Просмотр содержимого документа
«Система занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий ВСОШ по русскому языку.Занятие 5 Глагол.(окончание)»
Занятие городского межшкольного факультатива по русскому языку для 9 классов
Глагол (окончание).Обобщающее повторение
Система глагольных времен
- было восемь грамматических глагольных времен : настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.
- Настоящее время обозначало (и обозначает в сря) действие, совпадающее с моментом речи или происходящее постоянно; образовывалось путем присоединения личных окончаний к глагольной основе настоящего времени : азъ несу, ты несеши …
10.09.22
Прошедшее время
- Аорист обозначал прошедшее действие, которое было единичным и не требовало каких-либо дополнительных характеристик; образовывался с помощью древнего суффикса * -s- (буква называлась сигмой, поэтому и аорист назывался сигматическим), присоединяющегося к основе инфинитива непосредственно (древний аорист) или с соединительным гласным -о- (новый аорист): язъ не с охъ, ты не с е…
- Имперфект обозначал прошедшее действие, которое либо было длительным, либо повторяющимся, либо состояло из нескольких актов ; образовывался присоединением к основе инфинитива суффикса -Ьах- (-аахъ-, -ахъ- в зависимости от конечного гласного основы): язъ нес яхъ , ты нес яш е… …
10.09.22
- Перфект указывал на такое прошедшее время, которое своим результатом в настоящем характеризует лицо/предмет (прошедшее время, непосредственно связанное с настоящим); образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал перфектное действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в настоящем времени : язъ есмь неслъ (-а), ты еси неслъ (-а)
- Плюсквамперфект (давно прошедшее) обозначал действие, которое предшествовало другому прошедшему действию; образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал давнопрошедшее действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в имперфекте: язъ бяхъ неслъ , ты бяше неслъ (-а) …
10.09.22
Будущее время
- Будущее простое по формам совпадало с настоящим временем, но образовывалось от глаголов совершенного вида .
- У глагола быти спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени образовывались от разных основ : есмь, еси, есть … - наст. вр.; буду, будеши, будеть … - буд. вр.
- Будущее сложное I указывало на действие , которое будет происходить после момента речи; образовывалось аналитически сочетанием инфинитива глагола (который обозначал действие в будущем) с личными формами вспомогательных глаголов начяти, почяти, хотЬти, имЬти в настоящем времени : язъ имамъ нести, ты имаши нести … Будущее сложное II обозначало действие, которое будет происходить раньше другого будущего действия; образовывалось аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал действие в будущем) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в простом будущем времени : язъ буду неслъ (-а), ты будеши неслъ (-а) …
10.09.22
Система наклонения
- У старославянского глагола было 4 наклонения: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное и «достигательное» (супин)
- Изъявительное наклонение (индикатив), или прямое, указывает на соответствие между содержанием высказываемого и действительностью. Действие (состояние, процесс), обозначаемое глаголом в изъявительном наклонении, мыслится говорящим как действительно происходящее, происходившее или имеющее произойти: внд^ in» народы мъногы (‘Увидел Иисус много людей’); въстдвъ ндж къ отьцоу
- Повелительное наклонение, или императив, выражает непосредственное волеизъявление (просьбу или приказание говорящего) с целью побудить слушающего к определенному действию: реме же оць »:ъ рдвомъ свонлгь нанесете од'Ьждж прьвж«ж i овл’Ьц’йте н... (Остром, ев.. Лука, XV) (‘Сказал же отец рабам своим: «Принесите одежду лучшую и оденьте его...»’).
- Условное (сослагательное) наклонение, или конъюнктив, указывает на отсутствие прямого соответствия содержания высказываемого с действительностью: ...нлиыгЬ ннколнже не ддлъ ксн козь-лдте да съ дроугы монмн възкеселнлъсд выуъ (Остром, ев., Лука, XV) (‘...и мне ты не дал ни разу козленка, дабы я повеселился со своими друзьями’).
- Супин (достигательное наклонение) указывал на цель действия при глаголах движения: ндж рывъ ловить (‘Иду рыбу ловить’).
10.09.22
- Определите часть речи следующих слов современного русского языка. Объясните их происхождение. Приведите примеры употребления этих слов в тексте.
- Чу, чай, бы, вишь, де, бишь, знай, гой еси, дескать.
10.09.22
- Чу — форма глагола чуяти, чай — форма глагола чаяти, бы — форма глагола быти, вишь — форма глагола видети (др.-рус. вижь), де — форма глагола деяти, бишь — форма глагола быти, знай — форма глаг. знати, гой — форма глаг. гоити (в знач. быть здоровым, выздоравливать), еси — форма 2 л. ед. ч. наст. вр. от глаг. быти, дескать — сращение частицы де и стяженной формы глагола сказать.
10.09.22
- Имена существительные среднего рода с окончанием -О, -Е имеют в именительном падеже множественного числа окончание -А (-Я): окно — окна, облако — облака, поле — поля и т. п. Почему слова ухо, плечо, колено , а также устаревшее слово око имеют другое окончание: уши, плечи, колени, очи ?
10.09.22
- Это формы двойственного числа .
10.09.22
- В каком падеже употреблено выделенное слово в пословице « Врачу, исцелися сам! »? Поставьте в этом слове ударение и объясните, как вы понимаете значение пословицы. Что вы знаете о её происхождении?
10.09.22
Проверка
- Вр ачу, звательный падеж. Значение пословицы "прежде чем указывать на недостатки других, исправь свои ". По происхождению это библейская пословица.
10.09.22
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Рыбка, обращаясь к рыбаку, говорит: «Чего тебе надобно, старче ?». В каком падеже употреблено слово старче? Поставьте это слово в начальную форму.
10.09.22
Проверка
- В звательном . Нач. ф. — старец.
10.09.22
- В статье из журнала «Русская речь» отмечалось, что при передаче названия известной картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя » в книгах о русской живописи нередко допускают ошибку: вместо формы ровныя употребляют ровные (см.: Русская речь, 1967, № 5, с. 21). В чем ошибочность исправленного написания имени прилагательного? Напишите, как должна выглядеть современная форма этой песенной строки, ставшей названием картины великого русского художника.
10.09.22
ПРОВЕРКА
- Ошибка в том, что ровныя — это форма род. п. ед. ч. Современная форма песенной строки звучала бы — "Среди долины ровной".
10.09.22
- Если бы у глагола победить была форма первого лица единственного числа простого будущего времени, то как бы она выглядела?
10.09.22
ПРОВЕРКА
10.09.22
- В качестве эпиграфа к произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев взял несколько изменённую строку из поэмы В. К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». К какой части речи относится выделенное слово? Как его следует перевести с церковнославянского на современный русский язык?
10.09.22
ПРОВЕРКА
10.09.22
- В какой форме употребляются глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели, например: А ты письма мои береги, / Чтобы нас рассудили потомки. (А. А. Ахматова).
10.09.22
ПРОВЕРКА
- В форме сослагательного наклонения (формообразующая частица бы стала частью союза).
10.09.22
- бяше около города лесъ и боръ великъ, и бяху ловяще зверь, бяхуть бо мудре и смыслени, и н арицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.
10.09.22
- Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне.
10.09.22
Переведите текст на современный русский язык.
В лэто 862.. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом пришед , и прозваша и́ Новъгород, и сэдэту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бэлоозеро. И по тэмь городомъ суть находницэ варязи; пэрвыи населници в Новэгородэ словенэ, и в Полотьскэ кривичи, Ростовэ меряне, Бэлэозерэ весь, Муромэ мурома. И тэми всэми обладаше Рюрикъ.
10.09.22
Проверь себя
- В год 862-й. И принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильменю и заложил город над Волховом, и назвали его Новгород, и сидел он здесь, княжа, и раздал дружинникам своим волости и города: одному Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. И по этим городам живут пришельцы Варяги; первопоселенцы в Новгороде — словене, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меряне, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над всеми ними властвовал Рюрик.
10.09.22
Решаем задания ВСОШ
- Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси ?
10.09.22
Ответ
- От альфы до омеги, от аза до ижицы. А, я – названия первой и последней букв современной русской азбуки . Альфа, омега – названия первой и последней букв греческой азбуки. Аз, ижица – названия первой и последней букв церковнославянской азбуки.
10.09.22
Решаем задания ВСОШ
В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:
Подумала, что скажут люди, И подписала: Т. Л. Что значит Т. Л., это понятно – очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?
10.09.22
Ответ
В приведенном отрывке инициалы Т. Л. надо читать как названия церковнославянских букв: твердо, люди. В этот случае рифма сохраняется.
10.09.22
Решаем задания ВСОШ
- Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему?
- Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е .
10.09.22
Ответ
Инициалы Е. Онегина во втором отрывке надо читать как названия букв в гражданской азбуке: О, Е. Обращение к разным типам азбук может служить дополнительной характеристикой героев: Татьяна Ларина ориентирована на "преданья старины глубокой" (церковнославянская азбука), а Евгений Онегин – на западную культуру (гражданская азбука).
10.09.22
Переведите текст на современный русский язык.
10.09.22
Проверь себя
10.09.22