ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционная карта на выполнение
Практического занятия № 20 по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: Система управления базами данных MS ACCESS.
Наименование работы: Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
Умения: Использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; создавать запросы по данным таблиц; создавать отчеты. Знания: Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; ОК: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Соответствие выполненных заданий предложенным образцам. |
Норма времени: 2 часа;
Условия выполнения: учебный кабинет;
Оснащение рабочего места: ПК, инструкционная карта, редактор базы данных СУБД Access;
Правила по технике безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены;
Литература: Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: «Академия», 2013г;
Уровни усвоения: 1 – 5 задания – 2 уровень
контрольное задание – 3 уровень
Система оценивания: применяется накопительная система оценки:
1 – 5 задания – 1 балл;
контрольное задание – 2 балла.
«1 балл» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом;
«0,5 балла» - задание выполнено полностью с небольшими недочетами и замечаниями;
«0 баллов» - задание не выполнено, либо выполнено неправильно.
«2 балла за контрольное задание» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом; при выполнении задания проявлены творческие способности студента. В тетради сделан конспект. Студент правильно ответил на контрольные вопросы
Теоретическая часть.
1.Запрос - это объект базы данных, позволяющий получить нужные данные из таблиц. Запрос представляет собой выборку данных, хранящихся в таблицах, или
инструкцию на отбор записей, подлежащих изменению. Наиболее распространенный тип запросов — запрос на выборку. Запрос на выборку отбирает данные из одной или более таблиц по заданным условиям, а затем отображает их в нужном порядке. Запрос можно создать с помощью мастера или в режиме Конструктора.
Создание запроса в режиме Конструктора:
Выбрать объект Создание – Конструктор запросов.
Выбрать таблицу, по которой будет создаваться запрос.
Выбрать поля, необходимые для создания запроса.
В строку отбора ввести запрос.
Выполнить команды Конструктор - Выполнить.
Создание запроса в режиме Мастера:
Выбрать объект Создание - Мастер запросов.
Выбрать таблицу, по которой будет создаваться запрос.
Выбрать поля, необходимые для создания запроса. Готово.
Практическая часть.
Задание 1. Модификация таблицы «Студенты».
1. Запустите программу СУБД Microsoft Access и откройте созданную вами БД «Моя база данных».
2. Откройте таблицу «Студенты» и проведите ее редактирование: во второй или третьей записях (в зависимости от вашего пола) измените фамилию на свою; скопируйте запись с фамилией «Орлова» на последнюю строку.
3. Произведите фильтрацию данных. Выберите всех студентов с именем «Андрей». Для этого поставьте курсор в поле с именем Андрей и выполните команды Главная – Фильтр. Оставьте галочку в записи с именем Андрей (все остальные галочки снять).
Верните обычный вид таблицы; для этого снимите фильтр Фильтр - Снять фильтр.
Выберите всех студентов специализации «Технолог». Снимите фильтр.
Добавьте в таблицу «Студенты» перед полем Специализация новые поля: Стипендия, Надбавка. Для этого сделайте текущим или выделите поле Специализация и выполните команду Вставка поле (правой клавишей мыши). Присвойте созданным полям соответствующие имена - «Стипендия» и «Надбавка».
Перейдите в режим Конструктор (Режим - Конструктор) и проверьте, а при необходимости измените типы данных созданных полей (созданные поля должны иметь числовой или денежный тип данных).
Вернитесь в режим таблицы (Режим - Режим таблицы).
Заполните поле Стипендия числовыми данными в размере 450 р.
Закройте таблицу «Студенты».
Задание 2. Произвести расчеты значений поля «Надбавка» в таблице «Студенты» созданием запроса на обновление. Надбавка составляет 35 % от стипендии.
1. Для заполнения поля Надбавка выберите объект - Запросы, вызовите бланк запроса командой Создание – Конструктор запросов.
В открывшемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите таблицу «Студенты» нажмите кнопку Добавить и закройте это окно, при этом к бланку запроса добавится Список полей таблицы «Студенты». По умолчанию откроется бланк запроса на выборку
2. В меню Конструктор выберите команду Обновление. Обратите внимание на изменения в бланке вида запроса (Сортировка изменилась на Обновление).
3. Из списка полей в бланк запроса перетащите поле, которое нужно обновить – Надбавка.
В строке «Обновление» введите расчетную формулу для заполнения поля Надбавка. Поскольку Надбавка составляет 35 % от Стипендии, в строке «Обновление» для расчета поля Надбавка наберите: [Стипендия] * 0,35.
Проведите Обновление по запросу, для чего запустите запрос на исполнение командой Конструктор - Выполнить (в виде восклицательного знака). Подтвердите выполнение запроса кнопкой Да в открывающемся диалоговом окне.
Сохраните запрос под именем «Надбавка».
Откройте таблицу «Студенты» и проверьте правильность расчетов. Если все сделано правильно, то поле Надбавка будет заполнено значениями 157,50 р.
Измените последовательность полей: поле Специализация поместите перед Стипендией.
Сохраните изменения в таблице.
Задание 3. Поиск повторяющихся записей по полю «Имя» таблицы «Студенты».
Выполните команды Создание – Мастер запросов - Повторяющиеся записи.
В качестве источника данных укажите таблицу «Студенты».
3. В следующих диалоговых окнах выберите поле, по которому будет происходить поиск повторяющихся записей – Имя. Далее
В качестве дополнительных полей выберите поля Фамилия и Специализация. В результате работы будут отобраны записи повторяющихся имен студентов, а к ним добавлены сведения о фамилиях и специализации студентов.
Сохраните запрос под именем «Повторяющиеся записи».
Задание 4. Запросы на выборку по условию.
1. Выберите из таблицы «Студенты» фамилии, имена и телефоны всех студентов, у которых фамилия начинается на букву «С».
2. Для этого в режиме Конструктор запросов создайте запрос на выборку.
3. Добавьте таблицу «Студенты».
4. Выберите из списка полей таблицы поля Фамилия, Имя, Телефон.
5. В строке «Условие отбора» поля Фамилия наберите условие - «С*» (символ * свидетельствует о наличии произвольных символов за буквой «С»).
Задайте сортировку по полю Имя
После запуска запроса на исполнение командой Выполнить произойдет отбор по условию.
Сохраните запрос под именем «Фамилия С».
Задание 5. Создать запрос на выборку по таблице «Студенты и задания» всех студентов, которые получили задания позже 20.03.04
Создайте запрос в режиме Конструктора по таблице «Студенты и задания».
Выберите поля Фамилия, Имя, Начальная дата.
В поле Начальная дата задайте запрос 20.03.04
Задайте сортировку фамилий по возрастанию.
Запустите запрос на исполнение.
Сохраните с именем «Начальная дата».
Контрольное задание. 1) По таблице «Студенты и задания» создать запрос на поиск повторяющихся записей по полю «Конечная дата».
2) По таблице «Студенты» создать запрос выборку всех студентов, обучающихся по специализации Технолог, задать сортировку фамилий по возрастанию.
Отчет по ПЗ.
Законспектируйте теоретическую часть в тетрадь.
Ответьте на контрольные вопросы.
Отчитайтесь преподавателю о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Как создать запросы в СУБД Access?
Что такое запрос на обновление.
Как создать запрос на Поиск повторяющихся записей?
Как создать запрос на выборку по условию?