СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система упражнений для совершенствования техники чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

.................................................

Просмотр содержимого документа
«"Система упражнений для совершенствования техники чтения"»

Система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.


I. Развитие чёткости произношения.

  1. Развитие речевого аппарата.

Развитие речевого аппарата осуществляется введением скороговорок, чистоговорок.

Образцы скороговорок:

Проворонила ворона воронёнка.

Саша шапкой сшиб шишку.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Мама мыла Милу мылом.

От топота копыт пыль по полю летит.

В зимний холод всякий молод.

Образцы чистоговорок:

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.


За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.


Параллельно с чистоговорками, скороговорками вводится работа по отработке произношения гласных и согласных.

Вначале учащиеся хором перед зеркалом тренируются в произношении гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

После отработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Сначала читаются первые десять согласных, затем последующие десять.

Разминка на уроке проводится таким образом: на доску выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, в виде соревнования по рядам.

Далее дети тренируются в произношении различного рода сочетаний гласных и согласных, например: аоуиэ, аиуоэ, уаиоэ; з-с-ж, ш-ж-с, г-к-х; б-п; же-че-ща; тра-тро.

Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электростанция, электрофикация, портфель. В январе, в январе много снегу во дворе.

Материал берётся из читаемых произведений, подбирается с учётом выявленных ошибок в произношении слов.

Для развития речевого аппарата можно использовать чтение слов со стечением согласных с помощью способа наращивания (в виде столбиков слогов и слов):

ру ра ле ро

дру гра хле тро

друг град хлеб трое

вдруг награда хлебный строю


2. Упражнения в чёткости произношения.

Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца (строфы), упражнений в дифференциации звуков и постановке ударения.

2.1. Дифференциация звуков.

Образец: С – Ш

  1. Вычленить звуки из слов.

  2. Сравнить звуки по артикуляции.

  3. Соотнести звуки с буквами.

  4. Дифференцировать их в слогах различных типов (чтение слоговых таблиц).

СА – ША – СО – ШО – СУ – ШУ

СО – СО – ШУ – СУ – ША – СА

СУ – СУ – СА – ША – СО – ШО


СА ША СА

ШУ СО СУ

СУШ САШ СОШ


  1. Дифференцировать в словах:

а) сопоставить по смыслу и звучанию:


споры - шпоры басня – башня сумел – шумел


б) поднять соответствующую букву:


принёс, пришил, спали, краска, рубашка и т.д.


в) найти в тексте слова и подчеркнуть буквы с, ш.


  1. Чётко повторить:

Шашки на столе, шишки на сосне. Куст шуршит – косой мимо спешит.


Для развития фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков можно использовать следующие упражнения:

а) Чтение слогов:

  • поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;

  • составить слоги с заданными звуками;

  • преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;

  • шифровка и расшифровка слогов.

б) Дифференциация звуков в словах, предложениях (на фоне уточнения звуковой структуры слова):

  • определить, какой звук в слове – П или Б, поднять соответствующую букву;

  • определить место звука в слове (начало, середина, конец);

  • работа со словами-паронимами;

  • записать слова в два столбика (Ж и З);

  • составление слов из разрезной азбуки;

  • назвать из текста слова с заданными звуками (или звуком);

  • придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;

  • добавить в предложения слова с заданными звуками;

  • придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.


2.2. Учимся произносить текст чётко, внятно, соблюдая знаки препинания.


Книги в суме / - в пути тягость, /

Книга в уме / - в пути облегченье.


Испокон века / книга красит человека.

2.3. Читай правильно диалог.


- Собака, / что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.


2.4. Покажи повышение и понижение голоса.


- Заяц, заяц, чем ты занят? 

- Кочерыжку разгрызаю. 

- А чему ты, заяц, рад? 

- Рад, что зубы не болят. 


2.5. Произноси правильно.


ща-ще Ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище.

Щёткой чищу я щенка.


ого, его У синего моря.

Эта страница зелёного цвета.

2.6. Проговори слово, выделяя голосом ударный гласный. Составь словосочетание (предложение).

з а´м о к – з а м о´к р у´к и – р у к и´

п о´л к и – п о л к и´ м е л о´к – м е´л о к


II. Упрочение звукобуквенных связей.

Для этого можно использовать:

  1. Упражнения, предложенные М. Монтессори, такие как обводка пальцем контура выпуклых букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, тот должен опознать её), тактильное опознание «наждачных» букв и т.д.

  2. Задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

  3. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

- дух бал-

воз- - раст бул- - ка

- чик бан-

  1. Игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»

  2. «Буква потерялась». Найди её.

ДУ-…

  1. «Какие слова можно составить из букв данного слова?»

СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ, и др.)

III. Автоматизация слогослияния.


1. Используется слоговая таблица. Учитель в случайном порядке называет слоги и предлагает детям максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его.

МА ОК ИМ БА СО АП ЕЛ МЕ АШ РИ АМ КУ ЛЕ

УМ МИ ГО ЛЕ ИЛ СА ПУ ОМ СУ ВЕ СИ ОК ПИ

КО АМ МУ БУ ЛИ БЕ АС ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО

ОС БИ ПА ЗО ХА ДИ РУ ВЕ ИЛ ЧУ

ША УК ИК ИР СО ОС

СЕ ПО АШ РО МИ АЛ


ЛОМ КАР КРА

КОЧ ПАЛ ПЛА

САР ПИЛ ПЛИ

ЧИЛ ГОР ГРО

ГОР СИЛ СЛИ

  1. Таблица со словами. Используется так же.

КУСТ КРАН

ТОРТ ПЛОТ

КРОВЬ СВЕТ

ПЛОТЬ БОРТ

КОСТЬ ДОЖДЬ

БАНТ СТАН

3. Слоговые таблицы можно использовать и по-другому.

а) Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. Учитель по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.


ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА камера, колесо, барыня, хорошо,

ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО сирота, канаты, вера, кора,

ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА раковина, гора, вино, пора,

КИ КА ГО НА БА РЕ берега, пара, дыра, сапоги,

ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА пироги, волосы, ворота,

СО ПО МУ НО НЯ ПИ высота, лимоны, лисица,

БЕ СИ РО ВО ЯБ МО яблоки, яблоня, мужики.


б) Дети читают слоги и составляют из них слова.

в) Читают слова и сопоставляют ряды слов.

ДАЙ БОЙ МОЙ ПО Можно сопоставить ряды слов:

ДАЛЬ МОЙ МОЛЬ КО бой – боль – больной;

ДАР ПОЙ НОЙ КИ май – майка;

КОНЬ МАЙ ВОЙ КА конь – коньки

ЗАЙ ЛАЙ КОЙ БОЛЬ мой – моль;

дай - даль


г) Чтение слов по подобию:

СОМ ДАША ПАПКА

К_ _ М _ _ _ Ш _ _ _ _

Л _ _ С _ _ _ Л _ _ _ _


д) Дифференциация сходных слогов:

СА – ЗА – СО – ЗО – СУ – ЗУ

СО – СО – ЗУ – СУ – ЗА – СА

СУ – СУ – СА – ЗА – СО – ЗО

ЗЯ – СЯ – ЗЮ – СЮ – ЗЫ – СИ и т.д.

Или слов

ТОМ – ДОМ

ТАМ – ДАМ

ТАЧКА - ДАЧКА


е) Чтение слогов со стечением согласных:

КРА ПЛИ ЗДРА

ПЛА ГРО СТРА

4. Чтение слогов по подобию с указанием гласных (или без указания гласного):

А О У Ы

С

З

Ж

Ш

Щ

5. «Прочитать слоги так, чтобы получились слова»:

ЛИ ЦА

ПО ЛИ НИ

ВА ЛЕСТ


ЕЛ

Р Е

Е З

П Л

А


РЯ КО

БОР ТО

ЗА БЕГ ПО ЛЯ

СЛОН ЛЕ


РИТЬ



ЗА ЖА ЛИ




ТЫЙ



РА

ЛУ БА

ГРЫ ЖА БО

ЛО КО

СА


IV. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

Учащиеся упражняются в подборе синонимов, антонимов, омонимов к словам из текста; уточняют значение многозначных и переносных слов.


V. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Учащимся предлагаются слова и словосочетания для чтения на определённое время.

1. Развитие внимания к окончанию слова.

Вода, водный; белый, бельё; родина, родной.

Красно – красный – красивый.

Чистого берега, у дальнего леса.

2. Развитие внимания к корню слова.

чистота – частота кот – кол

девушка – дедушка так – ток

булка – белка мука – муха

3.Чтение многосложных и мало употребительных слов.

Если детям предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано.

3.1. Для того чтобы помочь им прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем:

Зелёный – зеленел – зазеленела.

Бодрый – ободрился – приободрился.

Сельское хозяйство – хозяйственный – сельскохозяйственный.

3.2. Слова из текста выписываются на доску или отмечают в учебнике и, разобрав их слоговую структуру, отметив ударение, читают отдельно перед чтением всего текста. Иногда предварительную подготовку проводят не только с отдельными словами и словосочетаниями, но и с целыми предложениями, если в них встречаются несколько трудных для чтения слов.

4.Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса.

Работа над этими словами проводится перед чтением всего текста. Целостное восприятие слов, понимание их значения способствует последующему правильному прочтению их в контексте. В таких упражнениях некоторые дети нуждаются вплоть до 3-го класса.

5.Установочное чтение.

Для тренировок в правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика. Таким образом, у учителя складывается картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

6. Восприятие текста за определённое время.

С помощью карточек учащимся предлагаются слова для восприятия на время, чтобы они могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь. Упражнение проводится до чтения текста.

7. Тренировка зрительного восприятия букв (слов), дифференциация

- Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

се | се, ес, ес, со, со, се, ес, со, се, се, ос, ес.

ша | ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, па, ша, аш, ащ, аш.


где | дег, гед, где, гед, егд, где, гдо, гле, гед, где.

кот | ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто.


вода | одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, вада.

часы | уасы, часи, ачеы, часы, чосы, часы, сыча, часы, саыч.


8. Преобразование слов и тренировка зрительного восприятия.


ЗЛО ДНИ ЛБЫ ЖМУ СТАЛА

ДНО ПНИ СНЫ ЖНУ ВСТАЛА


ПАР – ПАРК ВАРИ – СВАРИ

ВОЛ – ВОЛК РОЗА – ГРОЗА

СОР – СОРТ КОТЫ - КОТЛЫ


ЛЁН ТУК ТОН

КЛЁН СТУК СТОН


РЕЧКА СОН КОТ

ГРЕЧКА СТОН КРОТ


9. Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот:

СПЕЛ, СЪЕХАЛ, СДЕЛАЛ, СЧИТАЛ, СПИСАЛ;

СПЕЛ, ЗАПЕЛ, ПРОПЕЛ, ДОПЕЛ, НАПЕЛ.


10. Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных:

ПРЯМО, ПРЯДИ, ПРЯНИК, ПРЯХА, ПРЯЖА;

ПРАВДА, ПРАВИЛО, ПРАДЕД, ПРАВЕДНИК, ПРАЗДНИК;

ПРОСТО, ПРОХОД, ПРОТЕСТ, ПРОПАСТЬ;

ПРУТ, ПРУТИК, ПРУЖИНА, ПРУДОВИК.

VI. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Разумеется, все упражнения проводятся не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

1. Упражнение, включающее целевую установку: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу понять его.

2. Чтение текста в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстром темпе. Кроме этого определяется, что нужно делать в зависимости от содержания текста.

3. Развитие зрительной памяти.

3.1. Игра «Я – фотоаппарат»

Детям предлагают представить себя фотоаппаратом, который может фотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Затем в течение нескольких секунд учащиеся внимательно рассматривают все предметы, находящиеся на письменном столе, закрывают глаза и перечисляют, что им удалось запомнить.

С помощью этого упражнения развивается не только память, но внимание.

3
.2. На рисунке представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек , им предлагается закрыть все рисунки и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем они должны сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее переходят к следующей строке. С двумя последними строками работают одновременно.














3.3. Сравнение картинок.

  • Сколько вы нашли различий?

  • Сравните похожие предметы?


4. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений.


5. Упражнение «Фотоглаз».

а) На прозрачной плёнке написаны (сфотографированы) столбцы четырёх-, пяти- и шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксируется: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли "представлено" такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке может и отсутствовать.

б) Включаются словосочетания из двух-трёх слов, состоящие из семидесяти букв, считая также пробел между словами, например: «новый дом»; «за два дня» и т.д.


VII. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.


  1. Упражнение «Губы».

Используется в целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча.

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палей левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже , а потом отменяется вовсе.

  1. Упражнение «Угадай».

Используется для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов. Оно усваивается в нескольких последовательных вариантах:

1) Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод…(-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).

2) Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещаются на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднения разрешается пользоваться ключом. Проверка правильности антиципации проводится после чтения.

3. Упражнение «Финиш».

Предлагается для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию.

а) Учитель называет текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов), до которого (которых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность: дети показывают ему заданное слово. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

б) Ставится задача читать текст до ответа на поставленный вопрос.

4. Упражнение «Буксир».

Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости учеников. Дети читают этот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя и на каком-либо слове. Дети должны одновременно с учителем остановиться, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку. Другой способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это изменение в тексте поднятием руки и внести поправку.

5. Упражнение «Молния».

Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по нескольку раз на каждом уроке чтения. При этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

6. «Жужжащее» чтение.

Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

7.Чтение при просмотре диафильма.

8. Требование дозированного чтения.

Учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания для самоподготовки, внеклассного чтения и для работы на уроке.

Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.


9. Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т.



Таблицы Степанищева А.Т.



Таблица № 3. Таблица № 4.

А

33

И

90

Д

22

4

Я

7

1

Л

10

Ч

Е

18

24

10

2

О

К

9

3

М

23

13

нет

нап

тик

луч

шеи

чая

яыч

чвс

сам

мли

пир

ирт

отр

тоб

бол

фцы

вуф

вна

пса

реп

яцч

суч

мкя

сеи

тшб













Таблица № 1 Таблица № 2

4

7

18

64

3

2

17

25

13

8

84

4

1

40

34

6

50

36

28

9

15

92

61

76

19

Ш

К

Х

Ч

Б

Ц

О

Д

Ж

Х

З

У

Ф

Р

Д

Ф

П

И

Н

Л

М

Г

В

С

Е







Для тренировок заготавливаются таблицы размером 7,5x5,5 см для каждого ребёнка. Сначала считывается таблица № 1 с одним знаком в квадратах (буква или цифра), а потом с двумя (таблица № 2) Затем три знака и, наконец, переходить нужно на таблицы со смешанными знаками одновременно. Каждый учащийся, глядя на квадрат в центре (красного цвета) считывает знаки, находящиеся сверху, снизу, справа, слева. Эти таблицы можно считывать и на других уроках (на математике). Работа ведётся до тех пор, пока ребёнок не выучился считывать в таблице все знаки. Время считывания одной таблицы от 1,5 до 2 минут. Скорость считывания была у всех разная – от 2 до 8 знаков за 2мин. Со временем она увеличилась в среднем на 2-4 знака.


10.Упражнения с таблицами Шульте, Швайко Т.Г.



Таблицы Шульте.



5

7

3


9

1

8


10

6

4


2
























1

16

3

6

20

8

19

11

10

13

4

9

15

18

2

14

5

12

7

17





15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3



Таблицы считываются за 10 секунд каждая. У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписана цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс), от 1 до 25 (2 и 3 класс). Ученик смотрит в центр таблицы и видит её целиком. Считывает её про себя, указывая карандашом цифры. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом.



Таблицы Швайко.



13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

15

34

17

25

20




































26

31

23

5

21

17

3

35

11

29

14

22

8

24

6

20

33

27

16

13

12

30

18

2

34

1

7

25

28

9

32

10

15

4

19



10

32

27

3

23

6

35

17

13

33

30

12

24

5

8

22

9

15

26

29

20

28

34

18

1

25

24

7

31

13

16

11

19

2

21



Цель работы с таблицами Швайко – это обучение вертикальному движению глаз. Таблицы считываются сверху вниз.

Упражнения, развивающие у учащихся скорость чтения.

1) Чтение с подсчётом слов (строчек).

Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.


2) Поиск в тексте заданных слов.


Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.


3)Чтение с полосками.


Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.


4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.


Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.


5) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.



  • Прочитайте короткие тексты, записанные в «мудрых деревьях», фиксируя взгляд трижды на каждой строке.


Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.


Притаиться, подождать у края — Что там делается на лесной поляне!


В полумраке рассвета приходят Невидимые лесные существа И там начинают По всей поляне Расстилать белые холсты.


  • Читайте текст как можно быстрее. Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.


В середине осени отыскать цветущие растения бывает нелегко. Но в особенно тёплую погоду всё же можно встретить некоторые. Среди них пастушья сумка, одуванчик, льнянка и другие. Обычно это одиночные, невысокие растения. Ярутка полевая порой даже уходит под снег с бутонами и цветками, а весной такой же и появляется из-под зимнего покрывала.


При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения.

Полезно выполнять следующие упражнения (подобных упражнений очень много в интернете):

  • читать перевернутые слова, читать зеркально отображенные слова (все слова лучше печатать), например:



  • вставлять в слова пропущенные буквы вместо черточек, например:

д-р-в- (дерево)

-с-оч--к (источник)

и т. п.

  • решать анаграммы.





VIII. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных, частей поговорок и диалогов.

1. Антиципация согласных.

Задача заключается в восстановлении возможных слов на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и мягкий знак дети добавляют произвольно.

Образец: буквы ЦЛ могут дать слова цель, целый и т.д.

буквы СЛсало, село, соль, сила, осёл и т.д.

2. Антиципация частей поговорок.

Сделал дело …

Тише едешь …

Дал слово …

3. Антиципация частей диалога.

  • Одолжи мне тонкую тетрадь.

  • ……………………………… (Возьми, пожалуйста.)

  • Спасибо, я тебе отдам.

  • ……………………………… (А где ты её купил?)

  • На углу напротив школы? Я там не видел тетрадей.

  1. Антиципация связного текста.

IX. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения данного раздела вырабатывают у детей практический навык использования различных частей речи. Лексический материал подбирается к изучаемому звуку и букве, к изучаемому произведению или к дифференциации. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

  1. Измените слова по образцу:

кленовые листья – листья клёна сделан из камня - каменный

городские улицы - … сделан из соломы - …

сосновый запах - … сделан из бумаги - …


разговор по телефону – телефонный разговор

плата за квартиру - …

сок берёзы - …

полотенце для кухни - …


ранить – раненый солдат крик журавлей – журавли кричат

услышать - … стук дятлов - …

раскрыть - … писк мышат - …


они кричат – я кричу надо чистить – я чищу

они молчат - … надо искать - …

они стучат - … надо читать - …


  1. Закончите слова в стихотворении:

Нарядился бык утёнк…,

Медвежонок – жеребёнк…,

Лань – орл…,

Жук – собачк…,

Гусь – слон…,

Грач – свинь…,

Червяк – мартышк…,

А индюк решил быть сразу

Льв…, слон… и дикобраз…

На весёлый карнавал

Только суслик не попал.

(А. Липатов)

  1. Кто больше подберёт слов-предметов к словам-признакам:

Прочный…, целебная…, серьёзна…

4. Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика:

ВЕСЬ СУТКИ ГЛУБОКАЯ СУП

ВСЯ УТРО ДУБОВЫЙ ЛУЖА

ВСЕ ВЕСНА БОЛЬШОЙ ВОЛОСЫ

ВСЕ ДЕНЬ РУСЫЕ ПРУД

ГОРОХОВЫЙ СТОЛ

5. Назовите черты характера героев сказок (рассказа).

6. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и скажите, какой он.

  1. Найдите в тексте слова-признаки (слова, которые обозначают действие). Объясните их значение.

  2. По действиям узнайте, о ком идёт речь:

Мычит…, лает…, летает…, жужжит…

  1. Игра «Кто больше?» (на время).

Учащиеся образуют имена прилагательные, глаголы и т.д.

  1. Распространение предложений путём введения прилагательных, наречий.

  2. Составление предложений с заданными предлогами.

  3. Выделение предлога как отдельного слова из предложения. Использование схем предлогов.

  4. Исправление деформированного предложения: вставить пропущенный предлог, исправить неправильно взятый предлог.

  5. Различение предлогов в речи, их дифференциация на слух.

  6. Образование сложных слов (по образцу):

листья падают – листопад

снег падает - …

разводит сады - …

  1. Объяснение значений слов в словосочетаниях, предложениях.

X. Упражнения, направленные на совершенствование правильности чтения.

Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.

1)Чтение строчек наоборот по словам.

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее ? вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.


Солнце и ветер.


Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Л.Н. Толстой


2) Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.


Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.


окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.


К.Д. Ушинский


3) «Заколдованное слово».


Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) ? справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.


Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.


Ворон и лисица


Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.


Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и


говорит:


- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по


твоему утсор да красоте только бы


тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,


если бы у тебя солог был.


Ворон лунизар рот и лаороаз, что было


мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и


тирогов:


Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,


быть бы тебе мёрац.


Л.Н. Толстой


4) Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова,а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.


Заботливый брат


На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и сталпить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.


По В. В. Вересаеву.


XI. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.


1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.


2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.


Нарек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.


И. Соколов-Микитов.


Очень страшная история. Доедая с маслом булку, Братья шли по___________,


Вдруг на них из__________


Пёс большой залаял_______.


Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас___________,


Чтоб в беду нам не_________,


Псу мы бросим булку в___


Всё окончилось прекрасно.


Братьям сразу стало____


Что на каждую_________




Надо брать с собою___________.


Д. Хармс.


Проверь, совпадают ли твои слова с теми, что были в стихотворении: закоулка, переулку, попасть, ясно, прогулку, пасть, гулко, напасть.


3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.


Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.


В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.


Л. Каминский.


4) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.

Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!