Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
Система взаимоотношений педагога и концертмейстера на занятиях по хореографии
г. Владикавказ 2019 г.
Педагог и концертмейстер – это единый творческий союз. Высокий уровень исполнительской культуры, особое призвание, профессиональное мастерство – это и есть важные составляющие в работе концертмейстера.
Концертмейстер должен уметь работать с разнообразным музыкальным материалом, уметь читать с листа, быть грамотным музыкантом.
Для создания доверительных отношений между учеником и концертмейстером необходимо с первых занятий создавать на занятиях доброжелательную атмосферу. Важно дать понять ученику, что исполнение произведения – это совместный творческий процесс, в котором заинтересован каждый из его участников.
Концертмейстер может сгладить первые неудачные попытки добрым словом и улыбкой, объяснять малышу, что вы – настоящая команда единомышленников, поэтому вместе вы всегда справитесь с поставленными задачами. Чуткость, человеческая и музыкантская отзывчивость концертмейстера, его педагогический такт помогут начинающему музыканту преодолеть любые трудности.
Концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает у учеников необходимые качества характера, такие как уверенность, сценическая выдержка и воля, трудолюбие, эмоциональная отзывчивость и ансамблевая чуткость.
Настоящий концертмейстер – это творческий человек, который помимо постоянного совершенствования своих концертмейстерских навыков, постоянно повышает свой общекультурный уровень, обогащает свои музыкальные впечатления, открыт для изучения нового концертного репертуара. Только с творческим подходом к своему делу можно осуществить все замыслы и иметь высокий результат в исполнительской деятельности своих учеников.
Таким образом, можно сказать, что концертмейстер – это и педагог, и исполнитель, и артист, и психолог, и просто творческий человек. Работа концертмейстера требует огромной затраты психофизических сил и обширных знаний в разных областях.
Задача концертмейстера и педагога научить учащихся музицировать в ансамбле, благодаря творческой собранности, музыкальному совершенствованию, ответственности в достижении художественных результатов.
Отличительными чертами концертмейстера являются - многопрофильность и полифункциональность, которые выражаются в многообразии видов и составов исполнительских коллективов, с которыми он работает (солисты-вокалисты и инструменталисты, хоровые, танцевальные, театральные коллективы), в разнообразии выполняемых им функций.
Аккомпанемент (от франц. accompagnement, accompagner - сопровождать) - инструментальное сопровождение одного солирующего голоса, мелодии. Мелодию всегда сопровождают ритм и гармония. Содержательность в разной степени присуща всем формам аккомпанемента. На плечи концертмейстера ложится огромная нагрузка, так как он должен достичь художественного единения всех компонентов, углубить художественное содержание произведения.
Во второй половине XIX века с появлением новых музыкальных учебных заведений начался процесс выделения аккомпанемента как самостоятельной разновидности профессиональной работы пианиста, когда большое количество камерно-инструментальной и песенной музыки потребовало особого умения аккомпанировать солисту.
Важнейшую роль в становлении искусства аккомпанемента в России сыграли М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Рубинштейн, С. Рахманинов, Н. Метнер, благодаря их высокой исполнительской культуре. В дальнейшем универсальность концертмейстеров была практически утрачена. Концертмейстеры стали специализироваться на работе с определенными исполнителями. Начавшееся в конце XIX века вычленение концертмейстерства в самостоятельную область творческо-исполнительской деятельности завершилось в XX столетии появлением профессии «концертмейстер».
Работа концертмейстера в детском музыкальном объединении занимает важное место. Творческая собранность, воля, бескомпромиссность художественных требований, неуклонная настойчивость, ответственность в достижении нужных художественных результатов, собственное музыкальное совершенствование отличают концертмейстера, чья задача совместно с педагогом по специальности научить учащегося музицировать в ансамбле, ансамблевым опытом, -это основное условие для работы ... главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера».
Литература
Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.
Александров А. “Школа игры на домре” – М.: “Музыка”,1979.
Бабюк В.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII -XX веков: фортепианно-вокальный аспект.: материалы диссертации -Магнитогорск, 2003.
Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч трудов.–Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. -М.: Музыка, 1961.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. –2001.
Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. -Л.: Музыка, 1972.
Медведева М.В. Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера ДШИ: дипломная работа. -МГУКИ Рязанский заочный факультет, кафедра хорового дирижирования, 2003.
Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина.-Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.