Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход.»
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
(Герберт Спенсер)
Системно-деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС
В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-ности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорило том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.
Цель
Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Дидактические принципы системно – деятельностного подхода :
Принцип деятельности
Принцип системности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип творчества
Компоненты системно-деятельностного подхода
- Учебно-познавательные мотивы
- Действия целеполагания
- Планирование решения
- Решение задач
- Рефлексивно-оценочные действия
Результаты применения системно-деятельностного подхода
Деятельностный подход осуществляется через:
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности;
- владение приёмами исследовательской деятельности;
- вовлечение обучающихся в игровую деятельность;
- вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность;
- вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность;
- работа с источниками информации;
- решение познавательных и практических задач;
- анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуаций.
Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий:
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии организации проектной деятельности;
- технология групповой работы;
- технология проблемно-диалогического обучения.
Учебная деятельность
Обучающиеся:
- ставят цель
- выбирают способ
- строят план достижения цели
- определяют средства, ресурсы и сроки
- согласовывают тему урока
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока
- Мотивирование к учебной деятельности
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. Постановка учебной задачи
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
9. Итог.
Вывод
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов.