14
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЛИЦЕЙ №15»
Эффективное управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть МОНИТОРИНГ.
История возникновения термина МОНИТОРИНГ такова: во второй половине ХХ века процесс слежения за состоянием плодородного слоя почвы стал назваться мониторингом (от английского следить — вести наблюдение). Термин стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.
Мониторинг в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.
Следует выделить три основных аспекта.
мониторинг



Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации | | Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом | | Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие |
Объектом мониторинга является образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должная обеспечивать руководителя или учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления.
Инструментарий — тетрадь, ручка, компьютер.
Виды мониторинга:
Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление)
Социологический (проводится социальными педагогами);
Психологический (ведется психологом);
Медицинский (проводится фельдшером, заместителем директора по БЖ);
Экономический (ведется директором);
Демографический (ведется заместителем директора при заполнении отчетности).
Мониторинг достижений учащихся ведет каждый учитель и отражает его в виде текущих и итоговых отметок, оценок в классном журнале или рабочем журнале.
Диагностический инструментарий учителя |
Опросы | Продукты индивидуальной творческой работы | Тесты |
Зачеты | Контрольные работы | Система домашних работ |
Недостатки существующей системы оценивания:
Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;
Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок — «неудовлетворительно», выучил — положительная отметка;
Результаты учащихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;
Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;
Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:
— что собираются отслеживать;
— какие возможные результаты предполагают получить;
— как можно повлиять на эти результаты;
— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).
Информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать ряду требований:
Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками. Последнее время учитывается средний показатель по предмету и сравнивается со средним показателем конкретного учителя.
Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личный фактор должен быть минимизирован).
Валидность (средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался). Это требование выполняется при запланированном внутришкольном тематическом контроле.
Оперативность и достаточность информации. Вся оперативная информация хранится в компьютерном варианте и дублируется на бумажном носителе.
Алгоритм работы — учитель — ученик — результат — результаты класса — анализ учителя — результаты по предмету в контексте общей проверки знаний — анализ работы учителя по разным параметрам — оказание методической помощи учителю - коррекция учебного процесса.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верны управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия или же утвердиться в их правильности.
Эффективность педагогического мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и информационной культуры участников образовательного процесса.
Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, современность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.
Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения. Мониторинг должен стать приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.
Система диагностических и мониторинговых процедур образовательного процесса будет результативной при выполнении следующих условий:
Субъекты образовательного процесса мотивированы на осуществление мониторинговых исследований в соответствии с предлагаемыми принципами.
Если разработана четкая программа организационных мер по осуществлению мониторинговых исследований и сформирован пакет, содержащий методические и инструктивные материалы.
Если результаты мониторинговых исследований прозрачны, то есть на каждом этапе доводятся до сведения субъекта.
Если администрацией создана система целенаправленного сбора информации для выявления эффективности управления качеством образовательного процесса максимальной степенью участия всех субъектов образовательного процесса.
Образовательный мониторинг, цели и задачи мониторинга
Образовательный мониторинг — это система организации, сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием ее развития.
Понятие «информация» непрерывно связано с процессами взаимодействия ее источника и приемника и возможно лишь при наличии между ними канала связи. Источником информации в нашем случае будет ученик, а приемников будет несколько: одноклассники, учителя, родители, социум. Если в современной системе информатизации результаты мониторинга будет выставляться на сайт лицея, он станет совершенно прозрачным. Но такая информация должна быть надежной, достоверной, своевременной, точной, доступной, непрерывной, структурированной и эффективной. Образовательный мониторинг — категория управленческая и педагогическая, поскольку он не копирует общие положения теории информации а переводит их на язык педагогики, психологии, социологии.
Задачи мониторинга:
— непрерывное наблюдение за системой образования в пределах своей компетенции и получение оперативной и достоверной информации.
— своевременное изменение в плане роста или снижения, выявление факторов и нахождение путей преодоления проблем.
— оценка эффективности и полноты оказания методической, психологической или социальной помощи.
Типы и алгоритм проведения мониторинга
Два основных типа мониторинговых процедур — статистическая и динамическая. Первая анализирует статистику по одному из направлений, например, преподавания того или иного предмета по итогам внутришкольного контроля, полугодовых данных, тестов, контрольных срезов. Определить уровень статистики по каждому учителю, сравнить его со средним по лицею и с нормативами. Следует сказать, что норматив определяет средний уровень как 51%. На основании проведенного анализа разработать ряд мер по устранению выявленных недостатков. Вторая процедура предполагает отслеживание динамических изменений по определенному направлению в сравнении по полугодиям, учебным годам, определение эффективности или отсутствия эффективности принятых мер по реализации выявленных недостатков.
К выявлению проблем по конкретному направлению привлекается социально-психологическая служба, методические объединения учителей-предметников или классных руководителей, родители и другие заинтересованные лица, вовлеченные в образовательный процесс. Результаты разделяются на психолого-педагогические и функциональные. К первым относятся образования в системе знаний, навыков, поведения, направленности личности и т.д. Ко вторым — различные способы педагогического воздействия, мерой оценки которых являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты.
Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любой программы или плана. Сравнение результатов с эталонами и нормами необходимы для оценки о коррекции. Такое сравнение называется ПРОВЕРКОЙ, соотношение достигнутой результативности с желаемым результатом ОЦЕНИВАНИЕМ или ОЦЕНКОЙ, зафиксированный в баллах результат оценки ОТМЕТКОЙ.
Для обеспечения эффективности мониторинга становится ряд необходимых требований:
Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими и определяются различные виды мониторинга. На первом этапе необходимо поставить цель, объект мониторинга. Например, объектом может стать предмет, определенный класс, параллель классов, конкретный учитель, определенное направление.
Следующий шаг этап — отбор критериев, которые обеспечивают адекватность и полноту информации, затем выбираем инструментарий или каналы наблюдения, которые включают:
социологические исследования и опросы;
экспертизу (инспектирование, аудит, анализ документов, оценку уроков, самоанализ и прочее);
государственную статистическую отчетность;
измерение на основе стандартизированных методов и средств (тестирование, анкетирование)
На втором этапе происходит отбор информации, который требует тщательной подготовки, наибольших временных затрат и разнообразия видов деятельности
Третий, аналитический, этап также важен. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает возможность показать, насколько верны были наши управленческие решения, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Эффективность организации мониторинга определяется степенью разработанности положения о нем, которое сегодня также рассматривается на педсовете. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу.
Методика педагогического мониторинга
Всякая оценка имеет три основания: чувства, норма и оценка через третье лицо. ЧУВСТВА оцениваются через психическое, эмоциональное состояние участников педагогического процесса. Именно оценка чувства помогает определить социально-психологический климат в коллективе, а это — важнейшее условие существования педагогического коллектива. В качестве
НОРМЫ оценивания такие результаты, как здоровье, обученность, готовность к продолжению обучения, воспитанность, умение адаптироваться в современных экономических условиях. В качестве нормы обязательно учитывается как общая оценка педагогического коллектива, так и индивидуальные достижения учащегося.
В качестве основного критерия успешности реализации образовательной программы — реализация каждым учеником права на образование, соответствующее его склонностям, интересам, потребностям и возможностям. Основным показателем реализации этого критерия выступает баланс интересов всех участников педагогического процесса, реализация каждым из них своих целей, целей лицея, удовлетворенность их достижениями.
Методика мониторинга каждого участника процесса
1.Изменение комфортности жизни ребенка, удовлетворение его духовных вопросов и ожиданий.
1.2. Изучение психического и психологического состояния школьника, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношения с педагогами, товарищами, родителями. Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-психологическое обследование.
1.3. Увеличение или снижение перегрузки. Методы: хронометрирование, анкетирование, беседы, наблюдения, изучение школьной документации, ученических работ.
1.4. Изменение в конечных результатах обученности, воспитанности, готовности к продолжению образования. Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные срезы, тесты.
2. Изменение комфортности в деятельности педагога, удовлетворение его духовных запросов и достижение успеха.
2.1. Изучение психического и психологического состояния педагога, его отношения к делу, инновациям, отношений с коллегами, учениками, родителями. Методы: анкетирование, беседы, наблюдения.
2.2.Увеличение или снижение перегрузки, бюджета свободного и рабочего времени педагога. Методы: самохронометрирование, анкетирование, беседы, наблюдения.
2.3.Оценка педагогом результатов своего труда, роли реализуемой образовательной программы, удовлетворенность этими результатами, своими успехами, комфортностью работы, уровнем своего профессионализма. Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, посещение учебных занятий, изучение результатов творческой деятельности педагога.
3. Изменение отношений родителей к лицею, их оценка удовлетворенности своих детей, образовательным возможностям, настроением, состоянием здоровья и т.д. Методы: анкетирование, собеседование.
4. Изменение управленческой деятельности руководителей, удовлетворенность их своим трудом.
4.1.Самооценка и оценка коллективом стиля управленческой деятельности, соответствие его тем условиям и ситуации, в которых реализуется образовательная программа.
4.2.Самооценка эффективной управленческой деятельности.
оценка обоснованности постановки целей и задач программы развития, учет особенностей лицея, способности ее к развитию;
оценка уровня достижений целей и задач программы развития;
эффективность использования ресурсов: творческого потенциала педагогов, организации его труда, рациональное использование материальной, научно-методической базы;
анализ роли каждой функции управления в достижении целей и задач программы развития.
Методика мониторинга носит комплексный характер и поэтому дает возможность в целом определить влияние всех изменений, которые происходят в ОУ. Мониторинг представляет собой определенную систему деятельности, поэтому его организация связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов анализа и диагностики и учитывает особенности конкретной педагогической ситуации.
Объекты мониторинга: учащиеся, учителя, родители, руководство школы, социум микрорайона, материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.
Учащиеся
Этот объект включает в себя следующие показатели: количественные (движение, возрастной состав, мальчики и девочки) — форма ОШ-1; успеваемость (уровень знаний, причины пробелов, трудоустройство выпускников, уровень компетенций, УУД, итоговая аттестация, контрольные срезы, тестирование и т.д.); уровень здоровья (физическое здоровье, физическая подготовленность к занятиям физкультурой, психологическая сформированность коллектива класса, мотивационная направленность и т.д.).
Учителя
Анализ основных показателей.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Уровень методических затруднений.
Рейтинг учителя.
Количественные показатели деятельности (движение, возраст, категорийность)
Родители
Анализ основных двух показателей
1.Социальный состав семей (показатели социальной службы)
2.Моя семья (показатели психологической службы)
Администрация
Профессиональный уровень знаний, умений и продуктивности управления. Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса, социальная карта микрорайона.
Количественные показатели (ОШ-1, РИК-83, ОШ-9)
Результативность учебной деятельности (результативность итоговой аттестации, поступление выпускников, в.ч. в ВУЗы, набор в 10-ый класс и т.д.)
Материально-техническое обеспечение (информатизация учебного процесса, обновление материальной базы, пополнение спортивным инвентарем, пополнение библиотечного фонда, медицинское оснащение, оборудование кабинетов)
Методическое обеспечение учебного процесса (участие в семинарах, конференциях, публикации, Интернет, передовой педагогический опыт, работа методических объединений, апробация альтернативных учебников, аттестация учебных кабинетов и т.д.)
Мониторинг профессионального мастерства педагогов
Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга появляется обширная диагностическая информация о результатах профессиональной деятельности педагогов. Для учителя диагностической информацией являются результаты контрольных срезов и их динамика продвижения от «нулевого» через «промежуточный» к «итоговому». Дополнительной информацией являются показатели общественной деятельности педагога на различных уровнях. Работа по полученным данным направлена на формирование у педагогов объективного отношения к оценке знаний учащихся, преодоление конфликтности с учащимися, личностно-ориентированный подход, настрой на успешность каждого.
Все это предполагает формирование профессиональной компетенции педагога по отношению к каждому ученику. Это позволяет сформировать приоритет ценностей, устранить негативное восприятие внешних факторов, совершенствовать самоанализ (цели—содержание—результат).
Диагностической информацией на административном уровне являются:
Сводные оперативные данные по результатам контрольных срезов различных уровней.
Сравнительный анализ показателей продвижения классов как по отдельным предметам, так и в целом.
Сравнительный анализ показателей итогов учебного года по контрольным точкам в сравнении с муниципальным.
Составление графиков по контрольным точкам в течение пяти лет.
Статистические данные по результатам тестирования и анкетирования всех участников учебного процесса.
Обработка информации и оперативное реагирование на всех уровнях (учитель, методическое объединение, руководство) ставят учителя в ситуацию, когда повышение профессиональной компетенции является необходимым. Переход в диагностике от анализа результатов к анализу действий учителя (учитель—ученик, класс—учитель) позволяет предотвратить развитие деструктивного конфликта на этих уровнях, обеспечить креативно-поисковый режим деятельности коллектива: вариативность, свободу творчества, рост профессионального мастерства, способность учителя к саморазвитию.
Соблюдение вышеуказанных принципов формируются общешкольные направления работы с диагностической информацией, которые заключаются в следующем:
Информация должна быть достоверной и убедительной как для ученика, так и для учителя, а также представлена в доступном для осмысления виде.
Одна и та же диагностическая информация анализируется по различным параметрам директором, заместителями,
Распоряжаться полученной информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей.
Информация может реализоваться в системе действий.
Предметом совершенствования учителя становится стремление оценивать свою деятельность с профессиональной стороны (умение активизировать учащихся, организовывать их самостоятельную деятельность, использовать инновации, рассчитывать время, определять методы и способы работы на уроке и т.д.).
Оценка с личной стороны (поведение учителя на уроке, отношения с учащимися, манера ведения урока и т.д.) сложна в том, что учителю сложно признать свои ошибки и упущения, что становится источником межличностного конфликта. Часто на замечания руководства или более опытного коллеги реакция становится неадекватной.
Системный контроль за педагогическими результатами на основе диагностики должен обеспечить решение следующих задач:
*выявление действительных результатов образования и возможности на этой основе корректировать программу развития;
*выявление реального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач;
*выявление возможности перехода от предметной области обучения к возрастанию интегрированных заданий;
Степень успешности выполнения интегрированных заданий позволяет определить содержание коррекционного модуля (интеграция программ различных предметов) и прогнозировать результат обучения. Степень успешности при выполнении итоговых заданий позволяет определить соответствие знаний учащихся тому или иному уровню образовательных стандартов.
Отслеживание контрольных показателей учебной деятельности учащихся ведется на протяжении всего учебного года с целью определения соответствия фактического уровня промежуточного результата требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Например, итоговая работа по русскому языку и по математике в 4-ом классе — стартовая контрольная работа в 5-ом классе — итоговая контрольная работа в 9-ом классе— стартовая контрольная работа в 10 классе — итоговая контрольная работа на итоговой аттестации. Эти параметры дают возможность оценить степень успешности учителя.
Мониторинг качества управления
Важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе как во времени, так и по содержанию.
Мониторинг системы позволяет не просто регистрировать ее состояние на данный момент, но и дает материал и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений. Мониторинг качества управления — это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными составляющими которой являются установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбора данных и оценка конечных результатов и результатов принятых мер.
Таким образом, мониторинг — это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о действии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, то есть формированию модели выпускника.
Выводы
Изучение результатов мониторинга образовательного процесса позволяет сделать следующие выводы:
1.Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере надобности продвижение ученика от незнания к знанию. В технологию мониторинга включены контролирующие действия и результат обучения. Методы изучения учебного материала, формы организации учебных занятий, безусловно, влияют на результат обучения, но они не являются составляющими мониторинга. Важнейшее значение имеют цели, без которых невозможен мониторинг, который должен отвечать соответствующим информационным запросам и потребностям управленческой команды и как инструмент применяться в нужном направлении.
2. Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Располагая информацией, необходимо разделить ее на несколько составляющих:
*информация¸ сообщаемая ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;
*информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребенка.
*информация, сообщаемая педагогам, вовлеченным в совместное обучение и воспитание ученика, для координирования совместных действий, направленных на итоговый результат.
3. Объективность оценки знаний как одного из концептуальных положений теории мониторинга способствует положительного отношения учащихся к учению. Результатом внедрения теории мониторинга должно стать осознанное отношение учащихся к приобретению знаний через самооценку и веру в успех.
Единая формула мониторинга: ЧТО И ЗАЧЕМ? (цель) — КАК?
(инструментарий) — ДЛЯ ЧЕГО? (результат между желаемым и достигнутым)