Я чувствую себя счастливым, когда …..»

Как много счастливых моментов есть в нашей жизни.

Итог.

   Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

   Ведь делать добро – это здорово!

Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг. В память о нашей беседе мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки» доброты.

«О себе, о дружбе, о друзьях»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «друг», «дружба»;

на примере прочитанных рассказов, пословиц, песен дать понятие о настоящей, бескорыстной дружбе;

показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: ноутбук, запись отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», запись песен «Улыбка», «Песня о дружбе», пословицы о дружбе, книги о дружбе, ручки, фломастеры, заготовки для игры «Цветок Дружбы», памятки «Законы дружбы», карточки для игры «Кто с кем дружит», словари С.И. Ожегова, заготовки лепестков ромашки, ладошки из цветной бумаги, презентация, клей карандаш.

Ход занятия

  1. Мотивация к деятельности.

Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, постарайтесь передать друг другу хорошее настроение.

  1. Просмотр мультфильма.

Начнем наше занятие с просмотра мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». Я предлагаю вам посмотреть отрывок и подумать, о чем мы сегодня будем говорить.

(просмотр мультфильма)

Как вы думаете, о чем мы поговорим?

Мы поговорим с вами о дружбе и друзьях. Тема нашего занятия «О себе, о дружбе, о друзьях»

(тема записана на доске)

Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе, и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники.

Друг- это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.

Друг- это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней.

Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе плохо.


  1. Ромашка.

У вас на партах лежат бумажные ромашки. Возьмите их. Серединка ромашки – это вы. Напишите своё имя. А лепестки – это ваши друзья. Напишите на лепестках имена ваших друзей.

(дети выполняют задание под песню «Улыбка»)

Покажите свои ромашки. Очень хорошо. Как много у вас друзей!


  1. Работа со словарем С.И. Ожегова.

А что означает слова «дружба» и «друг». Возьмите словари и найдите значение этих слов.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даны такие определения слов «дружба» и «друг».

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, который связан с кем-то дружбой.


  1. Подбор однокоренных слов.

Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к понятиям дружба и друг. Вспомните слова с корнем –друж- и –друг-.

(Дружба, дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)


Дружба – одно из самых важных чувств, испытываемых человеком.

Друзья, если они настоящие, - верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за вас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.

Так поступают взрослые. Но вы – дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба – это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой – это и есть настоящая дружба.


  1. Развивающее задание «Собери пословицу» (Работа в парах)


Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы. Давайте посмотрим, как вы знаете пословицы о дружбе и друзьях.

Задание называется «Собери пословицу». Каждая пара получает набор полосок, на которых записана часть пословицы. Задача: соединить части пословиц.

Не имей сто рублей – а имей сто друзей.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Нет друга ищи – а нашел –береги.

Дерево живет корнями, - а человек – друзьями.

Дружба не гриб – в лесу не найдешь.



Проверим, правильно вы составили пословицы. Читает каждая пара по очереди.

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, повеселиться, погрустить. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом по парте крепкая дружба.


  1. Игра «Я и мой друг»


Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них ( у каждого из вас карточка с ответами). Каждый из вас подчеркивает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Пара у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши)

Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)

На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)

Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)

Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)

Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)

Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)

Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)

Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)


Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.



Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!


  1. Законы дружбы.

Сейчас вы только учитель дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вы получаете памятки «Законы дружбы». Но это только некоторые из них, надеюсь, вы обязательно дополните их дополнительно. А пока зачитайте по очереди .

(Все дети получают памятки «Законы дружбы», читают по 1 закону вслух)

Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.

  2. Умей с другом разделить радость.

  3. Не смейся над недостатками друга.

  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

  5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

  6. Не обманывай друга.

  7. Не предавай своего друга.

  8. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.


Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

  1. Работа с выставкой книг.

Много книг о дружбе. Читая эти книги, вы приобретете себе еще и литературных друзей.

(показываю книги с рекомендацией прочитать их)

Показ книг с рекомендацией прочитать их:

Л. Воронкова «Солнечный денек», «Подружки идут в школу»;

А. Гайдар «Тимур и его команда»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

  1. Викторина «Кто с кем дружит»


Возьмите конверт викторина «Кто с кем дружит». Достаньте рисунки сказочных героев и наклейте на страницу тетради с.7 попарно, ответив таким образом на вопрос «Кто с кем дружи?»

Проверим вашу работу.

Доверчивый Буратино и …….(Мальвина)

Мальчик по имени Малыш и …..(Карлсон)

Маленький проказник Нильсон и ……(домашний гусь Мартин)

«Человеческий детеныш» Маугли и………(грациозная пантера Багира)

  1. Быть другом нелегко. Игра «Комментарий»

Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни.

Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий». На слайде записаны фразы на данную тему. Я читаю первую, желающий из вас комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по этому поводу. Затем ученик, комментировавший первую фразу читает вторую. Желающие комментируют.


Фразы для комментария

  • Не со всяким человеком хочется дружить.

  • Я думаю, настоящий друг – это тот, кто…

  • Мальчишки не умеют дружить с девчонками!

  • Говорят, друг познается в беде, а не в радости.

  • Друг мой – третье мое плечо.

  1. Игра «Цветок Дружбы»

Ребята, в ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.

(отзывчивый, честный, ленивый, хитрый, веселый, злой, внимательный, верный, добрый, жадный, обманщик, драчун)

Какой красивый цветок у нас получился! Прочитаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.

  1. Плакат «Сердце»

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда

Дружба настоящая сердцем проверяется.

И остается с нами навсегда.

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанные из бумаги ладошки с пожеланиями – себе, другу, классу. А откроем мы это сердце-кармашек на выпускном вечере в четвертом классе. Напишите пожелания и опустите свою ладошку в кармашек.

(звучит музыка)


Я предлагаю всем встать в круг. Все мы знаем, что огонь это тепло, жизнь. Возьмите каждый свечу и передайте ее друг другу, а вместе с ней тепло вашего сердца.

А закончить наше занятие мне хочется словами известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

и исполнить песню о дружбе.

(звучит песня)



Памятка «Законы дружбы»





















Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.

  2. Умей с другом разделить радость.

  3. Не смейся над недостатками друга.

  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

  5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

  6. Не обманывай друга.

  7. Не предавай своего друга.

  8. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.






«Моя семья»

Учитель: Степанюк Татьяна Александровна

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий « семья », «члены семьи », «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.

Ход урока

1. Психологический настрой

- Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло.

2. Сообщение темы урока . Постановка учебной задачи. Формулировка целей

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 7Я

- Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя семья » и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Моя семья ». О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы детей.

-Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?

3. Решение учебной задачи

Игра: «Расскажи о своей семье»

Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (дочь)

–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

Физкультминутка:

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

4. Самооценка

-Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?



-А теперь послушайте пословицу.

На что клад, когда в семье лад.

-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Дети: Лад – согласие.

-Теперь послушайте одну легенду.



В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

-Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы

- Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи , мой семейный альбом.

- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

Подготовьте дома вместе с родителями фотоальбом на тему «Моя семья» и принесите на следующее занятие.

5. Итог урока. Рефлексия

-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок ?

Ответы детей.

Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья ?

Ответы детей.

-Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

Нарисуем рисунок своей семьи. Мы оформим выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?

Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д.

-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство .

Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

-В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников , и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Заполни пропуски.

Сестра отца – . . . .

Хранительница семейного очага – . . . .

Наследник рода – . . .

Брат мамы – . . . .

Дитя родителей, но не сын – . . . .

Отец мамы – . . .

Сын брата – . . . .

Мама папы – . . .

Папин папа – это...

Внучка – это дочка сына или ...

Бабушка – это мама мамы или ..

Тетя – это сестра мамы или …

Дядя – это брат мамы или ...

-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

5. Итог урока. Рефлексия

-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок ?

Ответы детей.

Детям в течение занятия вручаются «смайлики».