СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система заданий, вопросов, действий, направленных на формирование регулятивных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на городском заседании МО учителей начальных классов по теме: «Система заданий, вопросов, действий, направленных на  формирование регулятивных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

Просмотр содержимого документа
««Система заданий, вопросов, действий, направленных на формирование регулятивных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»»

Выступление на городском заседании МО учителей начальных классов по теме:  «Система заданий, вопросов, действий, направленных на формирование регулятивных и коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения»

Выступление на городском заседании МО учителей начальных классов по теме: «Система заданий, вопросов, действий, направленных на формирование регулятивных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Виды универсальных учебных действий Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Виды универсальных учебных действий

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД
Предмет «Литературное чтение» наряду с личностным развитием ученика обеспечивает формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся: - при изучении раздела учебника; - на уроке; - при выполнении отдельного задания. Комплекс УУД формируется одновременно с предметными умениями. Сформированные регулятивные УУД положительно отражаются на качестве освоения предметного содержания

Предмет «Литературное чтение» наряду

с личностным развитием ученика

обеспечивает формирование

регулятивных универсальных учебных

действий учащихся:

- при изучении раздела учебника;

- на уроке;

- при выполнении отдельного задания.

Комплекс УУД формируется одновременно с предметными умениями. Сформированные регулятивные УУД положительно отражаются на качестве освоения предметного содержания

УУД формируются и отрабатываются поэтапно 1 класс  Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

УУД формируются и отрабатываются поэтапно

1 класс

Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

УУД формируются и отрабатываются поэтапно 2 класс  Принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий

УУД формируются и отрабатываются поэтапно

2 класс

Принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий

УУД формируются и отрабатываются поэтапно 3 класс  Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения 4 класс  Осознавать этапы организации учебной работы, принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения  Для эффективного формирования регулятивных УУД необходимо систематически и многократно повторять их, постепенно усложняя: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с одноклассниками, а затем самостоятельно.

УУД формируются и отрабатываются поэтапно

3 класс

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения

4 класс

Осознавать этапы организации учебной работы, принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения

Для эффективного формирования регулятивных УУД необходимо систематически и многократно повторять их, постепенно усложняя: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с одноклассниками, а затем самостоятельно.

Формирование умения работать  с учебником и рабочей тетрадью ориентир на странице умение распознавать условные обозначения находить(читать) конкретное задание (работа с частичной информацией)  определить порядок выполнения, план подбирать инструмент (ручка, карандаш, цв. карандаш, маркер)  выбирать цвет умение проверить свою работу

Формирование умения работать с учебником и рабочей тетрадью

  • ориентир на странице
  • умение распознавать условные обозначения
  • находить(читать) конкретное задание (работа с частичной информацией)
  • определить порядок выполнения, план
  • подбирать инструмент (ручка, карандаш, цв. карандаш, маркер)
  • выбирать цвет
  • умение проверить свою работу

Виды регулятивных УУД  (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности)  (по А. Г. Асмолову) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция своих действий оценка элементы волевой саморегуляции

Виды регулятивных УУД (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) (по А. Г. Асмолову)

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекция своих действий
  • оценка
  • элементы волевой саморегуляции

Целеполагание  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) Все ли слова тебе знакомы? Что ты будешь делать, если тебе встретилось незнакомое слово? Подумай, как ты будешь читать это стихотворение? Объясни. Обдумай последовательность подготовки к чтению рассказа по ролям. Предложенные формулировки заданий можно встретить в учебниках по литературному чтению для разных классов и различных образовательных систем

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

  • Все ли слова тебе знакомы? Что ты будешь делать, если тебе встретилось незнакомое слово?
  • Подумай, как ты будешь читать это стихотворение? Объясни.
  • Обдумай последовательность подготовки к чтению рассказа по ролям.

Предложенные формулировки заданий можно встретить в учебниках по литературному чтению для разных классов и различных образовательных систем

Целеполагание цель – тема Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Определите тему нашего сегодняшнего урока. Как бы вы назвали тему нашего урока?

Целеполагание

цель – тема

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  • Определите тему нашего сегодняшнего урока.
  • Как бы вы назвали тему нашего урока?

Целеполагание  Познакомиться с…  Учиться отличать…  Учиться читать…  Учиться думать, размышлять… И.И.

Целеполагание

  • Познакомиться с…
  • Учиться отличать…
  • Учиться читать…
  • Учиться думать, размышлять…

И.И.

Планирование  (определение последовательности действий) Как пересказать рассказ по рисунку: назвать, кто изображен; определить, какой текст соответствует иллюстрации; найти главные, самые важные слова; разделить текст на части; озаглавить части, составить план. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получить сжатый пересказ: определить основную мысль произведения, выделить смысловые части, озаглавить их?

Планирование (определение последовательности действий)

  • Как пересказать рассказ по рисунку:
  • назвать, кто изображен;
  • определить, какой текст соответствует иллюстрации;
  • найти главные, самые важные слова;
  • разделить текст на части;
  • озаглавить части, составить план.
  • Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получить сжатый пересказ: определить основную мысль произведения, выделить смысловые части, озаглавить их?
Планирование: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи. И.И.

Планирование:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи.

И.И.

Памятка по формированию регулятивных УУД РУУД (планирование):  обсуждение готового плана решения учебной задачи;  работа с деформированным планом решения учебной задачи;  использование плана с недостающими или избыточными пунктами;  составление своего плана решения учебной  задачи.

Памятка по формированию регулятивных УУД

РУУД (планирование):

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи.
Прогнозирование  (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения перед чтением текста Прочитай фамилию автора и заголовок стихотворения. Подумай, о чем это стихотворение? Подтверди ответ словами из текста. Прочитай заголовок произведения. Почему оно так названо? Объясни. Ты сейчас будешь читать сказку, содержание которой тебе знакомо. Ее рассказал для детей известный писатель Е. Чарушин. Угадай, как называется эта сказка. Технология продуктивного чтения позволяет ученику самостоятельно понимать текст, используя приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения, для того чтобы учащиеся могли понять смысл текста на всех уровнях – от слова или словосочетания до целого текста. Ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст, по его названию, иллюстрации, портрету писателя, высказывают свои версии. С помощью таких заданий также формируется мотивация к чтению.

Прогнозирование (предвосхищение результата)

  • Технология продуктивного чтения

перед чтением текста

  • Прочитай фамилию автора и заголовок стихотворения. Подумай, о чем это стихотворение? Подтверди ответ словами из текста.
  • Прочитай заголовок произведения. Почему оно так названо? Объясни.
  • Ты сейчас будешь читать сказку, содержание которой тебе знакомо. Ее рассказал для детей известный писатель Е. Чарушин. Угадай, как называется эта сказка.

Технология продуктивного чтения позволяет ученику самостоятельно понимать текст, используя приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения, для того чтобы учащиеся могли понять смысл текста на всех уровнях – от слова или словосочетания до целого текста. Ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст, по его названию, иллюстрации, портрету писателя, высказывают свои версии. С помощью таких заданий также формируется мотивация к чтению.

Прогнозирование  (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения во время чтения текста Подумай, почему дальше тебе предлагается прочитать именно это произведение? Подумай, что произойдет в сказке дальше. Прочитай продолжение сказки и сравни со своим предположением. Можно ли, глядя на иллюстрацию к сказке, понять, чем она закончится? Во время чтения произведения учащиеся ведут диалог с автором, задают вопросы к тексту, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. При этом учащиеся должны учитывать определенные произведением условия, что требует внимательного, осмысленного чтения.

Прогнозирование (предвосхищение результата)

  • Технология продуктивного чтения

во время чтения текста

  • Подумай, почему дальше тебе предлагается прочитать именно это произведение?
  • Подумай, что произойдет в сказке дальше. Прочитай продолжение сказки и сравни со своим предположением.
  • Можно ли, глядя на иллюстрацию к сказке, понять, чем она закончится?

Во время чтения произведения учащиеся ведут диалог с автором, задают вопросы к тексту, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. При этом учащиеся должны учитывать определенные произведением условия, что требует внимательного, осмысленного чтения.

Прогнозирование  (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения после чтения текста Придумай продолжение истории. Что могло бы произойти дальше? Составь план своего рассказа. Запиши его. Подтвердились ли твои предположения о том, чем завершится текст? После чтения проводится беседа, в ходе которой проверяется и уточняется позиция автора, а также могут быть предложены задания на прогнозирование дальнейших событий.

Прогнозирование (предвосхищение результата)

  • Технология продуктивного чтения

после чтения текста

  • Придумай продолжение истории.
  • Что могло бы произойти дальше? Составь план своего рассказа. Запиши его.
  • Подтвердились ли твои предположения о том, чем завершится текст?

После чтения проводится беседа, в ходе которой проверяется и уточняется позиция автора, а также могут быть предложены задания на прогнозирование дальнейших событий.

Памятка по формированию регулятивных УУД РУУД (прогнозирование):  «мозговой штурм» «лесенка»   «верные-неверные утверждения» «прогнозирование»

Памятка по формированию регулятивных УУД

РУУД (прогнозирование):

  • «мозговой штурм»
  • «лесенка»
  • «верные-неверные утверждения»
  • «прогнозирование»
Контроль  (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном) Назови сказки по иллюстрациям. Проверь свой ответ по учебнику. Разделите текст на части. Выделите основную мысль каждой части, озаглавьте ее. Это будет план. Сравните его с планом, который дан в Рабочей тетради. Рассмотри рисунки. Вспомни название этой сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в Рабочей тетради.

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

  • Назови сказки по иллюстрациям. Проверь свой ответ по учебнику.
  • Разделите текст на части. Выделите основную мысль каждой части, озаглавьте ее. Это будет план. Сравните его с планом, который дан в Рабочей тетради.
  • Рассмотри рисунки. Вспомни название этой сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в Рабочей тетради.
Коррекция  (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия) Давай подведем итог того, что ты уже знаешь и умеешь. Выбери правильные для себя ответы, отметь их. Подумай, чему тебе еще необходимо научиться. Допиши то, что ты считаешь для себя важным. Запиши, чему ты еще научился? Научился ли ты работать в паре?

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив

в план и способ действия)

  • Давай подведем итог того, что ты уже знаешь и умеешь. Выбери правильные для себя ответы, отметь их. Подумай, чему тебе еще необходимо научиться. Допиши то, что ты считаешь для себя важным.
  • Запиши, чему ты еще научился? Научился ли ты работать в паре?
Оценка  (осознание качества и уровня усвоения) Прочитай текст про себя. Определи, сколько времени тебе понадобилось. Понял ли ты, в чем смысл рассказа? На какие вопросы тебе удалось ответить самостоятельно, а на какие - с помощью одноклассников и учителя? Составьте план событий сказки и перескажите ее по плану. Оцените, как вам удался каждый этап работы. Вспомни сюжет сказки и восстанови события. Расставь иллюстрации в нужном порядке. Как ты проверишь себя?

Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

  • Прочитай текст про себя. Определи, сколько времени тебе понадобилось. Понял ли ты, в чем смысл рассказа?
  • На какие вопросы тебе удалось ответить самостоятельно, а на какие - с помощью одноклассников и учителя?
  • Составьте план событий сказки и перескажите ее по плану. Оцените, как вам удался каждый этап работы.
  • Вспомни сюжет сказки и восстанови события. Расставь иллюстрации в нужном порядке. Как ты проверишь себя?
Саморегуляция  (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий) Прочитай стихотворения и попробуй их запомнить. Какой герой тебе больше всего нравится и почему? Роль какого героя ты хотел бы играть? Кем бы хотел быть? Как бы ты поступил в этой ситуации?

Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий)

  • Прочитай стихотворения и попробуй их запомнить.
  • Какой герой тебе больше всего нравится и почему?
  • Роль какого героя ты хотел бы играть? Кем бы хотел быть?
  • Как бы ты поступил в этой ситуации?
Памятка по формированию регулятивных УУД РУУД (саморегуляция): словесное подбадривание; игры с правилами; - песочные часы.

Памятка по формированию регулятивных УУД

РУУД (саморегуляция):

  • словесное подбадривание;
  • игры с правилами;

- песочные часы.

Самооценка  диалог с учеником (по И. И. Кремлевой) 1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли сделать? 3. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? Регулятивные УУД формируются тогда, когда: учащиеся обучаются конкретным способам действий, ставить цель, планировать, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, контролировать, оценивать; школьники знакомятся с произведениями, в которых герои являются образцами поведения.

Самооценка диалог с учеником

(по И. И. Кремлевой)

1. Что нужно было сделать?

2. Удалось ли сделать?

3. Все правильно или есть недочеты?

4. Сделал сам или с чьей-то помощью?

5. Как мы отличаем «5», «4», «3»?

6. Какую поставишь себе отметку?

Регулятивные УУД формируются тогда, когда: учащиеся обучаются конкретным способам действий, ставить цель, планировать, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, контролировать, оценивать; школьники знакомятся с произведениями, в которых герои являются образцами поведения.

В 1 классе обучающиеся оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства. Лесенка  – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно. Светофор  – оценивать    выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё. Смайлики   – весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

В 1 классе обучающиеся оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка  – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор  – оценивать    выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики   – весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Рефлексия анкетирование листок рефлексии «закончи предложение» синквейн графическая и цветовая рефлексии индивидуальные и групповые отчеты и т.п ..

Рефлексия

  • анкетирование
  • листок рефлексии
  • «закончи предложение»
  • синквейн
  • графическая и цветовая рефлексии
  • индивидуальные и групповые отчеты и т.п ..
Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Приём «З-Х-У» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать 1.Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов. У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. 2.Это рассказ. 1.Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. 2.Обязанности Ваньки. 3.Ванька писал письмо дедушке в деревню. 4.Ванька жаловался на тяжёлый труд. 3.Обстановка – интерьер. 4.Поведение. 5.Поступки.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Приём «З-Х-У»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

1.Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов.

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

2.Это рассказ.

1.Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

2.Обязанности Ваньки.

3.Ванька писал письмо дедушке в деревню.

4.Ванька жаловался на тяжёлый труд.

3.Обстановка – интерьер.

4.Поведение.

5.Поступки.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Приём «Инсерт» Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения V + Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. — Отмечается все новое, что стало известно из текста ? Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Приём «Инсерт»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения

V

+

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

?

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Приём «Рюкзак» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Приём «Задай вопрос» Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.     Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Приём «Задай вопрос»

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. 

Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Приём «Создай паспорт»   технология ТРИЗ Паспорт 1.  Имя  – Страшила Мудрый Создатель  – А.Волков Прописка  – сказочная повесть « Волшебник Изумрудного города »  Внешний вид  – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты Где впервые встречается  – шест у голубой изгороди Личные качества  – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Приём «Создай паспорт»

технология ТРИЗ

Паспорт 1.

Имя – Страшила

Мудрый Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть « Волшебник Изумрудного города »

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД Прием «Волшебные линеечки»

Приемы для формирования и развития регулятивных УУД

Прием «Волшебные линеечки»

Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. планирование сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с точностью выражать свои мысли

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.

  • планирование сотрудничества
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • управление поведением партнёра
  • умение с точностью выражать свои мысли

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Творческая деятельность –  это индивидуальное или коллективное творчество  Система творческих заданий Коммуникативные УУД общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю  мышление, воображение, память, наблюдательность, интуиция, формирование внутреннего мира ребенка

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Творческая деятельность – это индивидуальное или коллективное творчество

Система творческих заданий

Коммуникативные УУД

общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю

мышление, воображение, память, наблюдательность, интуиция, формирование внутреннего мира ребенка

Условия формирования коммуникативных УУД  Формы организации взаимодействия: парные, Взаимодействие:  групповые и индивидуально-групповые учитель ученик  ученик ученик Системно-деятельностный подход Развитие мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, самокритичность, уметь свободно выражать свои мысли. Различные виды творческих заданий

Условия формирования коммуникативных УУД

Формы организации взаимодействия: парные,

Взаимодействие:

групповые и индивидуально-групповые

учитель ученик

ученик ученик

Системно-деятельностный подход

Развитие мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, самокритичность, уметь свободно выражать свои мысли.

Различные виды творческих заданий

Основные формы учебной коммуникации. 1 ) Монологические формы речевой коммуникации: 2) Диалогические формы речевой коммуникации: - выступать с готовой заранее речью;  - выступать с неподготовленной речью;  - рассказывать;  - пересказывать;  - спрашивать и задавать вопросы  - сообщать;  - докладывать;  - отвечать на вопросы;  - аргументировать;  - ассоциировать;  - критиковать;  - доказывать и опровергать;  - защищать и доказывать своё мнение.   - учебная беседа учителя и ученика;  - учебная беседа в парах;  - учебная беседа в группах;  - дискуссия;  - дебаты;  - переговоры;  - ответы на вопросы;  - ролевая игра;  - театрализация;  - блиц-турнир;  - учебный ринг;  - заседание клуба;  - защита проекта.

Основные формы учебной коммуникации.

1 ) Монологические формы речевой коммуникации:

2) Диалогические формы речевой коммуникации:

- выступать с готовой заранее речью; - выступать с неподготовленной речью; - рассказывать; - пересказывать; - спрашивать и задавать вопросы - сообщать; - докладывать; - отвечать на вопросы; - аргументировать; - ассоциировать; - критиковать; - доказывать и опровергать; - защищать и доказывать своё мнение.

- учебная беседа учителя и ученика; - учебная беседа в парах; - учебная беседа в группах; - дискуссия; - дебаты; - переговоры; - ответы на вопросы; - ролевая игра; - театрализация; - блиц-турнир; - учебный ринг; - заседание клуба; - защита проекта.

Система творческих заданий: Творческие задания при работе с текстом: Работа с иллюстрацией к тексту. Устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Рецензирование детьми созданных рисунков. Школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста; сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Рецензия подписывается учеником.  Творческое сочинение  Дети пишут сочинения на основе произведения, но уже относительно себя. Например, при изучении рассказа

Система творческих заданий:

  • Творческие задания при работе с текстом:

Работа с иллюстрацией к тексту.

Устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге.

Рецензирование детьми созданных рисунков.

Школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста; сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Рецензия подписывается учеником.

Творческое сочинение

Дети пишут сочинения на основе произведения, но уже относительно себя. Например, при изучении рассказа "Фантазеры" Н. Носова, учащиеся сочиняют свои фантастические истории, а затем анализируют и оценивают работы друг друга.

Творческие задания при работе с текстом:   Книжки-самоделки. Книжки дети изготовляют дома, а затем представляют в классе. В 3-4 кл. в этих книжках дети записывают произведения только собственного сочинения. Составление диафильмов по произведению. Создание диафильмов проводится в группе. Каждая группа составляет свой диафильм, продумывает содержание отдельных кадров; определяет количество кадров; подбирает строки из текста в соответствии с ними. Бумагу заготавливают заранее. Каждая группа представляет и защищает готовые диафильмы.

Творческие задания при работе с текстом:

Книжки-самоделки.

Книжки дети изготовляют дома, а затем представляют в классе. В 3-4 кл. в этих книжках дети записывают произведения только собственного сочинения.

Составление диафильмов по произведению.

Создание диафильмов проводится в группе. Каждая группа составляет свой диафильм, продумывает содержание отдельных кадров; определяет количество кадров; подбирает строки из текста в соответствии с ними.

Бумагу заготавливают заранее. Каждая группа представляет и защищает готовые диафильмы.

Творческие задания речевой деятельности: Творческое пересказывание. Творческий пересказ ученик может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором. Продолжение произведения (придумывание конца) Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. Составление вопросов и тестов по данному тексту.  Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.

Творческие задания речевой деятельности:

Творческое пересказывание.

Творческий пересказ ученик может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Продолжение произведения (придумывание конца)

Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.

Хокку  Луна повисла на ветке, как на качеле. Печально, но ветка сломалась… Хокку О, осенние листья! Как красиво вы устлали всю землю и осыпали нас. Творческие задания речевой деятельности: Словотворчество. Со 2-го класса ребята пробуют писать стихи. Сначала это рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам нравится самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи. Отзыв-рецензия.  Ученик высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению. В нем ученик может не только высказать объективную оценку прочитанному в корректной форме, но и адекватно воспринимать критику. Хокку  Луна открыла глаза, прошлась по туману, а потом укрылась большой тучей …Жаль… Хокку Ветер раскрыл туман. Я увидел дерево похожее на солнце. Хокку Снегом укрыто,  все что я вижу вокруг.  Вспоминается лето… Хокку  Наступили холода и цветок завял. Но я буду помнить всегда об этом цветке.

Хокку

Луна повисла на ветке,

как на качеле. Печально, но ветка сломалась…

Хокку

О, осенние листья!

Как красиво вы устлали всю землю и осыпали нас.

Творческие задания речевой деятельности:

Словотворчество.

Со 2-го класса ребята пробуют писать стихи. Сначала это рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам нравится самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Отзыв-рецензия.

Ученик высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению. В нем ученик может не только высказать объективную оценку прочитанному в корректной форме, но и адекватно воспринимать критику.

Хокку

Луна открыла глаза, прошлась по туману, а потом укрылась большой тучей …Жаль…

Хокку

Ветер раскрыл туман. Я увидел дерево похожее на солнце.

Хокку

Снегом укрыто,

все что я вижу вокруг.

Вспоминается лето…

Хокку

Наступили холода и цветок завял.

Но я буду помнить всегда об этом цветке.

Творческие задания речевой деятельности: Читательский дневник В читательском дневнике ученики записывают фамилию автора и название книги, дают характеристику героям, описывают понравившийся эпизод, составляют отзыв о прочитанном.

Творческие задания речевой деятельности:

Читательский дневник

В читательском дневнике ученики записывают фамилию автора и название книги, дают характеристику героям, описывают понравившийся эпизод, составляют отзыв о прочитанном.

Приём «Составление кластера»

Приём «Составление кластера»

Кластер

Кластер

Ромашка Блума

Ромашка Блума

мнительная слабое слабое чутьё заботливая здоровье её всё мать часто сбивалась пугала могла питаться с дороги хоть и голодна, только падалью несёт добычу детёнышам Приём «Фишбоун» А.П. Чехов «Белолобый» вывод причины Какие чувства вызывает волчица? волчица вызывает жалость проблема факты

мнительная

слабое

слабое

чутьё

заботливая

здоровье

её всё

мать

часто сбивалась

пугала

могла питаться

с дороги

хоть и голодна,

только падалью

несёт добычу

детёнышам

Приём «Фишбоун»

А.П. Чехов «Белолобый»

вывод

причины

Какие чувства

вызывает

волчица?

волчица

вызывает

жалость

проблема

факты

Синквейн

Синквейн

Преимущества творческой работы, используемой учителем на уроках литературного чтения: способствуют развитию речи: разговорной, деловой, художественной; приобщают детей к литературе как к искусству, обеспечивают благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, развивают самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся; обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; позволяют успешно реализовать принципы развития речи, коммуникативную функцию языка, обеспечивают практическую направленность обучения искусству речи, умение общаться с собеседником, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог; в процессе творческих работ по следам прочитанных произведений ученик находится на субъект-субъектном уровне, т.е. в процессе деятельности является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником.

Преимущества творческой работы, используемой учителем на уроках литературного чтения:

  • способствуют развитию речи: разговорной, деловой, художественной; приобщают детей к литературе как к искусству, обеспечивают благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, развивают самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся;
  • обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • позволяют успешно реализовать принципы развития речи, коммуникативную функцию языка, обеспечивают практическую направленность обучения искусству речи, умение общаться с собеседником, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог;
  • в процессе творческих работ по следам прочитанных произведений ученик находится на субъект-субъектном уровне, т.е. в процессе деятельности является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Главное для учителя - помнить,

что все учащиеся - звезды,

маленькие и большие,

близкие и далекие,

но одинаково красивые.

Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета.

Каждая звездочка мечтает сиять.

Напутствие коллегам! Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, всё это хорошо перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своём пути.

Напутствие коллегам!

Возьмите чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой,

плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры,

всё это хорошо перемешайте,

намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своём пути.