СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система внеурочной деятельности (с 5 по 9 классы). Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» для 5 - 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система внеурочной деятельности (с 5 по 9 классы). Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» для 5 - 9 классов»





АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

«ГОРОД МАХАЧКАЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 38»

Ул. Ю. Акаева, 13, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 62-49-53 e-mail: [email protected] ОГРН 1060562005701, ИНН/КПП 0562062943/057201001, ОКПО 49166410








Система внеурочной деятельности (с 5 по 9 классы).

Рабочая программа кружка

«Литературная гостиная» для 5 - 9 классов





Тип программы: образовательная программа

по конкретному виду внеурочной деятельности

Направление: художественно - эстетическое

Срок реализации: 2021-2022 год

Возраст участников: 11-16 лет

Количество часов по учебному плану: всего 34 часов, в неделю 1 часа










Рабочую программу составила:

Мирзоева Людмила Сейфутдиновна



1. Пояснительная записка.

Общая характеристика курса.

Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В программе также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, программа разработана с учетом «Регионального списка 100 книг».

Данная программа дополнительного образования рассчитана на пробуждение у учащихся интереса к чтению. Кружок «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Программа является одной из программ, способствующих углубленному изучению творчества русских и зарубежных авторов, обращению к вопросам истории, музык, живописи, а, следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа и знакомства с культурой и искусством зарубежных мастеров литературы, музыки, живописи.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В наше время возрождается интерес к терапии искусством, в том числе к библиотерапии – терапии книгой. Сущность этого метода заключается в том, что читая правильно подобранную книгу, человек отреагирует накопленное эмоциональное напряжение, может по-новому взглянуть на свою проблему, найти выход из казавшейся неразрешимой жизненной ситуации.

Актуальность программы обусловлена стремлением помочь детям глубже усвоить школьную программу, и в то же время расширить круг чтения детей. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные компьютером, не читают, книга проходит мимо тех, кому она так необходима. Необходимо заинтересовать литературой вообще, привносить в неё опыт собственного восприятия, чувств, переживаний. Необходимо развивать у ребят высокий художественный вкус, творческую самостоятельность. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми.

Главной идеей программы литературного кружка является практическая направленность. В связи с этим акцент сделан на практические занятия, исследовательскую деятельность, творческие мастерские, выпуск альманаха, участие в театрализованных представлениях, экспресс – концерте.

Новизна программы. Оставаясь в русле традиций литературного образования, программа стремится активизировать творческие способности детей, стимулировать исследовательскую деятельность, уточнить и развить важные теоретические знания, освещенные в учебниках. Обучение в рамках дополнительного образования дает возможность включить различные формы деятельности, в том числе внеурочные формы, внешкольные мероприятия, сформировать познавательный интерес, связать обучение с практической деятельностью.

Работа по данной программе призвана не только развивать творческие способности ребенка, но и прививать необходимые нормы общения подростков друг с другом.

Основными целями и задачами курса являются:

- развитие творческих способностей подростков

-формирование грамотной всесторонне развитой личности

-знакомство с культурой и искусством русского народа, культурой и искусством родного края

-вырабатывать нормы культурного общения подростков между собой

-формирование навыков выразительного чтения

-формирование навыков составления сценариев мероприятий

Цель программы - ознакомление подрастающего поколения с произведениями отечественных и зарубежных писателей, связанные с традиционными программами по литературе для 6-х классов и произведениями, которые входят в круг чтения современных подростков.

Главные цели занятий курса:

1. Создать на практике условия для реализации читательских умений.

2. Расширить литературно-образовательное пространство учащихся.

3. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Задачи программы:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру

9. Создать у учащихся навык решения практических задач в « Творческих мастерских», развить навыки аналитического мышления; развивать память.

10. Установить взаимопонимание между детьми, учить их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.

11. Развивать творческие способности подростков.

12. Вырабатывать нормы культурного общения подростков между собой.

13. Формировать навыки выразительного чтения.

14. Формировать навыки составления сценариев мероприятий.

Формы и режим занятий. Программа ежегодного курса обучения составлена из расчета 34 часов за учебный год, по 1 часа в неделю. Формы организации занятий носят практико – ориентированный характер: литературные игры, конкурсы – кроссворды, путешествия по страницам книг, проекты.

Целевая установка данной программы – личностно-ориентированная, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, на воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик – читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или спе­циализированный, предполагает удовлетворение по­знавательных интересов учащегося, расширение его информированности.

Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. В основу программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего обучения:

- Личностно – ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

- Культурно – ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировачной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

- Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности к учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

- Обучение литературной деятельности в рамках дополнительного образования дает возможность использовать различные формы деятельности, в том числе внеурочные формы, внешкольные мероприятия.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через художественное произведение представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В ходе реализации программы ученики научатся:

-видеть прекрасное в окружающем мире;

-более полно узнают сведения о жизни и творчестве поэтов и писателей, в том числе, калининградских поэтов и писателей;

-приобретут навыки выразительного чтения;

-освоят азы актерского мастерства;

-научатся эстетично оформлять сообщения, литературные бюллетени;

-научатся самостоятельно добывать необходимую информацию;

-научатся составлять проекты и сценарии.
























2. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.


ПЯТЫЙ КЛАСС

п/п

Критерии

Показатели

Инструментарий диагностического средства

Срок проведения

1.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета


– чувство прекрасного;

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Диагностический инструментарий:


- инсценирование, ролевые этюды

- мини-сочинения

- игры-викторины

- выставки рисунков, творческих работ, проектов.

- выпуск литературной газеты

- читательская конференция

- устный журнал

- театрализованное представление

- конкурс чтецов




В течение месяца














2.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом).

Средством развития познавательных УУД служит технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Средством развития коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения

представление по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»


Конкурс Небылицы». Творческая мастерская


Театрализованное чтецов к 200 – летию Отечественной войны 1812 года


Устный журнал «Эта хрупкая планета»


Литературная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне.


Проект на тему: «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы»


Научная фантастика. Деловая игра «Издательство». Выпуск школьной «Литературной газеты». Творческая мастерская


Конкурс чтецов на тему «Стихи о прекрасном и неведомом»


«Строим наш мир». Творческая мастерская


«Дети и война».Читательская конференция

Устный журнал на тему: «Язык мой – друг мой», посвящённый славянской письменности


«Гусиное перо». Творческая мастерская.


Выпуск школьной литературной газеты


Мои проектные работы - 1 ч.



Октябрь, декабрь, февраль, апрель.

3.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в познавательной деятельности, приобретаемая и закрепляемая в процессе освоения учебного предмета:


- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

- сопоставлять художественное произведение и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Использование реферативной формы работы (исследовательской работы)


Публичные выступления,

конкурсы, презентации,

инсценирования.


Выпуск школьной «Литературной газеты»


Творческие мастерские


Творческий отчет

«Мои проектные работы»


Инсценирование, ролевые этюды

Мини-сочинения


Игры-викторины

Выставки рисунков, творческих работ, проектов.



в течение года




апрель




в течение года



в течение года



май


в течение года



в течение года


в течение года


в течение года



ШЕСТОЙ КЛАСС

п/п

Критерии

Показатели

Инструментарий диагностического средства

Срок проведения

1.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета


- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении;

- формировать уважение к истории;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- формирование осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентация в системе моральных норм.

Диагностический инструментарий:


- инсценирование, ролевые этюды

- мини-сочинения

- игры-викторины

- выставки рисунков, творческих работ, проектов.

- выпуск литературной газеты

- проекты

- спектакли

- праздники





В течение года














2.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- самостоятельно ставить новые цели урока;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решение в проблемной ситуации.


Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- излагать содержание прочитанного текста;

- строить рассуждения.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение;

- обобщать понятия;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться различными видами аудирования;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.


Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- пользоваться монологической и диалогической формами речи;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Составление былин. Творческая мастерская.


Проект на тему: «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала

XXI века»


Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.


Спектакль «Миф о возникновении календаря» , «Бегство Хатхор в Нубию»


Литературно – музыкальная композиция «Весёлое лукавство ума» по творчеству И. К. Крылову.


Мультмедийная презентация по прочитанным произведениям.


Спектакль «Приветствую тебя, пустынный уголок!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка»)


Литературный праздник на тему: «Любимые страницы романа А. С. Пушкина «Дубровский»


Проект (поэтический вечер – презентация)на тему: «Страна высоких вдохновений»


Литературный вечер, посвящённый славянской письменности.


Твоя поэтическая антология. Творческая мастерская.


Проект «В каждом предмете есть своя душа»


Проект (литературный праздник) на тему: «Путешествие по стране Литературии»


Выпуск школьной «Литературной газеты»




Октябрь,

декабрь,

февраль, апрель.

3.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в познавательной деятельности, приобретаемая и закрепляемая в процессе освоения учебного предмета:


Предметные знания:

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- знать отличительные признаки стихотворной речи;

- знать изученные теоретико-литературные понятия;

- сон как художественный приём;

- мистика как способ отражения действительности;

- жанры: баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- знать жизнь сказки в эпосе и лирике;

- приёмы создания героического характера;

- отличие мифа от сказки.

Предметные умения:

- уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- уметь использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- уметь различать перевод и переработку художественного произведения;

- уметь анализировать литературное произведение;

- понимать смысловую нагрузку эпиграфа;

- уметь различать эпическое и драматическое произведения;

- уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях;

- уметь анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;

- уметь сопоставлять произведения;

- уметь различать героический эпос, былину и миф;

- читать выразительно наизусть стихотворение;

- уметь определять стихотворный размер;

- уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;


1.Публичные

выступления, конкурсы,

презентации.

2.Творческие мастерские

3. Творческий отчет. Выпуск школьной «Литературной газеты»

4. Использование реферативной формы работы (исследовательской работы)

5. Инсценирование, ролевые этюды

6. Мини-сочинения

7. Игры-викторины

8. Выставки рисунков, творческих работ, проектов.

9. Проекты

10. Спектакли

11. Праздники


В течение года

СЕДЬМОЙ КЛАСС


п/п

Критерии

Показатели

Инструментарий диагностического средства

Срок проведения

1.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета


- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении;

- формировать уважение к истории;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- формирование осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентация в системе моральных норм.

Диагностический инструментарий:


- инсценирование, ролевые этюды

- мини-сочинения

- игры-викторины

- выставки рисунков, творческих работ, проектов.

- выпуск литературной газеты

- проекты

- спектакли

- праздники





В течение года














2.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- самостоятельно ставить новые цели урока;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решение в проблемной ситуации.


Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- излагать содержание прочитанного текста;

- строить рассуждения.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение;

- обобщать понятия;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться различными видами аудирования;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.


Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- пользоваться монологической и диалогической формами речи;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Проект на тему: «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века». Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) Составление былин. Творческая мастерская.

Литературно-музыкальная композиция по сказке Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Все дороги ведут к людям».

Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX - XX века» - 1 ч.

Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне ( игра – экскурсия).

Литературная гостиная. Проект «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей».

Защита проектов по теме «Круг моего чтения».


Октябрь,

декабрь,

февраль, апрель.

3.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в познавательной деятельности, приобретаемая и закрепляемая в процессе освоения учебного предмета:


Предметные знания:

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- знать отличительные признаки стихотворной речи;

- знать изученные теоретико-литературные понятия;

- сон как художественный приём;

- мистика как способ отражения действительности;

- жанры: баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- знать жизнь сказки в эпосе и лирике;

- приёмы создания героического характера;

- отличие мифа от сказки.

Предметные умения:

- уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- уметь использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

- уметь различать перевод и переработку художественного произведения;

- уметь анализировать литературное произведение;

- понимать смысловую нагрузку эпиграфа;

- уметь различать эпическое и драматическое произведения;

- уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях;

- уметь анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;

- уметь сопоставлять произведения;

- уметь различать героический эпос, былину и миф;

- читать выразительно наизусть стихотворение;

- уметь определять стихотворный размер;

- уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;


1.Публичные

выступления, конкурсы,

презентации.

2.Творческие мастерские

3. Творческий отчет. Выпуск школьной «Литературной газеты»

4. Использование реферативной формы работы (исследовательской работы)

5. Инсценирование, ролевые этюды

6. Мини-сочинения

7. Игры-викторины

8. Выставки рисунков, творческих работ, проектов.

9. Проекты

10. Спектакли

11. Праздники


В течение года





Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения кружка «Литературная гостиная» в 8 - 9 классах

Личностные и метапредметные результаты

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в познавательной деятельности, приобретаемая и закрепляемая в процессе освоения учебного предмета.

Предметными результатами изучения кружка «Литературная гостиная» является сформированность следующих умений:


РАЗДЕЛ 1 «ВВЕДЕНИЕ»

Обучающийся научится:

понимать термин «проект»

Обучающийся получит возможность научиться:

исследовать деятельность через знакомство с работами учащихся.

РАЗДЕЛ 2 «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА»

Обучающийся научится:

понимать термин «проект»

Обучающийся получит возможность научиться:

исследовать деятельность через знакомство с работами учащихся

РАЗДЕЛ 3 «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, ИЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 70-90-Х ГГ.»

Обучающийся научится:

понимать термин «проект»

Обучающийся получит возможность научиться:

исследовать деятельность через знакомство с работами учащихся

РАЗДЕЛ 4 «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ «НОВОЙ ВОЛНЫ»»

Обучающийся научится:

понимать термин «проект»

Обучающийся получит возможность научиться:

исследовать деятельность через знакомство с работами учащихся

РАЗДЕЛ 5 «ПОСТВАМПИЛОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ»

Обучающийся научится:

понимать термин «проект»

Обучающийся получит возможность научиться:

исследовать деятельность через знакомство с работами учащихся





3. Содержание курса.

Учебно-тематическое планирование

ПЯТЫЙ КЛАСС

Раздел 1. Устное народное творчество (1 ч.)

Божества славянского язычества.

Теория -1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о языческой вере людей Древней Руси в божества славянского язычества.

«Небылицы». Творческая мастерская. Публичный отчёт. - 1 ч.

Раздел 2. Сказка и фантастика (6ч.)

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Теория – 1ч.

Цели: формировать представление о поэме как литературном жанре, о сказочном и фантастическом в волшебной сказке о связи литературы с фольклором.

Театрализованное представление по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Публичный отчёт. - 3 ч.

Н.В. Гоголь «Портрет».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о реалистической фантастике как способе художественного изображения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о последствии поступка человека для будущего

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать преставление об ответственности ученых перед человечеством.

Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики

Теория – 1ч.

Цель: формировать представления об отличительных особенностях научной литературы, о роли художественной детали в тексте

Научная фантастика. Деловая игра «Издательство». Выпуск школьной «Литературной газеты». Творческая мастерская – 2 ч.

Раздел 3. Романтика неизведанного (6 ч.)

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представления о способах создания художественной выразительности в поэзии, о рифме и ритме как признаках стихотворной речи.

Тайна поэзии. - 1 ч.

Теория - 1ч.

Цели: знать отличительные признаки стихотворной речи; уметь читать выразительно наизусть стихотворение

Конкурс чтецов на тему «Стихи о прекрасном и неведомом». Публичный отчёт. - 1 ч.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Теория – 1ч.

Цели: формировать представления о легенде и ее интерпретации в художественном произведении,

о способах создания художественной выразительности в поэзии, о рифме и ритме как признаках стихотворной речи,

об исторической правде и авторском вымысле в литературе.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о правде истории и художественном вымысле в приключенческом романе.

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о путях взросления героев - от приключений-игр к суровой жизни.

«Строим наш мир». Творческая мастерская. Публичный отчёт. - 1 ч.

М.Ю. Лермонтов «Парус».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о мотивах свободы в стихотворении

Тайна поэзии. - 1 ч.

Теория - 1ч.

Цели: знать отличительные признаки стихотворной речи; уметь читать выразительно наизусть стихотворение

Конкурс чтецов к 200 – летию Отечественной войны 1812 года. Публичный отчёт. – 2 ч.

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» (11 ч.)

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представления о сказке-были, о роли пейзажа в художественном произведении.

«Путешествие в царство Берендея» (Рассказы М. М. Пришвина о природе и животных»)

Теория – 1 ч.

Цели: раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы

Устный журнал «Эта хрупкая планета». Публичный отчёт. - 3 ч.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о мире детства в литературе.

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представления о выдуманной стране детства, о проблемах становления характера в повести.

В. Распутин «Мама куда-то ушла».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о теме детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления об отличиях стихотворений от прозы.

«Дети и война». Читательская конференция. Публичный отчет. - 1 ч.

Литературная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Публичный отчёт. – 2 ч.

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о динамике развития событий в приключенческой повести, о

мире приключенческой литературы, о героях, живущих по законам чести, что делает книгу и ее героев бессмертными

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представления о самоотверженности и мужестве героев Ж. Верна, дать понятие о литературном герое, о портретной характеристике героя.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представления об авторе и его героях, о писателе, авторе, рассказчике, о

мире приключенческой литературы, о героях, живущих по законам чести, что делает книгу и ее героев бессмертными.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о больших событиях и маленьких героях в литературе.

Раздел 5. Мир животных (9 ч.)

А.П. Чехов «Каштанка»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления об этических проблемах взаимоотношений человека и природы в литературе

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении). К. Чапек «С точки зрения кошки».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о герое – животном, его месте в художественной литературе.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о гуманистическом пафосе произведения о животных.

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о познании нравственных уроков литературы о «братьях наших меньших».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представления о стихотворной интонации, дать понятие о стихотворном размере.

Проект на тему: «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы». Публичный отчёт. - 1 ч.

«Гусиное перо». Творческая мастерская. Публичный отчёт.– 1 ч

Мои проектные работы. публичный отчёт. - 1 ч.

Устный журнал на тему: «Язык мой – друг мой», посвящённый славянской письменности. Публичный отчёт. – 2 ч.

Выпуск школьной литературной газеты. Публичный отчёт. - 1 ч.

3. Содержание деятельности. «Публичный отчет» - ( 17 ч. )

«Небылицы». Творческая мастерская - 1 ч.

Театрализованное представление по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» - 2 ч.

Конкурс чтецов к 200 – летию Отечественной войны 1812 года – 3 ч.

Устный журнал «Эта хрупкая планета» - 2 ч.

Литературная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне – 3 ч.

Проект на тему: «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы» - 1 ч.

Научная фантастика. Деловая игра «Издательство». Выпуск школьной «Литературной газеты». Творческая мастерская – 1 ч.

Конкурс чтецов на тему «Стихи о прекрасном и неведомом» - 1 ч.

«Строим наш мир». Творческая мастерская - 1 ч.

«Дети и война». Читательская конференция – 1 ч.

Устный журнал на тему: «Язык мой – друг мой», посвящённый славянской письменности – 2 ч.

«Гусиное перо». Творческая мастерская. – 1 ч.

Мои проектные работы - 1 ч.

Выпуск школьной литературной газеты - 1 ч.

ШЕСТОЙ КЛАСС

РАЗДЕЛ 1 «Устное народное творчество». – 7 ч.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович».

Теория – 1ч.

Цель: формировать представление учащихся о героях и языке русского былинного эпоса.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об эпосе башкирского народа.

Из киргизского эпоса «Манас».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об эпосах киргизского народа.

Из карело-финского эпоса «Калевала»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о величии древней легенды, о мастерстве автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Проект на тему: «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века». Публичный отчёт. - 1 ч.

Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) Составление былин. Творческая мастерская. Публичный отчет. - 1ч.

Обрядовый фольклор

Теория – 1 ч.

Цель: исполнительское мастерство обрядовых песен, выразительное чтение Собственное отношение к произведениям устного народного творчества

Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. Публичный отчёт. - 1ч.

Мифы Древней Греции и Древнего Египта

Теория – 1ч.

Цель: древняя мифология как сокровищница мировой культуры

Спектакль "Миф о возникновении календаря". Публичный отчёт. - 1ч.

РАЗДЕЛ 2. «Сказки для взрослых». – 3 ч.

В. Гауф «Маленький Мук»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о сказках для детей и взрослых и ее «недетских вопросах», о построении сказки («рассказ в рассказе»).

Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о назначении человека и его ответственности перед будущим.

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о нравственных уроках сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о самоотверженности, любви и страдании.

А.Н. Толстой «Русалка». М.Ю. Лермонтов «Русалка».

Теория – 1 ч.

Цели: формировать представление учащихся о разрушительной силе любви, о ритме и звукописи в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о человеческой красоте.

Мульмедийная презентация по прочитанным произведениям. Публичный отчёт. - 1 ч.

РАЗДЕЛ 3. «Смеясь сквозь слезы» - 5 ч.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о басне как литературном жанре, об аллегории, эзоповом языке, морали, нравоучении, олицетворении.

Литературно – музыкальная композиция «Весёлое лукавство ума» по творчеству И. К. Крылову. - 2 ч.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о юморе и сатире, как средствах выражения авторского отношения к изображаемому, приемах создания комического.

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об отражении мира чувств человека в лирическом тексте.

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о юморе и сатире, как средстве выражения авторского отношения к изображаемому, приемах создания комического.

Твоя поэтическая антология. Творческая мастерская. - 1 ч.

РАЗДЕЛ 4 «Таинственная сила мистики». – 7 ч.

Баллада И. Гете «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского.

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об эпическом начале в балладе.

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о жанровом многообразии мистической литературы.

А.С. Пушкин «Бесы», «Утопленник».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о мистике как отражение внутреннего мира автора.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Барышня - крестьянка»).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об авторе и его герое.

Спектакль «Приветствую тебя, пустынный уголок!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка») - 2 ч.

А.П. Чехов «Страшная ночь»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о мистике как отражение внутреннего мира автора.

П. Мериме «Венера Ильская» (в сокращении). ПРОЕКТ« В каждом предмете есть своя душа». Публичный отчёт.

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о способах изображения человека в драматическом произведении.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об истинном и ложном в жизни человека, о поисках счастья героями.

РАЗДЕЛ 5 «Открываем мир вокруг» - 7 ч.

Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Выстрел»)

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об авторе и его герое.

Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Дубровский»).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об авторе и его герое.

Литературный праздник на тему: «Любимые страницы романа А. С. Пушкина «Дубровский» - 2 ч.

И.С. Тургенев «Бирюк».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о литературе как способе познания жизни.

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о многостороннем изображении человека в эпическом произведении.

А. Грин «Четырнадцать футов».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся об изображении человека в рассказе.

О’Генри «Последний лист».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать представление учащихся о назначении художника и искусства вообще.

Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Страна высоких вдохновений». Публичный отчёт. - 2 ч.

Литературный вечер, посвящённый славянской письменности. - 1ч.

Проект(литературный праздник) на тему: «Путешествие по стране Литературии» - 1 ч.

Выпуск школьной «Литературной газеты» - 3 ч

3. Содержание деятельности. Публичный отчет. - 16 ч.

Составление былин. Творческая мастерская. – 1 ч.

Проект на тему: «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века» - 1 ч.

Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. – 1ч.

Спектакль «Миф о возникновении календаря», «Бегство Хатхор в Нубию» - 1

Литературно – музыкальная композиция «Весёлое лукавство ума» по творчеству И. К. Крылову. – 2ч.

Мультмедийная презентация по прочитанным произведениям. Публичный отчет. – 1 ч.

Твоя поэтическая антология. Творческая мастерская. - 1 ч.

Спектакль «Приветствую тебя, пустынный уголок!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка») – 2ч.

Литературный праздник на тему: «Любимые страницы романа А. С. Пушкина «Дубровский» - 2 ч.

Проект« В каждом предмете есть своя душа». - 1ч.

Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Страна высоких вдохновений» - 2 ч.

Литературный вечер, посвящённый славянской письменности. – 1 ч.

Проект (литературный праздник) на тему: «Путешествие по стране Литературии» - 1 ч.

Выпуск школьной «Литературной газеты» - 1ч.


Содержание программы для 7 класса


Раздел 1. «Устное народное творчество» - 3ч.


Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович».

Герои и язык русского былинного эпоса.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Герои и язык башкирского былинного эпоса.

Из киргизского эпоса «Манас».

Герои и язык киргизского былинного эпоса.

Из карело-финского эпоса «Калевала»

Героический эпос нравственных идеалов народа.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки).

Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика

(И. Бунин).

Публичный отчёт. Проект на тему: «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века».

Реферат в исследовательской работе.

Публичный отчёт. Составление былин. Творческая мастерская. - 1ч.


Раздел 2. «Я и моё детство» - 11 ч.

Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество» (главы).

Нравственное становление личности. Роль внутреннего монолога в характере героя. Внутренний мир ребёнка, сложность его чувств и переживаний.

М. Горький «Детство»

Особенности автобиографического повествования, изображения быта и характеров, истории детской души.

А.И. Герцен «Былое и думы» (главы).

Роль отрочества в становлении личности писателя.

Бронте «Джен Эйр» (главы).

Автобиографическое начало в романе.

М. Цветаева «Отец и его музей».

Особенности мемуарной литературы. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Цветаевой.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Особенности автобиографического повествования, изображения быта и характеров, истории детской души, понимание прекрасного. Крылатые выражения: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «нет таких магазинов, где торговали бы друзьями», «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «Что такое счастье?...»

Проектная деятельность учащихся.

Понимание учебных задач урока, оценивание своих достижений; обсуждение идей, тем и задач проекта, ведение диалога; ориентировка в справочной литературе, в учебнике, ресурсах Интернета, создание и защита творческих работ, создавание электронной презентации .

Практическая деятельность.

Литературно-музыкальная композиция как вид публичной отчётности, отбор литературоведческих текстов, музыкальных произведений; аналитическая работа с идеальными образцами (просмотр фильмов, спектаклей); составление сценария и участие в постановке литературно-музыкальной композиции.

Тайна выразительного чтения.

Техника речи, литературное произношение, интонация и её компоненты как основы выразительного чтения; партитура текста для выразительного чтения; иединение речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Публичный отчёт. Литературно-музыкальная композиция по сказке Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Все дороги ведут к людям» - 1 ч.

Раздел 3 «Страна высоких вдохновений».

Стихотворения русских поэтов XIX века о природе. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Тютчев. Фет.

Ритмика и мелодика стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении поэтов XIX века. Поэтизация родной природы.

Стихотворения русских поэтов XX века о природе. А.А. Блок. А.А. Ахматова. Н.М. Рубцов. Б.Л. Пастернак. С.А. Есенин. Н. Заболоцкий. В Брюсов. Ф. Сологуб.

Ритмика и мелодика стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении поэтов XIX века. Поэтизация родной природы.

Проектная деятельность учащихся.

Понимание учебных задач урока, оценивание своих достижений; обсуждение идей, тем и задач проекта, ведение диалога; ориентировка в справочной литературе, в учебнике, ресурсах Интернета, создание и защита творческих работ, создавание электронной презентации .

Практическая деятельность.

Литературно-музыкальная композиция как вид публичной отчётности, отбор литературоведческих текстов, музыкальных произведений; аналитическая работа с идеальными образцами (просмотр фильмов, спектаклей); составление сценария и участие в постановке литературно-музыкальной композиции.

Тайна выразительного чтения.

Техника речи, литературное произношение, интонация и её компоненты как основы выразительного чтения; партитура текста для выразительного чтения; иединение речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Публичный отчёт. Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX - XX века».

Р а з д е л 4 «Я и мир: вечное и преходящее».

В.В. Быков. «Круглянский мост»

Композиция. Композиционные приёмы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением».

Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…».

Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.

Ч. Айтматов «Первый учитель» ( в сокращении).

Подвиг учителя Дюйшена.

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»

Вспоминая Паустовского. Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. Необыкновенный мир красок звуков и запахов.

Ю.В. Друнина. «Зинка».

Дети и война.

Творческая мастерская «Дети и война».

Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны.. Ритмы и образы военной лирики.

Проектная деятельность учащихся.

Понимание учебных задач урока, оценивание своих достижений; обсуждение идей, тем и задач проекта, ведение диалога; ориентировка в справочной литературе, в учебнике, ресурсах Интернета, создание и защита творческих работ, электронной презентации .

Практическая деятельность.

Литературно-музыкальная композиция как вид публичной отчётности, отбор литературоведческих текстов, музыкальных произведений; аналитическая работа с идеальными образцами (просмотр фильмов, спектаклей); составление сценария и участие в постановке литературно-музыкальной композиции.

Тайна выразительного чтения.

Техника речи, литературное произношение, интонация и её компоненты как основы выразительного чтения; партитура текста для выразительного чтения; иединение речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Публичный отчёт. Проект (поэтический вечер – презентация) на тему: «Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне

( игра – экскурсия).

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Истинная слепота и духовное становление героя.

Л.А. Кассиль «Ранний восход».

Духовное становление героя.

В.К. Железников «Чучело»

Преданность и предательство.

А.Г. Алексин «Безумная Евдокия».

Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула».

Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

Публичный отчёт. Защита проектов по теме «Круг моего чтения» - 1ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ


1 РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ»

Основные направления и тенденции развития современной драматургии 70-90-х гг.

Дать общее представление о тенденциях и направлениях развития современной драматургии.


Традиции и новаторство в современной драматургии 70-90-х гг.

Дать общее представление о традиции и новаторстве в современной драматургии 70-90-х гг.


2 РАЗДЕЛ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА»

Открытая публицистичность и острая конфликтность пьес (обзор)

Познакомить с одним из напрвлений развития драматургии – политической драмой (обзорно)

Контраст между прекрасной мечтой и жестокой реальностью в пьесе М.Шатрова «Синие кони на красной траве»

Знакомство с творчеством Михаила Шатрова


Пьеса М.Шатрова «Синие кони на красной траве». Проблема исторической правды о Ленине; штрихи к портрету политического деятеля

Знакомство с творчеством Михаила Шатрова


3 РАЗДЕЛ «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, ИЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 70-90-Х ГГ.»

Производственная, или социологическая, драма в отечественном театре 70-90-х годов. Столкновение жизненных принципов, характеров в процессе поиска истины (И. Дворецкий «Человек со стороны» (1972г.)

Познакомиться с творчеством драматургов И. Дворецкого, А. Гельмана; обзорное знакомство с драматическими произведениями «Человек со стороны» (1972) и «Протокол одного заседания» (1975); современный руководитель – каков он? Столкновение принципов и характеров в процессе поиска истины.

Столкновение жизненных принципов, характеров в процессе поиска истины (А. Гельман «Протокол одного заседания» (1975 г.)

Знакомство с дальнейшим развитием «производственной» драмы; знакомство с творчеством А. Гельмана, особенностями сюжета, конфликта пьесы, системой образов.


4 РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ «НОВОЙ ВОЛНЫ»»

А. Вампилов, А. Володин, А. Арбузов, В. Розов (обзор)

Понять процесс неуклонного нравственного разрушения советского общества, причины девальвации вечных моральных ценностей, ответить на вопрос, чем живет душа человека, как влияет на нее двойная мораль «застойного» времени.

А.М. Володин. Очерк жизни и творчества. Пьесы- притчи – излюбленный жанр драматурга.

Познакомиться с творчеством А.М. Володина, с его пьесами-притчами, системой героев, тематической проблематикой

А.М. Володин. «Осенний марафон». Символическое значение названия пьесы. Судьба главного героя Андрея Бузыкина. Проблема нравственного выбора. Цель и смысл существования – центральный вопрос пьесы

Знакомство с киносценарием фильма «Осенний марафон». Серьезный разговор о цели и смысле жизни, о необходимости и желании человека реализовать себя.

А.В. Вампилов. Обзор жизни и творчества. Художественный мир, театр Вампилова. Постижение мира героями драматурга. Прожигание жизни или защита нравственных ценностей?

Познакомить с жизнью драматурга А.А. Вампилова, с нелегкими перипетиями его творческого пути, с художественным миром его лучших пьес.

Пьеса «Старший сын». Потребность и готовность любить ближнего – основная идея пьеса. Мотивы библейской притчи о блудном сыне. Художественное своеобразие пьесы.

Знакомство с одной из самых гуманистических пьес драматурга «Старший сын»; исследование проблемы человеческих отношений: родства душ, духовной близости, любви, доверия, правды.

А.В. Вампилов. «Утиная охота». Символичность названия (утиная охота: остров независимости или символ проявления власти, силы). Переплетение трагического, комического, философского и притчевого начал в пьесе.

Разобраться в идейном содержании и художественных особенностях одной из самых беспощадных и жестоких пьес Александра Вампилова «Утиная охота»

А.В. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске» («Валентина») – лебединая песня автора. Главная героиня – воплощение душевной чистоты, преданной любви и жизненной стойкости.

Знакомство с содержанием пьесы, ее проблематикой, героями, художественным своеобразием. Просмотр и обсуждение отрывков из художественного фильма . «Прошлым летом в Чулимске»


5 РАЗДЕЛ «ПОСТВАМПИЛОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ»

Тревога драматургов о нравственном состоянии общества. Горьковские традиции в изображении людей «дна». Людмила Петрушевская. «Свидание».

Знакомство с драматургией Людмилы Петрушевской, акцентрирующей внимание на жизни современников, не обладающих «запасом прочности» - социальной, нравственной, человеческой; проблематика пьеса «свидание» (из цикла одноактных пьес «Темная комната», 1992).

Ксения Драгунская. Краткий обзор творчества. «Рыжая пьеса». Идейное содержание и художественное своеобразие произведения.

Познакомиться с творчеством драматурга Ксении Драгунской, сутью конфликт «Рыжей пьесы» - столкновение мира добра с жестокостью. Понять главную идею пьесы: жизнь прекрасна, несмотря на все ее сложности; знакомство с художественным своеобразием произведения: названием, композицией, метафоричностью языка героев, ролью ремарок, юмора.

Творчество современного драматурга Николая Коляды. Пьеса «Канотье». Своеобразие конфликта.

Знакомство с жизнью и творчеством современного драматурга Николая Владимировича Коляды, с идейным содержанием одной из самых значительных его пьес «Канотье», в которой своеобразно решается извечный конфликт «отцов и детей».

Евгений Гришковец. Пьеса-киносценарий «как я съел собаку». Идея пьесы.

Знакомство с творчеством молодого режиссера, драматурга и актера. Постижение основной идеи пьесы.





4. Содержание учебного предмета

ПЯТЫЙ КЛАСС

Содержание

Кол-во часов



Раздел 1. «Устное народное творчество»

1

Раздел 2. «Сказка и фантастика»

7

Часть 3. «Романтика неизведанного»

6

Часть 4. «Как мы становимся взрослыми»

11

Часть 5. «Мир животных»

9

Всего часов:

34


ШЕСТОЙ КЛАСС

Содержание

Кол-во

часов



Раздел 1. «Устное народное творчество»

8

Раздел 2. «Сказки для взрослых»

8

Часть 3. «Смеясь сквозь слезы»

5

Часть 4. «Таинственная сила мистики»

6

Часть 5. «Открываем мир вокруг»

7

Всего часов:

34


СЕДЬМОЙ КЛАСС


Тематический

блок

Всего

часов

Раздел 1. «Устное народное творчество»

7

Былины

1

Эпосы

2

Раздел 2. «Я и моё детство»

10

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы)

1

М. Горький «Детство»

1

А.И. Герцен «Былое и думы»

1

Бронте «Джен Эйр» (главы)

1

М. Цветаева «Отец и его музей»

1

Антуан де Сент -Экзюпери «Маленький принц»

9

Раздел 3. «Страна высоких вдохновений»

9

Стихотворения русских поэтов XIX века о природе.

1

Стихотворения русских поэтов XX века о природе.

1

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

6

В.В. Быков «Круглянский мост»

1

Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…»

1

Ч. Айтматов «Первый учитель»

1

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»

1

Ю.В. Друнина «Зинка»

2

Стихи о войне

6

Раздел 5. «Я и другие»

4

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

1

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

2

Л.А. Кассиль «Ранний восход»

1

В.К. Железников «Чучело»

2

А.Г. Алексин «Безумная Евдокия»

1

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула»

2

Итого:

34

ВОСЬМОЙ – ДЕВЯТЫЙ КЛАССЫ


Содержание

Кол-во

часов

РАЗДЕЛ 1. «ВВЕДЕНИЕ»


2


РАЗДЕЛ 2. «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДРАМА»

3

РАЗДЕЛ3.«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ,ИЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 70-90-Х ГГ.»

4

РАЗДЕЛ 4. «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ «НОВОЙ ВОЛНЫ»

14

РАЗДЕЛ 5 «ПОСТВАМПИЛОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ»

9

Всего часов:

34

5. Описание методического (УМК) и материально – технического обеспечения образовательного процесса (УМК)

Методическое обеспечение литературного кружка по внеурочной деятельности.

Учебно – методические комплекты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Используемая литература

Интернет-ресурсы

CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

Алгоритмы деятельности

Творческие мастерские

(индивидуальные, групповые, коллективные)

Выразительное чтение

Самостоятельная творческая работа Конкурсы

Мини-концерты

Словесное рисование

Выпуск школьной газеты

Презентации

Публичные выступления


Алгоритм подготовки и проведения реферативной формы работы (исследовательской работы) в творческих мастерских, представление презентаций, выпуск школьной «Литературной газеты», публичные выступления


Список литературы

  1. Еремина, О.А. Литературный кружок в школе.5-6 классы: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2012;

  2. Заир – Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011;

  3. Зарубежная литература. 5 – 11 классы : нестандартные уроки с использованием новых технологий /авт. – сост. Н. М. Божко;

  4. Литература. 5 – 11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции : конспекты уроков / авт.- сост. Е. Н. Попова- Волгоград: Учитель, 2009;

  5. Нарушевич, А. Г. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы : учебно – методическое пособие / Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н / Д : Легион, 2013. – 78 с.- ( Мастер – класс );

  6. Развитие речи. 5 – 9 классы : инновационная технология обучения / авт. – сост. О. А. Дюжева. – Волгоград : Учитель, 2014;

  7. «Региональный список 100 книг» Ульяновской области от 07.02.2013. - http://www.minobr.ulgov.ru/news/4813/;

  8. Русский язык. Литература. 5 – 11 классы : технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013;

  9. Русский язык. Литература. 5 – 11 классы : технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013;

  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.: пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011;

  11. Титаренко,Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко.- М.: Эксмо, 2013.

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов


Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»