Кошкина Ульяна Сергеевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»,
студентка 3-го курса, отделения ПНК
Руководитель: преподаватель, Попова В.А.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В современном мире обучающиеся ежедневно работают с большими информационными потоками. В связи с этим особенную актуальность приобретают умения осмысленно читать и обрабатывать полученную информацию, однако зачастую младшие школьники не стремятся проникнуться текстом, размышлять над ним, выделять главное, интерпретировать. Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основополагающим умением, которое приобретает ребёнок в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве результата обучения указано формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает работа с информацией.
Формирование функциональной грамотности, элементом которой является читательская грамотность, осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Цукерман Галина Анатольевна определяет читательскую грамотность как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты предлагаются учителем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
Поэтому актуальность применения проектных задач как способ развития читательской грамотности заключается в разработке новых сюжетов для проектной задачи, поиск решения которых осуществляется как в групповой форме работы, организованной с учащимися, так и через взаимодействие и сотрудничество учащихся с учителем. Решение проектных задач помогает учащемуся «вжиться» в новый мир, но не навязывает результатов, к которым «надо» прийти.
Определяя понятие «проектная задача», А.Б. Воронцов говорит, что – это набор заданий стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта» и одновременно качественное самоизменение учащихся. Проектные задачи ориентированы на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в квазиреальной ситуации. Ситуации, максимально приближенные к существующим жизненным дают возможность учащимся ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело.
Главная отличительная особенность проектной задачи от учебной и практической – это наличие нематериального, интеллектуального «продукта», который представляет собой качественное изменение самого ребенка, становление его личностных качеств, а также развитие навыков смыслового и функционального чтения учащихся.
Проектная задача может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте.
В систему заданий в проектной задаче для формирования читательской грамотности я бы выбрала такие направления как работа с текстом, работа с таблицами.
Базовым элементом при формировании читательской грамотности у школьников является их умение работать с текстами – это преобладающий вид представления информации. На уроках дети в основном сталкиваются с уже переработанной учителем информацией: объяснение материала, наводящие вопросы и пр. Зачастую ребенок не может самостоятельно вычленить нужную и отбросить второстепенную информацию.
Главными для оценки уровня владения ребенком навыками работы с текстом выделяются такие умения:
– умение находить и извлекать информацию;
– умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Например, детям может быть предоставлено такое задание:
Прочитайте и сравните два текста, выдели отличающуюся информацию хайлайтером.
Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу и пр.
Наблюдай в микроскоп образец насекомого и запиши данные в таблицу.
Представленные направления, по-моему мнению, позволят обучающимся вдумчиво относиться к прочитанному, используя текст в качестве источника информации для решения задач как учебного (познавательного), так и житейского характера. Данное утверждение находит отражение в трех этапах, которые приято выделять в становлении читательской грамотности: 1) обучение чтению, 2) чтение для обучения, 3) чтение для жизни. Задания в проектной задаче должны соответствовать первому этапу становления читательской грамотности, что хронологически совпадает с периодом обучения в начальной школе.
Список литературы
1. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности / Читательская грамотность / Г.А. Сидорова, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
2. Проектные задачи в начальной школе. / под ред. Воронцова А. Б – М.: Просвещение, 2011.
3. Сидорова, Г.А. Новые подходы к оцениванию читательской грамотности. / Результаты российских учащихся в международном исследовании PISA-2018 / Г. А. Сидорова [Электронный ресурс]. URL: http://www.irort.ru/sites/default/files/Чит.грам.%20Сидорова%20ГА_01.10.2021.pdf
4. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности / Материалы к обсуждению – М., 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-ruslit/dokumenty/Читательская%20грамотностьГ.А.%20Цукерман.pdf
5. Цукерман, Г.А. Теоретические и прикладные исследования [Текст] Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15‑летних школьников / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова [Электронный ресурс]. URL: http://author-club.org/media/files/Победа%20в%20PIRLS%20и%20поражение%20в%20PISA.pdf