СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий ВСОШ по русскому языку.Занятие 5 Глагол.(окончание)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие 5 Глагол(окончание)

Просмотр содержимого документа
«Система занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий ВСОШ по русскому языку.Занятие 5 Глагол.(окончание)»

Занятие городского межшкольного факультатива по русскому языку для 9 классов   Глагол (окончание).Обобщающее повторение

Занятие городского межшкольного факультатива по русскому языку для 9 классов

Глагол (окончание).Обобщающее повторение

Система глагольных времен  было восемь грамматических глагольных времен : настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.  Настоящее время обозначало (и обозначает в сря) действие, совпадающее с моментом речи или происходящее постоянно; образовывалось путем присоединения личных окончаний к глагольной основе настоящего времени : азъ несу, ты несеши … 10.09.22

Система глагольных времен

  • было восемь грамматических глагольных времен : настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.
  • Настоящее время обозначало (и обозначает в сря) действие, совпадающее с моментом речи или происходящее постоянно; образовывалось путем присоединения личных окончаний к глагольной основе настоящего времени : азъ несу, ты несеши

10.09.22

Прошедшее время Аорист  обозначал прошедшее действие, которое было единичным и не требовало каких-либо дополнительных характеристик; образовывался с помощью древнего суффикса * -s- (буква называлась сигмой, поэтому и аорист назывался сигматическим), присоединяющегося к основе инфинитива непосредственно (древний аорист) или с соединительным гласным -о- (новый аорист): язъ не с охъ, ты не с е… Имперфект  обозначал прошедшее действие, которое либо было длительным, либо повторяющимся, либо состояло из нескольких актов ; образовывался присоединением к основе инфинитива суффикса -Ьах- (-аахъ-, -ахъ- в зависимости от конечного гласного основы): язъ нес яхъ , ты нес яш е…  … 10.09.22

Прошедшее время

  • Аорист обозначал прошедшее действие, которое было единичным и не требовало каких-либо дополнительных характеристик; образовывался с помощью древнего суффикса * -s- (буква называлась сигмой, поэтому и аорист назывался сигматическим), присоединяющегося к основе инфинитива непосредственно (древний аорист) или с соединительным гласным -о- (новый аорист): язъ не с охъ, ты не с е…
  • Имперфект обозначал прошедшее действие, которое либо было длительным, либо повторяющимся, либо состояло из нескольких актов ; образовывался присоединением к основе инфинитива суффикса -Ьах- (-аахъ-, -ахъ- в зависимости от конечного гласного основы): язъ нес яхъ , ты нес яш е…

10.09.22

Перфект указывал на такое прошедшее время, которое своим результатом в настоящем характеризует лицо/предмет (прошедшее время, непосредственно связанное с настоящим); образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал перфектное действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в настоящем времени : язъ есмь  неслъ (-а), ты еси  неслъ (-а) Плюсквамперфект (давно прошедшее) обозначал действие, которое предшествовало другому прошедшему действию; образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал давнопрошедшее действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в имперфекте: язъ бяхъ  неслъ , ты бяше  неслъ (-а) … 10.09.22
  • Перфект указывал на такое прошедшее время, которое своим результатом в настоящем характеризует лицо/предмет (прошедшее время, непосредственно связанное с настоящим); образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал перфектное действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в настоящем времени : язъ есмь неслъ (-а), ты еси неслъ (-а)
  • Плюсквамперфект (давно прошедшее) обозначал действие, которое предшествовало другому прошедшему действию; образовывался сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал давнопрошедшее действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в имперфекте: язъ бяхъ неслъ , ты бяше неслъ (-а) …

10.09.22

Будущее время Будущее простое по формам совпадало с настоящим временем, но образовывалось от глаголов совершенного вида . У глагола быти спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени образовывались от разных основ : есмь, еси, есть … - наст. вр.; буду, будеши, будеть … - буд. вр.  Будущее сложное I указывало на действие , которое будет происходить после момента речи; образовывалось аналитически сочетанием инфинитива глагола (который обозначал действие в будущем) с личными формами вспомогательных глаголов  начяти, почяти, хотЬти, имЬти в настоящем времени : язъ имамъ нести, ты имаши нести …  Будущее сложное II обозначало действие, которое будет происходить раньше другого будущего действия; образовывалось аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал действие в будущем) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в простом будущем времени : язъ буду неслъ (-а), ты будеши неслъ (-а) … 10.09.22

Будущее время

  • Будущее простое по формам совпадало с настоящим временем, но образовывалось от глаголов совершенного вида .
  • У глагола быти спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени образовывались от разных основ : есмь, еси, есть … - наст. вр.; буду, будеши, будеть … - буд. вр.
  • Будущее сложное I указывало на действие , которое будет происходить после момента речи; образовывалось аналитически сочетанием инфинитива глагола (который обозначал действие в будущем) с личными формами вспомогательных глаголов начяти, почяти, хотЬти, имЬти в настоящем времени : язъ имамъ нести, ты имаши нести Будущее сложное II обозначало действие, которое будет происходить раньше другого будущего действия; образовывалось аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал действие в будущем) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в простом будущем времени : язъ буду неслъ (-а), ты будеши неслъ (-а) …

10.09.22

Система наклонения

  • У старославянского глагола было 4 наклонения: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное и «достигательное» (супин)
  • Изъявительное  наклонение (индикатив), или прямое, указывает на соответствие между содержанием высказываемого и действительностью. Действие (состояние, процесс), обозначаемое глаголом в изъявительном наклонении, мыслится говорящим как действительно происходящее, происходившее или имеющее произойти: внд^ in» народы мъногы (‘Увидел Иисус много людей’); въстдвъ ндж къ отьцоу
  • Повелительное  наклонение, или императив, выражает непосредственное волеизъявление (просьбу или приказание говорящего) с целью побудить слушающего к определенному действию: реме же оць »:ъ рдвомъ свонлгь нанесете од'Ьждж прьвж«ж i овл’Ьц’йте н... (Остром, ев.. Лука, XV) (‘Сказал же отец рабам своим: «Принесите одежду лучшую и оденьте его...»’).
  • Условное   (сослагательное) наклонение, или конъюнктив, указывает на отсутствие прямого соответствия содержания высказываемого с действительностью: ...нлиыгЬ ннколнже не ддлъ ксн козь-лдте да съ дроугы монмн възкеселнлъсд выуъ (Остром, ев., Лука, XV) (‘...и мне ты не дал ни разу козленка, дабы я повеселился со своими друзьями’).
  • Супин  (достигательное наклонение) указывал на цель действия при глаголах движения: ндж рывъ ловить (‘Иду рыбу ловить’).

10.09.22

Определите часть речи следующих слов современного русского языка. Объясните их происхождение. Приведите примеры употребления этих слов в тексте. Чу, чай, бы, вишь, де, бишь, знай, гой еси, дескать. 10.09.22
  • Определите часть речи следующих слов современного русского языка. Объясните их происхождение. Приведите примеры употребления этих слов в тексте.
  • Чу, чай, бы, вишь, де, бишь, знай, гой еси, дескать.

10.09.22

Чу — форма глагола чуяти, чай — форма глагола чаяти, бы — форма глагола быти, вишь — форма глагола видети (др.-рус. вижь), де — форма глагола деяти, бишь — форма глагола быти, знай — форма глаг. знати, гой — форма глаг. гоити (в знач. быть здоровым, выздоравливать), еси — форма 2 л. ед. ч. наст. вр. от глаг. быти, дескать — сращение частицы де и стяженной формы глагола сказать. 10.09.22
  • Чу — форма глагола чуяти, чай — форма глагола чаяти, бы — форма глагола быти, вишь — форма глагола видети (др.-рус. вижь), де — форма глагола деяти, бишь — форма глагола быти, знай — форма глаг. знати, гой — форма глаг. гоити (в знач. быть здоровым, выздоравливать), еси — форма 2 л. ед. ч. наст. вр. от глаг. быти, дескать — сращение частицы де и стяженной формы глагола сказать.

10.09.22

Имена существительные среднего рода с окончанием -О, -Е имеют в именительном падеже множественного числа окончание -А (-Я): окно — окна, облако — облака, поле — поля и т. п. Почему слова ухо, плечо, колено , а также устаревшее слово око имеют другое окончание: уши, плечи, колени, очи ? 10.09.22
  • Имена существительные среднего рода с окончанием -О, -Е имеют в именительном падеже множественного числа окончание -А (-Я): окно — окна, облако — облака, поле — поля и т. п. Почему слова ухо, плечо, колено , а также устаревшее слово око имеют другое окончание: уши, плечи, колени, очи ?

10.09.22

Это формы двойственного числа . 10.09.22
  • Это формы двойственного числа .

10.09.22

В каком падеже употреблено выделенное слово в пословице « Врачу, исцелися сам! »? Поставьте в этом слове ударение и объясните, как вы понимаете значение пословицы. Что вы знаете о её происхождении? 10.09.22
  • В каком падеже употреблено выделенное слово в пословице « Врачу, исцелися сам! »? Поставьте в этом слове ударение и объясните, как вы понимаете значение пословицы. Что вы знаете о её происхождении?

10.09.22

Проверка Вр ачу, звательный падеж. Значение пословицы

Проверка

  • Вр ачу, звательный падеж. Значение пословицы "прежде чем указывать на недостатки других, исправь свои ". По происхождению это библейская пословица.

10.09.22

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Рыбка, обращаясь к рыбаку, говорит: «Чего тебе надобно, старче ?». В каком падеже употреблено слово старче? Поставьте это слово в начальную форму. 10.09.22
  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Рыбка, обращаясь к рыбаку, говорит: «Чего тебе надобно, старче ?». В каком падеже употреблено слово старче? Поставьте это слово в начальную форму.

10.09.22

Проверка В звательном . Нач. ф. — старец. 10.09.22

Проверка

  • В звательном . Нач. ф. — старец.

10.09.22

В статье из журнала «Русская речь» отмечалось, что при передаче названия известной картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя » в книгах о русской живописи нередко допускают ошибку: вместо формы ровныя употребляют ровные (см.: Русская речь, 1967, № 5, с. 21). В чем ошибочность исправленного написания имени прилагательного? Напишите, как должна выглядеть современная форма этой песенной строки, ставшей названием картины великого русского художника. 10.09.22
  • В статье из журнала «Русская речь» отмечалось, что при передаче названия известной картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя » в книгах о русской живописи нередко допускают ошибку: вместо формы ровныя употребляют ровные (см.: Русская речь, 1967, № 5, с. 21). В чем ошибочность исправленного написания имени прилагательного? Напишите, как должна выглядеть современная форма этой песенной строки, ставшей названием картины великого русского художника.

10.09.22

ПРОВЕРКА Ошибка в том, что ровныя — это форма род. п. ед. ч. Современная форма песенной строки звучала бы —

ПРОВЕРКА

  • Ошибка в том, что ровныя — это форма род. п. ед. ч. Современная форма песенной строки звучала бы — "Среди долины ровной".

10.09.22

Если бы у глагола победить была форма первого лица единственного числа простого будущего времени, то как бы она выглядела? 10.09.22
  • Если бы у глагола победить была форма первого лица единственного числа простого будущего времени, то как бы она выглядела?

10.09.22

ПРОВЕРКА Побежу. 10.09.22

ПРОВЕРКА

  • Побежу.

10.09.22

В качестве эпиграфа к произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев взял несколько изменённую строку из поэмы В. К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». К какой части речи относится выделенное слово? Как его следует перевести с церковнославянского на современный русский язык? 10.09.22
  • В качестве эпиграфа к произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев взял несколько изменённую строку из поэмы В. К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». К какой части речи относится выделенное слово? Как его следует перевести с церковнославянского на современный русский язык?

10.09.22

ПРОВЕРКА Причастие. Лающее. 10.09.22

ПРОВЕРКА

  • Причастие. Лающее.

10.09.22

В какой форме употребляются глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели, например: А ты письма мои береги, / Чтобы нас рассудили потомки. (А. А. Ахматова). 10.09.22
  • В какой форме употребляются глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели, например: А ты письма мои береги, / Чтобы нас рассудили потомки. (А. А. Ахматова).

10.09.22

ПРОВЕРКА В форме сослагательного наклонения (формообразующая частица бы стала частью союза). 10.09.22

ПРОВЕРКА

  • В форме сослагательного наклонения (формообразующая частица бы стала частью союза).

10.09.22

бяше около города лесъ и боръ великъ, и бяху ловяще зверь, бяхуть бо мудре и смыслени, и н арицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.  10.09.22
  • бяше около города лесъ и боръ великъ, и бяху ловяще зверь, бяхуть бо мудре и смыслени, и н арицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.

10.09.22

Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне. 10.09.22
  • Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне.

10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.  В лэто 862.. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом пришед , и прозваша и́ Новъгород, и сэдэту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бэлоозеро. И по тэмь городомъ суть находницэ варязи; пэрвыи населници в Новэгородэ словенэ, и в Полотьскэ кривичи, Ростовэ меряне, Бэлэозерэ весь, Муромэ мурома. И тэми всэми обладаше Рюрикъ. 10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.

В лэто 862.. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом пришед , и прозваша и́ Новъгород, и сэдэту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бэлоозеро. И по тэмь городомъ суть находницэ варязи; пэрвыи населници в Новэгородэ словенэ, и в Полотьскэ кривичи, Ростовэ меряне, Бэлэозерэ весь, Муромэ мурома. И тэми всэми обладаше Рюрикъ.

10.09.22

Проверь себя В год 862-й.  И принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильменю и заложил город над Волховом, и на­звали его Новгород, и сидел он здесь, княжа, и раздал дружинникам своим волости и города: одному Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. И по этим городам живут пришельцы Варяги; первопоселенцы в Новгороде — словене, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меряне, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над всеми ними властвовал Рюрик.  10.09.22

Проверь себя

  • В год 862-й. И принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильменю и заложил город над Волховом, и на­звали его Новгород, и сидел он здесь, княжа, и раздал дружинникам своим волости и города: одному Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. И по этим городам живут пришельцы Варяги; первопоселенцы в Новгороде — словене, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меряне, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над всеми ними властвовал Рюрик.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси ?  10.09.22

Решаем задания ВСОШ

  • Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси ?

10.09.22

Ответ От альфы до омеги, от аза до ижицы.  А, я  – названия первой и последней букв современной русской азбуки .  Альфа, омега  – названия первой и последней букв греческой азбуки.  Аз, ижица – названия первой и последней букв церковнославянской азбуки.  10.09.22

Ответ

  • От альфы до омеги, от аза до ижицы. А, я  – названия первой и последней букв современной русской азбуки . Альфа, омега  – названия первой и последней букв греческой азбуки. Аз, ижица – названия первой и последней букв церковнославянской азбуки.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:  Подумала, что скажут люди,  И подписала: Т. Л.  Что значит Т. Л., это понятно – очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?   10.09.22

Решаем задания ВСОШ

В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:

Подумала, что скажут люди, И подписала: Т. Л. Что значит Т. Л., это понятно – очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?

10.09.22

Ответ  В приведенном отрывке инициалы Т. Л. надо читать как названия церковнославянских букв: твердо, люди. В этот случае рифма сохраняется.   10.09.22

Ответ

В приведенном отрывке инициалы Т. Л. надо читать как названия церковнославянских букв: твердо, люди. В этот случае рифма сохраняется.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему? Задумавшись, моя душа,  Прелестным пальчиком писала  На отуманенном стекле  Заветный вензель О да Е .  10.09.22

Решаем задания ВСОШ

  • Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему?
  • Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е .

10.09.22

Ответ  Инициалы Е. Онегина во втором отрывке надо читать как названия букв в гражданской азбуке: О, Е.  Обращение к разным типам азбук может служить дополнительной характеристикой героев: Татьяна Ларина ориентирована на

Ответ

Инициалы Е. Онегина во втором отрывке надо читать как названия букв в гражданской азбуке: О, Е. Обращение к разным типам азбук может служить дополнительной характеристикой героев: Татьяна Ларина ориентирована на "преданья старины глубокой" (церковнославянская азбука), а Евгений Онегин – на западную культуру (гражданская азбука).

10.09.22

Переведите текст на современный русский язык. 10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.

10.09.22

Проверь себя 10.09.22

Проверь себя

10.09.22