УДК
СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ «УЧИМСЯ ПИСАТЬ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ»
Николаенко Юлия Александровна
Учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Лицей №11 им. Б.В. Шопина», Россия
Е-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальность данной системы достаточно высока, так как готовит обучающихся к одной из самых сложных частей государственного экзамена по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения (задание 13.1., 13.2, 13.3). Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить обучающихся к выполнению этого задания. Ситуация осложняется еще и тем, что обучающиеся должны быть готовы к написанию всех трех видов сочинения-рассуждения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1), сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (13.2), и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (13.3). Именно поэтому система данного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения» актуальна для обучающихся 9 класса и, если есть такая возможность в образовательной организации, обучающихся 8 класса. Также программу можно использовать как модуль в подготовке к ОГЭ
Ключевые слова: обучение написанию сочинения-рассуждения, Основной государственный экзамен (ОГЭ), конструирование письменного высказывания, формулирование тезиса, аргументированное доказательство, логичное и последовательное изложение мыслей.
Данная система занятий «Учимся писать сочинение-рассуждение» составлена в соответствии с кодификатором элементов содержания и требованиям к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. Предлагаемая система предназначена для подготовки обучающихся 8-9 классов к сдаче ОГЭ по русскому языку и рассчитана на 16 часов (1 час в неделю в течение учебного года).
Цель системы занятий: обеспечить обучающимся 9-х классов качественную подготовку к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, а именно: совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на заданную тему.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
• обучить порядку работы над сочинением-рассуждением: умению формулировать тезис, аргументированно доказывать свою точку зрения, делать вывод;
• совершенствовать умение правильно, логично и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; совершенствовать и редактировать текст;
• развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, практические занятия по написанию сочинений, составление обобщающих таблиц и схем, работа с опорным конспектом, практические занятия. На каждом занятии предусматривается теоретическая и практическая часть (выполнение упражнений, позволяющих закрепить приобретенные знания).
Освоение материала курса «Учимся писать сочинение-рассуждение» должно обеспечивать формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты занятий:
1. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Гражданская идентичность (уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3. Способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
4. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России).
5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты занятий:
1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.
2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).
3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
4. Развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
определять возможные роли в совместной деятельности.
5. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
6. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
7. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
8. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты занятий:
1. Понимание ключевых проблем текста.
2. Умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из типов речи; понимать и формулировать тему, идею текста; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
3. Формулирование собственного отношения к описанному; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
4. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
5. Написание сочинений в соответствии с выбранным направлением на темы;
6. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.
7. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
9. Овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением.
Содержание системы занятий «Учимся писать сочинение-рассуждение»
1. Введение. Нормативная база ОГЭ. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Демоверсия по русскому языку. Учебные материалы и пособия для подготовки к ГИА.
2. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура сочинения-рассуждения (тезис – аргументы - вывод). Знакомство с критериями оценивания. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Средства связи частей рассуждения. Речевые клише.
3. Способы оформления тезиса. Способы толкования значения слова. Составление краткого словаря терминов. Работа с толковыми словарями. Толкование понятия в сочинении.
4. Комментирование понятий. Создание таблицы «Понятие. Толкование. Комментарий». Схема вступления. Оценивание вступления.
5. Учимся аргументировать тезис. Выбор аргументов. Критерии оценивания основной части сочинения. Средства связи между частями сочинения. Создание «Копилки литературных аргументов».
6. Пишем вывод. Задача вывода. Способы моделирования заключительной части сочинения. Обобщение изученного. Создание текста сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Редактирование текста сочинения.
7. Критерии оценки грамотности. Виды ошибок в письменных работах школьников. Практикум по разграничению ошибок. Критерии оценивания грамотности. Рецензирование сочинений учеников.
План системы занятий
«Учимся писать сочинение-рассуждение»
№ темы | Раздел. Тема раздела. | Количество часов | Формы текущего контроля |
1 | Введение в курс | 1 | Проверка конспекта |
2 | Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания | 1 | Проверка конспекта |
3 | Способы оформления тезиса | 2 | Коллективное и индивидуальное выполнение заданий |
4 | Комментирование понятий | 2 | Коллективное и индивидуальное выполнение заданий |
5 | Учимся аргументировать тезис | 2 | Выполнение практических заданий |
6 | Пишем вывод | 1 | Коллективное сочинение по заданию 9.3 |
7 | Практикум написания сочинения | 2 | Проверка сочинения-рассуждения по критериям ОГЭ |
8 | Критерии оценки грамотности | 3 | Выполнение практических заданий |
9 | Обобщение изученного | 1 | Рецензирование работ учащихся |
10 | Итоговый контроль | 1 | Защита творческих работ |
Содержание занятия № 2 (даётся в качестве примера)
Тема: Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания
Форма: Лекция
Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
- умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
- один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
- функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а большую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
• исторические факты;
• статистические данные;
• эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
• пословицы и поговорки, афоризмы;
• мнения авторитетных людей…
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом...
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, ...
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например...
Допустим…
По свидетельству (кого-либо)…
Предположим…
Так как; потому что…
Во-первых, во-вторых и т.д.
Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно...
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
• основной тезис соответствует теме сочинения,
• отобранные доказательства достаточно весомы,
• между частями сочинения тесная логическая связь,
• выводы четко сформулированы.
Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
Список использованной литературы
1. Егораева Т.Г. ОГЭ 2024. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению задания 15.3 / М. : Издательство «Экзамен», 2024. – 111 с.
2. Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.
3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Ростов н/Д: Легион, 2023. – 96 с.
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) (полностью) | Николаенко Юлия Александровна |
Место работы (учебы) (полностью) | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Лицей №11 им. Б.В. Шопина» |
Должность, ученая степень, звание | Учитель |
Почтовый адрес (с индексом), получатель (если необходим печатный вариант) + ФИО получателя | Николаенко Юлия Александровна 346512 г. Шахты, ул. 26 Бакинских комиссаров, 9А, кв. 15. |
Необходимость в печатном экземпляре сборника (стоимость 1300 руб.) | |
Шифр специальности по паспорту ВАК | |
E-mail для связи | Е-mail: [email protected] |