СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система упражненийпо предмету «Окружающий мир» для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка основана на понятии читательская грамотность и её составляющих. Вашему вниманию предлагается система упражнений по окружающему миру для формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Система упражненийпо предмету «Окружающий мир» для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы».»

Тема самообразования: «Система упражнений по предмету «Окружающий мир» для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы».

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – не простой, дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.  

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Группа читательских умений «Находить и извлекать информацию»

Задания, проверяющие читательские умения, связанные с поиском информации в одном или нескольких фрагментах текста, в разных текстах, а также умения определять наличие или отсутствие данной информации в тексте.

       Группа читательских умений «Интегрировать и интерпретировать информацию» Правильное выполнение заданий этой группы требует глубокого погружения в текст, соединения отдельных сообщений друг с другом, извлечения из текста такой информации, которая не сообщается напрямую, установления скрытых смысловых связей. Для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, факты и мнения, кратко формулировать основные мысли.

Группа читательских умений «Оценивать содержание и форму текста» Умения этой группы требуют от читателя способности «взглянуть на текст со стороны», осмыслить и оценить прочитанное, соотнести информацию текста с собственными знаниями и опытом. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов и личного опыта. Серьезной работы читателя требует оценка полноты, достоверности информации, выявление противоречий, содержащихся в одном или нескольких текстах. Особую трудность представляет анализ формы текста, понимание назначения элементов текста, соотнесение использованных приемов с авторским замыслом.

Ученики начальных классов испытывают трудности: в нахождении в тексте конкретных сведений, представленные, как в явном, так и в неявном виде; в связывании информации из разных частей текста, в том числе визуальной (фотографии, рисунки) в целостное сообщение; в установлении последовательности событий; причинно-следственных связей; интерпретации информации из текста; использовании текста для доказательства своего мнения; понимания иносказательного смысла сообщения; выделении главного, определении основной мысли и темы высказывания; использования информации из текста для размышления о других ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.

  Из определения следует, что читательская грамотность - основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей. Основы читательской грамотности формируются в начальной школе. А это умения: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации.

    При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е.  овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью. 

Для того чтобы быть успешным в обучении, ребёнок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять главное от второстепенного, проверять факты, анализировать, обобщать и переносить на собственный опыт. Ученику необходимо осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, поэтому уже в начальной школе необходимо уделять большое внимание развитию у детей навыков понимания, рефлексии и использования полученной информации.

«Читательская грамотность» является составляющей частью – одним из важнейших компонентов «функциональной грамотности». Читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира. Текстовая подача информации традиционна для большого количества школьных предметов. На уроках окружающего мира она может иметь форму занимательных рассказов с описанием проблем или возможностей человека, связанных с законами природы, а также – небольших научных или научно-популярных статей. Дети учатся воспринимать текст, выделять в нём главное. Окружающий мир – это предмет, где ученики получают информацию, в основном сталкиваясь с научно-познавательными текстами. В дальнейшем учебный курс «окружающий мир» имеет выход в средней и старшей школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание, физика, химия. Поэтому важно, чтобы ребята умели работать с научной статьёй и начинать это нужно со ступени начальной школы. Необходимо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неверно осмыслен и понят весь материал.

В начальных классах на уроках окружающего мира можно развить читательскую грамотность не только на примере работы с текстами, но и с другими видами представления информации, так как в современных учебниках по этому предмету детям предлагают работать также с таблицами, графиками, картами и др.

В современном мире дети сталкиваются лицом к лицу не только исключительно с текстовой информацией: ежедневно ребенок встречает различные знаки и символы (дорожные знаки, обозначения в метро и пр.), таблицы (прогноз погоды, расписание и пр.), карты (карты города, компьютерные игры и пр.). Умение анализировать данную информацию и пользоваться ею поможет детям не только успешно проходить процесс обучения в школе, но и далее в университете, где характер обучения кардинально меняется; при устройстве на работу, а также для общего успеха в жизни.

Многие задания на уроках окружающего мира помогут развить и другие виды функциональной грамотности. Например, работа с таблицами, графиками и диаграммами позволит улучшить и навыки математической грамотности; проектная деятельность может усовершенствовать навыки глобальных компетенций и креативного мышления. Выбранная область – окружающий мир – работа в этом направлении в целом формирует взгляды в области естественно-научной грамотности.

В систему упражнений для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир» были выбраны четыре направления.

1. Работа с текстом

Базовым элементом читательской грамотности у школьников является их умение работы с текстами – это преобладающий вид представления информации. На уроках дети в основном сталкиваются с уже переработанной учителем информацией: объяснение материала, наводящие вопросы и пр. Зачастую ребенок не может самостоятельно вычленить нужную и отбросить второстепенную информацию.

Для оценки уровня владения ребенком навыками работы с текстом необходимо проанализировать совершённые им читательские действия:  умение находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста,  умение использовать информацию из текста. Важно, чтобы ребёнок умел оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач. Поэтому тематика текстов составляется с учётом современной информационной среды и потребностей социума, что позволит оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями.

Работа по формированию навыков читательской грамотности начинается уже с первого класса.

Узнай животное по описанию.

– У меня вытянутая форма головы, крупные глаза, широкие ноздри и большие, заострённые, подвижные уши. Догадался, кто я?

– Ноги у меня высокие, стройные, поэтому я быстро бегаю. Хвост состоит из длинных волос. Обладаю длинной гривой. Кто же я?

Правильно, лошадь. Я домашнее или дикое животное?

Прочитай про меня информацию: «Лошадь – млекопитающее животное отряда непарнокопытных семейства лошадиных. Предком домашней лошади считается дикая лошадь тарпан. Лошадь была одомашнена более 6 тысяч лет назад. Сегодня выведено около 200 различных пород. Есть верховые породы, упряжные, тяжеловозные и другие».

Выполни задание. Максим и Ева захотели прикрепить к своей форме несколько светоотражателей. Каждый взял по три штуки. Ребята решили, что на одном элементе одежды будет только один отражатель. Максим решил не прикреплять ничего на ботинки. Ева прикрепила один на гольфы, другой – на туфлю. По одному отражателю ребята наклеили на рукав пиджака. С помощью цветных карандашей отметь на рисунке, куда каждый из ребят прикрепил свои светоотражатели.

Логически-поисковые упражнения.

1. Найди «лишнее» слово из списка, дай объяснение выбору (устно).

Москва, Челябинск, Минск, Санкт-Петербург;

– насекомые, рыбы, звери, птицы;

– пищевод, желудок, сердце, кишечник.

2. Найди «лишнее»:

– головной мозг, спинной мозг, нервы, сердце;

– яблоко, яблоня, осина, береза;

– доброта, смелость, трудолюбие, справедливость, лень.

3. Упражнения на группировку и систематизацию знаний (обобщить несколько слов одним понятием или термином):

– раздели растения на группы, объясни принцип деления;

– раздели географические названия на группы, объясни принцип деления;

– носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие – это…

4. Упражнения на нахождение закономерности:

– построение пищевых цепочек;

– анализ таблиц, схем, графиков.

Упражнение «Составь паспорт» можно проводить:

– для систематизации, обобщения полученных знаний;

– для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;

– создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Этот прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану может быть использован для создания характеристик полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма.

2. Работа с таблицами

Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу и пр.

В качестве примеров табличного представления информации на уроках окружающего мира можно привести таблицы наблюдения за погодой (температура, ветер, осадки и пр.); типы флоры и фауны, обитающих на разных континентах и пр.

Для обучения детей навыкам работы с таблицами был разработан ряд упражнений. Например, по теме «Планеты Солнечной системы» (4 класс).

– Изучи сведения о планетах Солнечной системы, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Диаметр экватора планеты

Температура на поверхности планет

Меркурий

58000000 км

4879 км

 

Венера

108000000 км

12104 км

 

Марс

228000000 км

6792 км

 

Земля

149500000 км

12756 км

 

Юпитер

778000000 км

142964 км

 

Сатурн

1426000000 км

120536 км

 

Нептун

4495000000 км

49528 км

 

Уран

2887000000 км

51118 км

 

– Выполни задания:

1. Подпиши название планет на схеме.

2. Отметь верные высказывания:

Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

Венера расположена ближе всех к Солнцу.

Уран находится между Сатурном и Нептуном.

Марс – пятая планета от Солнца.


3. Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:

Земля расположена между ___________ и _________________.

Марс расположен дальше от Солнца, чем _________________.

Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

По величине ____________ – самая маленькая из планет.

4. Пользуясь различными источниками информации, заполни недостающие столбики таблицы и узнай, почему на планете Земля возможна жизнь.

5. Используя данные таблицы, составь верные и неверные высказывания о планетах Солнечной системы.

3. Работа с диаграммами и графиками

Другим доступным для учащихся средством графического изображения данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей и способствующие выявлению закономерностей. К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Работа с диаграммами позволяет учащимся наглядно рассмотреть понятие «части» и «целого» – визуально представить и понять то, что зачастую кажется неочевидным. Кого и насколько в школе больше – мальчиков или девочек? Сколько видов рыб, птиц, растений и животных? Наглядность – необходимый элемент в изучении любого предмета.

Для анализа динамики явлений удобно использовать различного вида графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах. Как изменяется температура в течение года и можно ли ее предсказывать? Дети смогут самостоятельно пробовать отвечать на свои вопросы, составляя графики.

Упражнение «Исследование в форме наблюдения»

Провести наблюдения за погодой в течение 7 дней – утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. Результаты записать в таблицу.

Дата

Температура воздуха

Облачность

Влажность воздуха

Осадки

Ветер

Давление

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Ответить на вопросы:

За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

В какой день была наибольшая/наименьшая температура воздуха за указанный промежуток времени.

Когда и какой вид осадков наблюдали за указанный промежуток времени.

Когда наблюдали облачность, ее изменения в течение суток.

Атмосферное давление и его изменение.

Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

4. Работа с картами и планами

В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Учебный предмет «Окружающий мир» в начальной школе – основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт и планов, информации, сконцентрированной на карте, – одна из главных возможностей этой дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений.

Учащиеся знакомятся со множеством понятий, которые пригодятся им в будущем, а также учатся самостоятельно читать различные знаки, символы и условные обозначения, которые помогают наглядно и быстро предоставлять информацию. Карты и планы – одни из новых видов предоставления информации для детей, следовательно, необходимо уделить особое внимание формированию умений по их чтению и изучению.

Рубрика «Поработай с картой»

Перед тобой карта Челябинской области.

1.Подпиши названия областей, с которыми граничит Челябинская область. Подпиши названия.

2 . Используя географическую карту Челябинской области, выбери 10 городов Челябинской области и запиши их названия в алфавитном порядке.

3.Работа по карте Челябинской области. Запиши «Самый…»

-Северный город___________________________________,

-Южный город___________________________________,

-Западный город___________________________________,

-Восточный город___________________________________,



4. Проектные работы

Для эффективного обучения необходимо дать учащимся не только навыки анализа и применения знаний, но и научить их самостоятельно доносить другим важную информацию. Зачастую дети, даже зная ответы на некоторые вопросы, не могут четко их сформулировать.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в следующих классах: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Для уроков окружающего мира нами нужно использовать проектные работы, например, один из них.

 Коллективные проекты «Человек-творец культурных ценностей» (4 класс)

Цель: формирование уважительного отношения к населенному пункту, в котором проживают дети, к культуре, истории и современной жизни

Планируемые предметные результаты:

– рассказывать об основных достопримечательностях города Челябинска;

– пользоваться картой города для нанесения на нее выбранных достопримечательностей города;

– отбирать материал для презентации;

– научиться пользоваться генератором QR-кодов;

– определить правила поведения во время экскурсии по городу.

Этапы работы над проектом

1 этап

Ученице 4 «Б» класса Кате пришло письмо от брата, в котором он сообщает о своем приезде и просит познакомить его с некоторыми достопримечательностями Челябинска.

Среди одноклассников был проведен опрос: какие объекты Челябинска наиболее известны и интересны.

Принято решение составить маршрутный лист экскурсии по центру нашего города.

2 этап

Каждый ученик класса индивидуально подготовил устное сообщение или презентацию об интересном для него объекте Челябинска.

Работая в группах, ребята составили рейтинг интересующих их объектов.

Сообщения, вызвавшие наибольший интерес, обсудили всем классом.

Выбрали объекты для посещения.

3 этап

Информация в каждом сообщении была отобрана и сформулирована в 2-3-х предложениях.

Текст был зашифрован при помощи генератора QR-кода.

4 этап

Повторили условные знаки, познакомились с расположением улиц на карте.

Нанесли номера объектов на карту.

5 этап

Разработали правила поведения во время экскурсии по городу, а также при посещении музеев и театров.

Составили памятку «Как сберечь памятники для следующих поколений».

На оборотную сторону карты вставили QR-коды нанесенных объектов и правила поведения во время экскурсии.

6 этап

Оформили буклет.

Передали его для Катиного брата из другого города.

Поделились информацией с учащимися других классов.

Запланировали создать видеоэкскурсию по городу.

Таким образом, приёмы и упражнения, используемые на уроках окружающего мира, помогут обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, что необходимо при изучении различных учебных предметов. Ценность рассмотренных заданий заключается также в возможности их трансформации под цели конкретного урока.

Использование различных методов и приёмов способствует формированию читательской грамотности, уроки окружающего мира становятся более интересными, живыми. Разнообразие заданий привлекает внимание детей, а главное развивает интерес к научно-познавательным текстам, с которым они перейдут в старшие классы.


Список литературы

1. Молокова А.В. Формирование читательских умений в информационно-образовательной среде начальной школы. Ученые записки ИУО РАО 2(71) 2019.

2. Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266

3. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 28 с. – 200 экз. (Факты образования № 2(25)).

4. https://rosuchebnik.ru/material/moskva-stolitsa-rossii-kak-moskva-stroilas-1376/

5. https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf