Конспект урока по русскому языку (8класс)
Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»
Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Однородные члены предложения».
Задачи:
Образовательные: отработка умений
- находить в текстах однородные члены предложения и определять их роль;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;
- различать предложения с однородными членами и сложные предложения;
- составлять схемы предложений с однородными членами;
- правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1.Орг. момент
Слово учителя, фронтальная беседа
Послушайте, что писал о русском языке К. Паустовский: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
- Благодаря чему мы почувствовали огромные возможности русского языка?
(Благодаря экспрессивной лексике русского языка, красоте русского слова и его богатству)
- А с точки зрения синтаксиса, какие члены предложения помогают создать образы?
(Однородные члены предложения)
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
(Сегодня на уроке мы обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных ленах предложения
-Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока
2. Повторение теории. Повторение осуществляется фронтально.
Ответьте на вопросы:
– Какие члены предложения называются однородными? (примеры)
– При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?
– Как отличить однородные определения от неоднородных?
– Когда ставятся запятые при однородных членах? Когда не ставятся?
– Расскажите о знаках препинания при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения.
Мы вспомнили про однородные члены, обобщающие слова и знаки препинания при них.
3. Практические задания
В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
(Работа осуществляется в парах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
1 | Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом. | № 8 |
2 | Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. | № 2 |
3 | Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. | № 6 |
4 | Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром. | № 4 |
5 | Ищи товарища лучше себя, а не хуже. | № 3 |
6 | В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие. | № 7 |
7 | То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить. | № 5 |
8 | Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее. | № 9 |
4. Комплексный анализ текста. (Текст распечатывается на каждого учащегося)
Беседа по содержанию.
В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому? что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все?таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.
(По В. Пескову.)
Спасское –Лутовиново. С чьим именем связано это место? (родовое имение русского писателя 19 века И.С.Тургенева, находится в Орловской губернии)
Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его? (На родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове, старинный парк)
Определите тему и идею текста. (парк в Спасском-Лутовинове, последнее предложение (писателя вдохновляла на творчество природа)
Определите тип текста и стиль речи. Докажите. (описание, художественный, олицетворения – все помнит, деревья умирают, эпитеты – косматые ели)
– Однородные члены, украшают речь, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной.
Работа над орфографией и пунктуацией.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.
А что будет, если убрать из текста все однородные члены?
Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?
Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.
Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения.
Слово учителя
Мы с вами вспомнили схемы предложений с однородными членами, повторили, что они могут быть разными членами предложения.
5. Создание текста (Работа в малой группе)
А сейчас выполним следующее задание: по картинам составим предложения с однородными членами. Вы помните, что в одном из заданий устной части экзамена нужно будет уметь описывать картину или фотографию. А для этого нужно уметь правильно составлять предложения. (Слайды)
1.Картина Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» (1933)
На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На крупных соцветиях (Соцветие - это побег растения, несущий цветки и не несущий листьев) лилового, белого, красного и синего цветов играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на неярком фоне)
2.Константин Федорович Юон «Весенний солнечный день» (1910) Дети выбежали на улицу, веселятся и шумят. Молодые женщины принарядились и вышли на улицу. Красавицы стоят под окнами большого бревенчатого дома и о чем-то беседуют, глядя на небо. От этой картины веет чистотой и свежестью ранней весны, ее ароматами. Мы наслаждаемся нежными красками, разнообразием тонов.
Вы поняли, что предложения с однородными членами мы можем употреблять при описании картины.
6. Рефлексия
-Чем занимались на уроке? Что понравилось, запомнилось?
- Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали?
- Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать?
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
Этап урока 6. Итог урока.
Игра «Согласен – не согласен». Слайд
Перед вами - таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
№ | Утверждения | «Да» или «нет» |
1. | Однородные члены предложения связаны подчинительной связью | |
2. | Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос | |
3. | Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи. | |
4. | Однородными могут быть только второстепенные члены предложения | |
5. | Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая | |
6. | Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены | |
7. | Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую | |
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 7 баллов.
Проверяем.
- Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам урока _________________
- Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):
18 - 22 баллов - «3»
23 – 30 баллов – «4»
31-36 баллов – «5»
- Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью
7. Дифференцированное домашнее задание. Слайд
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»
Итог моей работы
Тема | «+» или «-» | Домашнее задание |
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения | | П. 40, 41 |
Могу начертить схему предложения с однородными членами | | П. 41, 43, 44 |
Знаю группы сочинительных союзов | | П. 43 |
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом | | П. 44 |
Могу отличить однородные и неоднородные определения. | | П. 42 |
Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Однородные члены предложения»