Система
воспитательной работы классного руководителя
по формированию социальных компетентностей
учащихся
Махотлов Беслан Замирович,
победитель конкурса
«Педагог года Нальчика-2018»
в номинации «Классный руководитель»;
учитель кабардинского языка и литературы
МКОУ «Гимназия №1» г.о. Нальчик
Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике
будущего.Человек воспитывается
не по частям, он создаётся
синтетически всей суммой влияний,
которым он подвергается.
А. С. Макаренко
Классные руководители – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Основные функции классного руководителя:
,
Направления работы классного руководителя
- воспитание в процессе обучения;
- внеклассная воспитательная деятельность в школе;
- внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.
Основные виды деятельности:
Ключевые направления воспитания
- Регулирование системы взаимоотношений в классе.
- Восполнение дефицита полноценного общения.
- Создание психологически комфортной обстановки в классе. (Психологическая защита ребёнка от негативного влияния)
- Координация деятельности участников процесса воспитания в интересах ребенка.
Основные направления деятельности классного руководителя:
Типология форм воспитательной работы:
- мероприятия,
- дела,
- игры .
Основанием для различения мероприятий и дел можно считать характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети).
Игра
Дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе
Мероприятие определяется как событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Особая форма воспитательной работы. Целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемая ситуация, роли, правила(Н-р, ярмарка, ситуационно-ролевая игра ит.п.)
Формы воспитывающей деятельности
Формы воспитывающей деятельности
Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме.
Эта формы работы позволяет:
- вовлечь в диалог всех учащихся;
- концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
- избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;
- исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
Возможные темы:
"Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным";
"Средняя школа готовит к реальной жизни";
"Школьная форма должна быть обязательной".
"Охрана окружающей среды или экономическое процветание государства";
"Использование компьютерных технологий на каждом уроке: плюсы и минусы";
«Домашнее задание: "за" и "против"»
Формы воспитывающей деятельности
Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.
Разновидности дискуссии : «круглый стол»,
«заседание экспертной группы», «форум»,
«симпозиум».
Формы воспитывающей деятельности
Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».
- Назначение игры-путешествия вариативно : для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
Читательская конференция
Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Портфолио класса - это портфель
достижений не отдельно взятого
ученика, а целого классного
коллектива.
В работе с ученическим коллективом решаются следующие задачи:
«ПЕДАГОГ, КОТОРЫЙ НЕ СКОВЫВАЕТ, А ОСВОБОЖДАЕТ, НЕ ПОДАВЛЯЕТ, А ВОЗНОСИТ, НЕ КОМКАЕТ, А ФОРМИРУЕТ, НЕ ДИКТУЕТ, А УЧИТ, НЕ ТРЕБУЕТ, А СПРАШИВАЕТ, ПЕРЕЖИВЁТ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ МНОГО ВДОХНОВЛЯЮЩИХ МИНУТ». ЯНУШ КОРЧАК
“ ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ СТАЛ ДРУГОМ ДЛЯ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ЭТА ДРУЖБА ОЗАРЕНА БЛАГОРОДНЫМ ВЛЕЧЕНИЕМ, ПОРЫВОМ К ЧЕМУ-ТО СВЕТЛОМУ, РАЗУМНОМУ, В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА НИКОГДА НЕ ПОЯВИТСЯ ЗЛО. И ЕСЛИ В ШКОЛАХ ЕСТЬ НАСТОРОЖИВШИЕСЯ, НЕДОВЕРЧИВЫЕ, А ИНОГДА И ЗЛЫЕ ДЕТИ, ТО ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО УЧИТЕЛЯ НЕ УЗНАЛИ ИХ, НЕ НАШЛИ ПОДХОДА К НИМ, НЕ СУМЕЛИ СТАТЬ ИХ ТОВАРИЩАМИ. ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ДРУЖБЫ С РЕБЕНКОМ МОЖНО СРАВНИТЬ С БЛУЖДАНИЕМ В ПОТЕМКАХ”