СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход к обучении младших школьников по новым образовательным стандартам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход к обучении младших школьников по новым образовательным стандартам.

Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании. Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка. Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше, чем учащиеся других стран приучены выполнять задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но не всегда могут применить знания в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод, или назвать последствия тех или иных изменений. Низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования позволяют сделать вывод о том, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Предмет нашей гордости в прошлом — большой объем фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимой становится не сами знания, а знания о том, как и где их применять.   Такимобразом,  отечественной  системе  образования  выдвинут  новый  социальный  заказ.   Обществу  необходимы  социально  мобильные,  творчески  действующие  граждане,  способные  развивать  науку,  промышленность,  обеспечивающие  поступательное  движение  вперёд  при  неукоснительном  соблюдении  гражданских  прав  и  свобод. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности — учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. При освоении учащимися определенных видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смысло-образующей всего процесса обучения.     Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.  Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры. Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании. Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка. Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.  В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».  Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.          В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

 Преимущества деятельностного подхода: У обучающихся в наибольшей степени: развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых. Я считаю, что применение деятельностного метода приносит свои плоды. Мои ученики активные участники и победители различных международных, городских и школьных конкурсов. На уроках дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отметили высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход к обучении младших школьников по новым образовательным стандартам.»

Системно-деятельностный подход к обучении младших школьников по новым образовательным стандартам.

Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании.
Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.
Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше, чем учащиеся других стран приучены выполнять задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но не всегда могут применить знания в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод, или назвать последствия тех или иных изменений. Низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования позволяют сделать вывод о том, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Предмет нашей гордости в прошлом — большой объем фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает.
Необходимой становится не сами знания, а знания о том, как и где их применять.   Такимобразом,  отечественной  системе  образования  выдвинут  новый  социальный  заказ.   Обществу  необходимы  социально  мобильные,  творчески  действующие  граждане,  способные  развивать  науку,  промышленность,  обеспечивающие  поступательное  движение  вперёд  при  неукоснительном  соблюдении  гражданских  прав  и  свобод.
Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности — учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. При освоении учащимися определенных видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смысло-образующей всего процесса обучения.
 
  Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения. 
Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.
Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры.
Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании.
Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.
Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.
 В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
         В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

 Преимущества деятельностного подхода:
У обучающихся в наибольшей степени:
развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых.
Я считаю, что применение деятельностного метода приносит свои плоды. Мои ученики активные участники и победители различных международных, городских и школьных конкурсов. На уроках дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отметили высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний.